Тема недели
Образование в условиях российской агрессии
Точки зрения
06 Сентября
18:00
Общество
Василий Кремень
Нам нужно воспитание, которое не сеяло бы враждебности, а основывалось на уважении, любви и почтительном отношении к другим народам
В условиях, которые сложились в Украине, в частности в результате российской агрессии, определенные изменения в образовательном процессе происходят и должны происходить. Такое мнение «Аналитической службе новостей» высказал экс-министр образования и науки (2000—2005 гг.) и президент Национальной академии Педагогических наук Украины Василий Кремень.
«Сейчас направление развития образования диктуется изменениями в человеческой цивилизации, деятельностью человека в 21 веке, европейской интеграцией Украины. Что касается обстоятельств, которые надо учитывать, то, безусловно, очень важную роль играет национально-патриотическое воспитание детей. Мы не должны обезьяноподобно повторять опыт той же России в патриотическом воспитании. Нам нужно воспитание демократической направленности, которое не сеяло бы враждебности к другим народам, а которое основывалось бы на глубоком уважении и любви к народу и почтительном отношении к другим народам», — рассказал эксперт.
По словам экс-министра, заниматься патриотическим воспитанием надо как в образовательном процессе, так и вне его.
«Наша академия была активно привлечена к разработке концепции воспитания и плану мероприятий. Тут все важно — начиная с поведения учителя, его симпатий. От примеров, которые решаются на уроках математики, вплоть до осознания событий, которые происходят в стране, ознакомления с борьбой наших военных за территории Украины, за освобождение регионов, которые находятся под временной оккупацией. Это нужная работа. Но она обязательно должна быть в свете формирования европейского по своему характеру патриотизма. Патриотизма, основанного на демократии, на человеческих ценностях, на уважении к человеку, на любви к собственному народу и толерантному отношению к другим культурам и нациям», — подчеркнул Кремень.
Что касается учебников истории, то, по его мнению, переписывать их сейчас не надо из-за отсутствия денег.
«Но необходимы дополнительные материалы. Я знаю, что Министерство образования уже подготовило определенные материалы касательно объяснения исторических событий последних нескольких лет, где должны быть отражены и события, которые входят в историю под названием Революция достоинства, и отобразить их так, как было в действительности. Отобразить захват Крыма и вторжение России вне международных норм и события на Донбассе, которые были бы невозможны без активного участия РФ и поставок оружия. Надо детей учить основам защиты Родины, знакомить с военными частями», — резюмировал Кремень.
06 Сентября
14:41
Общество
Алексей Арестович
Мы должны заявить монополию на наследие Киевской Руси
Чтобы решить проблему с войной, в которую втянута страна, в первую очередь, в глобальном плане Украина должна заявить монополию на наследие Киевской Руси, в том числе и через систему образования, в которой нужно кардинально изменить его исторический сегмент. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал военный эксперт и психолог Алексей Арестович.
По его словам, при таком раскладе Россия фактически превращается в наследника Золотой Орды, а это для них — катастрофа.
«Если мы перехватываем монополию на наследие Киевской Руси, на самом деле и для нас, и для россиян меняется все, — разъясняет эксперт, — в том числе и отношение к Украине и к РФ развитых государств, которые очень хорошо помнят, что такое Киевская Русь». Как отметил Арестович, исходя из этого, становится понятным, каким должно быть образование в условиях российской агрессии. Во-первых, нужно понимать, что агрессия России по отношению к Украине оказалась очень плохим средством для того, чтобы Украину изменить, — она не подействовала.
«И в этих условиях нам нужно менять страну — говорит психолог. — Концепций образования сейчас очень много. Чтобы определить, какая из них наиболее подходит Украине, нужно собирать большие конференции, на которых будут присутствовать профессионалы, — и они будут решать, какое именно образование нужно Украине сейчас. Государство не должно ничего навязывать, ему скорее подходит роль арбитра в этом вопросе».
Арестович считает, что очень важный момент — патриотическое направление образования, но при этом нужно понимать, что вышиванками ничего не решить — надо переписывать, исходя из исторической справедливости, учебники истории. «В обновленных учебниках должно быть четко прописано, что мы — истинные наследники Киевской Руси, а Россия — не более чем сателлит Золотой Орды. При этом мы должны понимать, что война сначала выигрывается в головах, а потом в экономике и на поле боя…», — говорит эксперт.
«А что делает Россия? Она спешит поставить памятник Владимиру Великому — нашему Владимиру, который крестил Русь на Поклонной горе. На самом деле речь идет о тысячелетнем наследии Киевской Руси, за которое мы боремся, и за определение судьбы Украины на тысячу лет вперед, — отмечает Арестович. — Пока не разберемся с этим вопросом толком, ничего кардинально не изменится. Россия и дальше будет претендовать на территорию Украины, исходя из концепции наследия Киевской Руси. Поэтому — через систему образования — мы должны заявить о монополии на историческое наследие Киевской Руси».
