Тема недели
Кодекс для бойца АТО
Точки зрения
10 Июля
18:47
Общество
Владимир Цыбулько
Военные после закона об амнистии не станут источником всплеска преступной активности
Волноваться из-за того, что закон об амнистии для военных повлечет волну преступности, не стоит. Закон был нужен, поскольку прокуратуры рассматривали дела, не учитывая реалии боевых действий. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) выразил эксперт аналитического центра «Политика» Владимир Цыбулько.
«Большинство преступлений, за которые подпадают под амнистию военные, были сформированы гражданскими прокуратурами, не учитывая реалии боевых действий. Надо не только проводить амнистию для военных, а увеличивать количество военных в полиции, которые имеют боевой опыт, чувство братства и ответственности», - рассказал политолог.
Цыбулько отмечает, что следует различать ситуации, где было банальное мародерство, а где действия, продиктованные потребностями АТО. Также нужно отбросить мифы о добровольцах, которыми полны материалы СМИ.
«О мародерстве батальона «Айдар» говорят много. Они контролировали ТЭС в Счастье и там большие бизнес-интересы как с нашей территории, так и с неподконтрольной. Хочу напомнить хотя бы о взятке в 20 миллионов долларов, которую предлагали штабистам, чтобы они отвели айдаровцэв от ТЭС. Здесь много мифологии и лжи, тем более когда прокуроры формируют обвинения на основании показаний сепаратистов. Также стоит отметить, что вообще законы об амнистии - это одноразовые акты, они не системные. Вот этот закон приняли, сформировали перечень подпадающих лиц, затем применили амнистию. Чтобы провести следующую амнистию, надо формировать новый закон», - подытожил эксперт.
09 Июля
13:58
Общество
Михаил Корниенко
Амнистия для военных - это мировая практика, к тому же довольно успешная
Амнистия для военных нужна потому, что очень часто военными являются молодые люди, и если они совершили не тяжкое преступление, то должны быть амнистированы, чтобы не погубить их судьбы. Главное перед актом амнистии - детальное расследование. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) выразил генерал-полковник милиции Михаил Корниенко.
«Насколько мне известно, не будут амнистировать тех, кто совершил тяжкие преступления, убийства, разбои. Это мировая практика, она применялась и в бывшей Югославии, и в других странах, где происходили боевые действия. Стоит отметить, что применялась эта практика успешно. Удавалось много судеб спасти, ведь военные - это молодые люди, которым жить еще и жить. Если они не совершили тяжкого преступления, преступления против человечности, преступления против жизни, то в принципе можно и нужно идти на то, чтобы их амнистировать. Но подход должен быть индивидуальным в каждом случае. И, безусловно, этому должно предшествовать расследование. Надо изучить всю деятельность, чтобы они дали письменные показания, все это проверить и только после этого можно делать вывод об акте амнистии. Именно суд должен рассматривать акт об амнистии. Стоит отметить, что есть дело в отношении тех действий, которые военный совершил, а значит - к этому можно в любое время вернуться. Если солдат соврал, то потом можно отменить этот акт и привлечь его к ответственности, если он действительно совершил тяжкое преступление», - рассказал эксперт.
По его словам, амнистия - это акт гуманизма, который применяется во всех цивилизованных странах.
08 Июля
16:10
Политика
Максим Гольдарб
Власть не контролирует добробаты и амнистией пытается сгладить острые углы
Закон об амнистии – это заигрывание власти с добробатами, поскольку власть не уверена в том, что может их контролировать. Кроме того, сам закон амнистии выписан таким образом, что он будет носить формальный характер, ведь наличие оружия у военных сразу меняет классификацию преступления. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал директор общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб.
«Акт об амнистии – это по своей сути закон, принимает его парламент, а подписывает впоследствии Президент. Амнистия как таковая – это нормальное явление в любом государстве. В Украине она была приурочена или к каким-то памятным, юбилейным событиям, или к техническим вопросам, когда тюрьмы переполнялись и надо было освобождать нары для других. В данном конкретном случае мне кажется, что это заигрывание власти перед батальонами. Это продолжение того шоу, которое было в Печерском суде, и цель его направлена именно на заигрывание, мол, «не волнуйтесь, мы вас не тронем, вы только не мешайте, вы только слушайтесь». Власть до конца точно не уверена, что она может контролировать добробаты и таким образом пытается как-то сгладить постоянно возникающие острые углы. Если я не ошибаюсь, то акт выписан таким образом, что амнистия будет распространяться на тех лиц, кто совершил нетяжкие преступления, то есть преступления легкой и средней тяжести. Обычно это причинение телесных повреждений, незначительная кража, собственно говоря, грабеж, часть первая тоже подпадает под категорию средней тяжести, открытое завладение имуществом. К примеру, боец взял и забрал у мирного жителя мобильный телефон, вот это будет часть первая. Но тут в чем проблема. Как правило, если на этих лиц распространяется понятие военнослужащих (а их там всех поприравнивали к военнослужащим), то в этом случае ответственность усиливается. А так как ответственность усиливается, то они сразу же в силу своей субъектности (так как они военнослужащие) будут подпадать не под части первые тех или иных статей Уголовного кодекса, а под части вторые, третьи – там, где преступления совершаются с использованием служебного положения. В таком случае это сразу же тяжкое или особо тяжкое преступление. Многие преступления, как и дело Лихолита, прокуратура трактует как организацию банд с целью совершения разбоя. Разбоем будет любое завладение чужим имуществом под угрозой причинения смерти, а автомат Калашникова, или снайперская винтовка, или граната на поясе – это и есть угроза причинения смерти. Когда военный к обычному человеку подходит и забирает у него машину, тот отдает потому, что просто не может сопротивляться направленному на него дулу автомата. А это уже тяжкие и особо тяжкие преступления. Поэтому за подобные преступления нельзя освобождать от ответственности. А раз так, то закон будет носить довольно-таки формальный характер», -рассказал эксперт.
