В последний день зимы в ЕС стартовала совместная трехдневная конференция высокого уровня, или неделя Украины в Европейском парламенте. В Брюссель поехали полсотни наших депутатов Верховной Рады, чтобы, как ожидалось, провести переговоры с представителями ведущих европейских институций по вопросам развития и укрепления потенциала украинского парламента.
Главным итогом этой поездки должен был стать план по внутреннему реформированию Рады. Предварительно он состоял из восьми разделов, из которых приоритетными была половина: усиление конституционной способности, улучшение законодательного процесса, повышение прозрачности и улучшение воплощения соглашения об ассоциации. Поскольку позитивных ожиданий было много, «Аналитическая служба новостей» (АСН) поинтересовалась у экспертов, какими будут реальные итоги поездки наших парламентариев в Брюссель.
На людей посмотреть и себя показать
Александр ПалийУкраинская неделя в Брюсселе, без сомнения, важна с точки зрения необходимости налаживать контакты с ЕС. «Поскольку наши контакты с Евросоюзом очень важны, такие визиты нужны. В них принимают участие и руководство парламента, и депутаты, и представители секретариата, и люди, которые занимаются всей законодательной документацией. А это очень хорошо для Европы, – пояснил «Аналитической службе новостей» (АСН) политический эксперт Александр Палий. – Такие визиты нужны и для того, чтобы просто показать себя. Ведь в ЕС не всегда знают, насколько прозрачен наш парламент. А у нас все законодательные процессы проходят на сайте в открытом режиме. Это достаточно серьезная вещь. Даже во многих странах ЕС нет такого уровня прозрачности работы законодательного органа».
Но при этом, отметил политолог, у нас часто демократия в парламенте доведена до хаоса: «Часто доходит до хаотической регистрации абсурдных, непрофессиональных законопроектов. В то же время во многих странах устоявшейся демократии – Великобритании, Франции, Германии – рядовые депутаты даже не могут продвинуть свой закон, молодые депутаты тем более. Молодые депутаты в некоторых странах называются «заднелавочниками», они просто смотрят, как все происходит, и учатся. Такие «заднелавочники» не могут никаких законопроектов от себя регистрировать. Регистрируются законопроекты только от фракций, партий, большинства или оппозиции. Поэтому мы должны понимать, что нам есть что показать».
Ростислав ТоменчукЭксперт Украинского института международной политики Ростислав Томенчук также считает, что Украинскую евронеделю можно рассматривать и как коммуникационный инструмент, который Украина ранее не использовала. Это своего рода презентация Украины и возможность наладить рабочие отношения. «Нужно понимать, что это не просто поездка депутатов, там ехала целая делегация представителей аналитических центров, общественных организаций, бизнес-платформ. Это можно сравнить с бизнес-форумами, которые проводит Украина в разных государствах, – заверил он АСН. – Поэтому я надеюсь, что после этой поездки Украине удастся выйти на тематические мероприятия. Информационная и коммуникационная политика Украины в Европейском Союзе на сегодняшний момент очень слаба. Нам очень важно выходить на те площадки и максимально завязывать коммуникацию. Это необходимо, чтобы мы были не просто объектом внешней политики ЕС, а партнерами».
Следующими шагами, по мнению Ростислава Томенчука, должны стать именно «тематические встречи, выработка приоритетов. Ведь в Брюсселе заслушали определенные отчеты по анализу политики Украины, как развивается парламент, насколько Рада была эффективной. Здесь непосредственно важно, чтобы люди друг с другом познакомились, чтобы они общались. Поэтому на этой неделе в Европарламенте нужно заполнять эти коммуникационные пробелы».
Как форму публичной дипломатии воспринял Украинскую неделю в Брюсселе и политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач, который отметил, что хоть официальные решения не предусмотрены форматом ее проведения, сама поездка в ЕС наших нардепов крайне важна, поскольку несет только позитив для нашей страны, а это уже некая разновидность дипломатии. «Конечно, какие-то официальные решения в это время приняты не будут, но ряд официальных встреч и неформальных контактов однозначно являются положительными для Украины, – отметил он. – Эта поездка дала возможность лучше прояснить проблемы, с которыми сталкивается Украина, и способы их решения, лучше объяснить европейским партнерам при личном общении, какой помощи Украина ждала бы от Европейского союза и Европарламента или других органов ЕС».