По словам Арестовича, вся украинская историография выводит наше наследие с 16 века, максимум с 14-го, а надо выстраивать историческую линию, начиная с момента крещения, тогда вся доктрина РФ потерпит крах.
«Тот факт, что нынешняя попытка захватить Россией территорию Украины, — не что иное, как борьба за историческое наследие Киевской Руси, осознают серьезные люди во многих странах, потому что в этих странах очень хорошо помнят, что такое Киевская Русь на самом деле. Но есть и другое мнение: знакомый депутат европарламента рассказывал, что много его коллег до сих пор считают, что Украина — это часть России, которая объявила сепаратизм и хочет отделиться», — сказал эксперт.
С этим, уверяет Арестович, нужно бороться, чтобы выиграть войну за будущее. В первую очередь необходимо сформировать правильное мышление у граждан в стране.
«И именно образование позволяет формировать это правильное мышление. Я бы лично создавал глобальный проект, начиная с изменения учебников истории, которые сейчас — вообще не пойми что, — говорит эксперт. — Нужно определить, какая система образования нам нужна? На кого или что мы ориентируемся? Какую экономику строим? А чтобы это определить, надо собирать научно-практическую конференцию, в части гражданского сектора, причем не только украинских, но и зарубежных, — и решать, что мы строим и какое образование нам нужно. А пока всего этого нет, тот хаотичный набор знаний, который получают школьники сегодня, решать глобальные задачи, которые стоят перед страной, не позволит».
06 Сентября
12:21
Общество
Людмила Ващенко
В Украине патриотическое воспитание тесно связано с политикой
В Украине патриотическое воспитание тесно связано с политикой. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказала директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко.
«У нас сегодня предложена концепция национально-патриотического воспитания. Но она не совсем корректна. Население Украины состоит не из 100—200 человек, которые пишут такие концепции, а из нескольких миллионов, у которых свое видение патриотического воспитания», — сказала она.
По ее словам, патриотическое воспитание сегодня очень тесно связано с политикой.
«Прежде чем писать такие документы, необходимо учитывать разные точки зрения всего населения Украины. Не стоит забывать, что оно у нас многонациональное и многоконфессионное. В таком случае, можно будет избежать конфликтов идеологических и идейных интересов, найти компромиссы. Только на основании поиска общих ценностей можно создавать концепцию национально-патриотического воспитания», — считает эксперт.
Вместе с тем, Ващенко сообщила, что за последние полтора года Украина потеряла 25% выпускников школ.
«Они выехали учиться заграницу, потому что не видят здесь перспектив. Кто-то выехал из-за идеологических причин, кому-то здесь экономически тяжело, а кто-то потому что не знает, поступит ли в наш университет. Ведь бюджетных мест у нас достаточно мало, а платить за образование не у всех есть возможность. Европа же сегодня очень демократично относится к иностранным студентам. В ЕС предлагают либо бесплатное образование, либо минимальную оплату. Поэтому наша молодежь и уезжает», — добавила она.
05 Сентября
11:17
Общество
Алексей Богданович
Нужно прививать детям вкус к хорошему искусству
Патриотическое воспитание детей в школах должно быть приоритетом приоритет. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал народный артист Украины Алексей Богданович.
«Если вернуться назад, то увидим, что у нас много проблем возникло с тем, что мы неправильно воспитывали своих детей. Я думаю, что патриотическое воспитание – это один из приоритетов учебы. Оно нужно, чтобы выросли дети, которые будут заботиться об этой стране. Нужно правильное изложение истории. Поскольку в той же истории мы многого не знаем о взаимоотношениях с Россией. Сколько она приложила усилий, к примеру, чтобы уничтожить украинский язык. Дети этого не знают, если бы они знали, то может как-то иначе реагировали», - рассказал артист.
Что касается культуры, то, по словам Богдановича, необходимо, чтобы деятели культуры ценили страну, чтобы воспринимали ее как Родину, а не только как территорию.
«Надо закреплять законодательно, чтобы в театрах было больше украинских постановок. Нужно прививать детям вкус к хорошему искусству. Что касается учебы, то помню, что, я когда учился в школе, у нас были много кружков: и театральный, и хореографический, и много других. В Киеве этого еще видно, а вот на периферии ничего этого нет. Есть только «генделыки», и детям некуда податься», - рассказал артист.
По словам Богдановича, в России существует не патриотическое воспитание, а патриотическое зомбирование.
Это абсолютно разные вещи. Если патриотическое воспитание основано на правдивой информации, правдивой истории – это одно, а если это зомбирование на лжи, то его нельзя назвать патриотическим воспитанием. Рано или поздно человек это осмыслит и возникнет внутренний протест. Обманывать детей ни в коем случае нельзя. Надо говорить правду, даже если она не такая сладкая, как хотелось бы», - подытожил Богданович.
/-0,54305005073547-/
/-pc-/
Top