По словам Гольдарба, теоритически может быть, что данный закон – проба пера перед какими-то нормами об амнистии всех, участвовавших в конфликте.
«Минские соглашения предусматривают амнистию и с одной, и с другой стороны. Если страна или власть идет по этому направлению, то в таком случае могут быть приняты те нормы права, которые амнистируют в целом всех участников событий под названием АТО с нашей стороны и в «ДНР»-«ЛНР». По всей территории Украины в таком случае будет принята норма об амнистии всех, кто участвовал в конфликте. То есть вполне вероятно, что сегодняшний законопроект можно считать пробой пера, но опять же: там, где радикальные или националистически настроенные депутаты молчат, когда освобождают лиц, совершивших легкие и средней тяжести преступления, то очень может быть, что они совсем не будут молчать, когда будут освобождать от ответственности лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления», - рассказал специалист.
«Для того, чтобы применить к человеку амнистию, нужно установить, что он совершил преступление. Факт преступления должен быть установлен, по нему проведется расследование военной прокуратурой, затем материалы будут переданы в суд. Судья признает на судебном заседании человека, совершившего преступление, виновным, но так как он попадет под амнистию, то судья его и освобождает от наказания. Но я думаю, что закон направлен не на то, чтобы развязать руки безбашенным людям, чтобы они «чудили» вместо исполнения долга. Не думаю, что это вызовет волну новых преступлений», - резюмировал Гольдарб.
07 Июля
20:35
Общество
Александр Беца
Амнистия для военных достаточно рискована, так как у многих травмирована психика
Введение амнистии для военных может быть заигрыванием и популизмом, поскольку действительно есть много подтвержденных фактов мародерства, злоупотреблений и вымогательства денег со стороны военных. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) выразил эксперт по правоохранительной проблематике Александр Беца.
«Если мы сравним амнистию для военных с просто амнистии для лиц, отбывающих наказание, то как правило это касается лиц, совершивших нетяжкие преступления или средней тяжести и положительно себя ведут. А эта ситуация касается лиц из зоны АТО, у которых есть оружие и совершили преступление с оружием. Мы забываем, что у них все-таки меняется мировоззрение и травмируется психика. Здесь гарантий нет. Если мы берем просто людей, которые из тюрьмы освобождаются, то среди них есть определенный рецидив - 20-30% повторных преступлений. Мне кажется, что идет заигрывание и популизм, потому что сейчас в зоне АТО действительно есть злоупотребления, мародерство, вымогательство денег за пересечение границы. Это известные факты, их не единицы а сотни, тысячи. Таким образом мы можем получить отрицательный результат. Не выльется ли эта амнистия в что-то вроде эффекта закона Савченко? Думали, что сделают смягчения, когда два года в СИЗО считаются за четыре. А получилось, что по закону Савченко освобождаются люди, которые могут совершить преступления повторно. Есть риски по амнистии. Не думаю, что все их учли», - рассказал эксперт.
Беца отмечает, что в зоне АТО у военнослужащих много соблазнов злоупотреблений, поскольку есть оружие, есть территория, где не всегда понимают законы, и есть возможность действовать в условиях военного времени.
«Если бы при принятии этого закона была бы информация, что у нас за период боевых действий столько-то человек, которые были в этих военных батальонах, были привлечены к ответственности и осуждены - можно было бы понимать за какие именно преступления. Также надо понимать, что если принимается такая норма, то есть определенное количество людей, которые могут быть освобождены, хотя и совершили преступления не средней тяжести, а более серьезные. В таком случае, он будет представлять угрозу. Я думаю, что в данном случае, спеша с принятием закона, не была проведена разъяснительная работа для населения. Надо было рассказать, за какие именно преступления амнистируют, нужно было рассказать, что никто из опасных преступников не будет освобожден», - отметил специалист.
Беца подчеркнул, что по этому закону должны быть амнистированы те, кто непосредственно был осужден за какие-то действия, не представляющие серьезной публичной опасности. Кроме того, он отмечает, что в таких случаях амнистии должен быть общественный контроль.
/-0,47598886489868-/
/-pc-/
Top