Будем просить денег?
Геннадий ДрузенкоПозитив в этой поездке наших парламентариев в ЕС увидели все без исключения. Тем не менее без определенной «ложки дегтя» в ожиданиях не обошлось. Так, эксперт по международной политике Геннадий Друзенко отметил, что, с одной стороны, «поездка в Брюссель – это для наших парламентариев как минимум обмен информацией со своими европейскими коллегами. Хоть тема Украины сейчас и не № 1 в Брюсселе, но она остается в топ-5. Вопрос в том, насколько наши парламентарии смогут последовательно донести до своих европейских коллег важные месседжи. Потому что, к сожалению, украинские политики едут в Брюссель или «наябедничать» друг на друга, или попросить денег. И от одного, и от другого в Брюсселе огромная оскомина».
Политолог уверен, что главная задача депутатов в том, чтобы они смогли представить свое видение выхода из кризиса, развития отношений с Европейским Союзом. Кроме того, они должны показать пути решения социальных и экономических вопросов. «Задача в том, чтобы они смогли убедить европейцев, что это и есть рецепт для Украины. Европейцы не должны решать за украинцев, но должны поддержать и принять, возможно, дискутировать с ними. Что касается презентации за рубежом, то если наши политики чувствуют себя представителями суверенной нации, они должны были представить идеи в Украине. А если генерал-губернаторами, назначенными из иностранных столиц, то за рубежом. Если это депутаты парламента, которых избирает украинский народ, то понятно, что все реформы должны выставляться здесь. Если они чувствуют себя представителями Брюсселя, Вашингтона, Берлина, как они раньше чувствовали себя представителями Москвы, то, конечно, должны сначала ехать к своим супервайзерам. А это очень далеко от настоящей независимости и вряд ли соответствует ожиданиям украинцев», – подчеркнул Геннадий Друзенко.
Алексей ГараньПозиция украинских парламентариев к тому же должна подкрепляться реальными действиями, считает профессор политологии Киево-Могилянской академии, научный директор фонда «Демократические инициативы» Алексей Гарань. «Представление идей не в Украине, а именно там происходит потому, что эта поездка направлена прежде всего на европарламентариев и на руководителей Европарламента, – поясняет он. – Это разъяснение того, что происходит в Украине. Это определенная демонстрация того, что есть якобы единство украинских депутатов в парламенте. Это месседж, который посылается именно Европарламенту.
Но другое дело, что в Киеве мы должны говорить с нашей аудиторией о наших проблемах, поэтому я думаю, что здесь нет противоречия. Другое дело, что заявления депутатов о том, что они делают, должны подкрепляться тем, что они делают. В частности, это касается тех самых безвизовых законов. Мы знаем, что нужно приложить усилия, чтобы принять поправки, которые действительно необходимы, которые требуются Европейским Союзом. Поэтому тех деклараций, которые звучат в Брюсселе, недостаточно – они должны подкрепляться конкретными действиями».
Владимир ФесенкоДиректор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко уверен, что выход из кризиса надо искать в Украине, а не в Брюсселе. «Речь идет о совместном проекте Европарламента и Верховной Рады о реформировании украинской парламентской системы. Подготовлен промежуточный отчет – собственно проект парламентской реформы, – пояснил он АСН. – Этот проект обсуждался в Брюсселе, и туда поехала часть парламентариев, группа экспертов, принимавших участие в работе над этим документом. Документ соответствует духу и букве европейской интеграции Украины. Это действительно совместная работа и работа, которая, в первую очередь, нужна именно Украине. Другое дело, и я об этом говорил Гройсману, что такие презентации, даже промежуточных результатов работы над проектом, надо проводить не только в Брюсселе, но и в Киеве для представителей широкой общественности, экспертов, журналистов».
По мнению эксперта, этот проект чрезвычайно важен. Но предложения надо еще перевести в форму конкретных законопроектов. После этого они должны рассматриваться Верховной Радой, которая потом должна их проголосовать. По словам Владимира Фесенко, только тогда эта реформа станет реальностью. Кроме самой парламентской реформы, там, безусловно, обсуждались и вопросы, связанные как с европейской интеграцией Украины, так и внутреннеполитические. «И политический кризис, который сейчас проявился в Верховной Раде, – это не главный вопрос, он, скорее, параллельно обсуждался, – заверил политолог. – Так или иначе, выход из кризиса надо искать в Украине, а не в Брюсселе. Эта неделя является проявлением европейской интеграции Украины, и главное содержание этой недели – обсуждение проекта реформ украинского парламента».
В статусе ученика
Владимир ЦыбулькоПри этом эксперт Аналитического центра «Политика» Владимир Цыбулько заверил «Аналитическую службу новостей» (АСН), что украинская сторона находилась в Европе в статусе ученика, а не партнера, а главный результат поездки нардепов в Брюссель – подтверждение, что Украина остается ключевой страной для Евросоюза. «Надо отделить стратегические достижения от тактических поражений. Стратегическим достижением является подтверждение, что Украина является ключевой страной для Евросоюза и ЕC не отступится от своих планов. В тактическом плане это тоже очень полезный визит в том смысле, что украинским депутатам было указано, что их маленькие отступления от взятых на себя обязательств всегда будут стоить стране больших убытков, – пояснил политолог. – Или они становятся договороспособной стороной и выполняют взятые на себя обязательства, или будут разрушать перспективы собственной страны. Мне кажется, что эта дорожная карта, которая обсуждалась в плане реформ Верховной Рады, расширила поле тактических возможностей для украинских депутатов. Ведь среди всех параметров предлагается идея введения простого большинства от присутствующих в зале при голосовании за законы. Поэтому в этом плане мне кажется, что Евросоюз вроде бы расширил возможности, он не загоняет нардепов в жесткие нормативы поведения, но, с другой стороны, стимулирует их к политической деятельности».
По мнению Владимира Цыбулько, подписание дорожной карты реформ для ВР является важнейшим тактическим результатом. Его можно расценивать как предупреждение. «Там много обвинений. Это предупреждение хорошего учителя нерадивому ученику. Украинская сторона могла бы действовать как партнер в переговорах, если бы проголосовала, например, тот же закон об электронном декларировании и смогла завершить процедуру по созданию Нацагентства по предупреждению коррупции, – считает он. – Это те требования, которые Украина брала на себя. Если бы они были выполнены, украинская сторона приехала бы в Брюссель с чувством статуса партнера. А поскольку это не так, она находилась в статусе ученика. Евросоюз доброжелательный, потому что он очень тяжело переживал последствия коммунистической агрессии, особенно в странах Центральной Европы. Но надо запомнить, что никогда ЕС не будет поддерживать украинскую экономику, если государственная инфраструктура не способствует борьбе с коррупцией и выведению из тени бизнеса».
Богдана БабичУкраинские народные избранники, считает руководитель Института практической политики Богдана Бабич, не продемонстрировали европейским парламентариям ожидаемый ими результат. «На самом деле европейцы ждут от Украины только одного – чтобы мы показали результат, – заверила она АСН. – Поэтому они надеялись два года, что мы этот результат покажем и они смогут привлечь нас в еврозону. Этого не произошло. Я недавно общалась с немцами, которые были очень разочарованы. Они сказали, что «мы сами коррумпируем украинских политиков, предоставляя средства, так как эти деньги исчезают как в черную дыру. И чем больше мы поддерживаем украинскую власть, тем больше помогаем содержать эту коррупционную систему». Я знаю, что финансирование будет несколько перенаправлено, и я знаю, что речь идет о том, что нужно предоставить определенные проекты, которые конкретно будут помогать развивать гражданское общество».
По мнению Бабич, такие проекты будут залогом того, что у нас появятся новые политики вместо старых, которые показали свою неспособность двигаться в европейском направлении и принимать правила игры европейцев. «Я на самом деле очень разочарована, что наши политики продемонстрировали низкий уровень, ведь они не приняли необходимых законопроектов. Особенно возмущает отказ от электронного декларирования своих доходов – это говорит о том, что они боятся их открывать. Сразу возникает подозрение в честности получения таких доходов. Если чиновник этого боится, это автоматически означает, что он виноват. Априори тот депутат, который не проголосовал, показал, что он виноват. Также они показали свою неспособность идти в Европу и принимать правила игры, предлагаемые европейцами. Но мы не можем пойти в Европу со своими правилами. Мы можем только присоединиться к их правилам и уже менять правила европейские, будучи одной из стран – членов ЕС», – отметила эксперт.
Государство vs собственный карман
Вадим КарасевРезультаты от поездки украинских депутатов в Брюссель неоднозначны – есть как положительные, так и отрицательные. В частности, техническая реформа парламента, которую предложили в Европе, – это плюс. А вот то, что поездка совпала с отсрочками визовой либерализации, наталкивает на определенные размышления, подчеркнул в разговоре с корреспондентом АСН директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
«Если под результатом понимать предложенную Европарламентом и одобренную на совместных обсуждениях с депутатами ВР техническую реформу Верховной Рады, то это можно рассматривать как результат. В качестве результата можно рассматривать и укрепление межпарламентских связей между европейским парламентом и Верховной Радой. А вот если рассматривать результаты этой поездки как существенный, серьезный, фундаментальный вклад в развитие украинского парламентаризма, то результат весьма относительный, условный и очень техничный, – считает эксперт. – Украинская ВР нуждается не только и не столько в технических совершенствованиях и даже процедурных и регламентных изменениях, которые, конечно же, могут облегчить принятие законов, сколько в фундаментальной трансформации в направлении европейского парламентаризма. Наша ВР еще далека от ключевых стандартов и основных параметров европейского парламентаризма и работы парламента европейских демократических государств».
Карасев уверен, что отсрочку визовой либерализации на неопределенный срок, совпавшую по календарю с разного рода встречами европейских депутатов и украинских нардепов в Брюсселе, можно считать негативным результатом Украинской недели. «Введение визовой либерализации откладывается на неопределенный срок, и таким образом визовый занавес продолжает оставаться в качестве преграды для гуманитарных контактов не для депутатов, у которых такой проблемы нет, а для простых людей, – отметил политолог. – Беда в том, что в ходе этих встреч представители и руководство Европарламента не почувствовали серьезности намерений представителей украинской ВР. А еврослова, еврориторика, декларации, обещания и пустые лозунги, которые постоянно транслирует украинская власть, уже изрядно поднадоели нашим европейским партнерам.
С этой точки зрения результат очень тревожный, поскольку визовый режим откладывается непонятно до какого срока. Плюс еще на очереди голландский референдум по ратификации Ассоциации Евросоюза с Украиной. Скорее всего, не будет не то что утешительного результата, но и утешительного приза. Вероятно, получим негатив. Референдум не имеет обязывающего характера, но может свидетельствовать о глубоких психологических и культурных сдвигах в плане и расширения Европы, и принятия в Евросоюз стран, находящихся на восточноевропейской периферии».
Владимир ОгрызкоПосему вполне логичным выглядит вывод, который сделал по итогам этой поездки экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. «Между парламентом Украины, какой бы он ни был, и Европарламентом устанавливаются партнерские отношения. Разве это не полезно? Безусловно. Это несет пользу в том, что нашему парламенту действительно есть чему поучиться у Европарламента. Ведь это образец, который пока что для нас фата-моргана, поэтому любая форма сотрудничества в этом плане очень полезна. Другой вопрос в том, будут ли за этим планом, который предложен, принят и утвержден, конкретные шаги по его выполнению», – акцентировал дипломат.
По словам Огрызко, без дальнейших конкретных шагов это просто превратится в «корпоративную кампанию». Поэтому главное, чтобы у наших нардепов было стремление к переменам. «Если прислушиваться к советам европейских парламентариев, если хотеть что-то изменить, нет ничего невозможного. Скажите, почему могут нормально работать западные парламентарии, но не могут украинские? Они что, из другого теста слеплены? Почему сейчас все зависло? Потому что украинские парламентарии не хотят жить по европейским стандартам и правилам, потому что украинские парламентарии не хотят принимать закон, который сделает невозможным ложь в декларациях. Вот поэтому надо учиться у местных парламентариев быть теми политическими деятелями, которые прежде всего думают о государстве, о своем обществе, а не о собственном кармане», – подытожил Владимир Огрызко.
Как видим, минувшая неделя принесла много «неожиданных» сюрпризов от Евросоюза, адресованных представителям украинского политикума. И все они носят преимущественно критический характер. Критический хотя бы потому, что наши депутаты, даже понимая, что аппарат ВР и принципы ее работы придется реформировать, ведь советский стиль, продемонстрированный парламентом на протяжении последних двадцати лет, совершенно не отвечает требованиям времени, сломя голову не бросятся этого делать. Напротив – придумают тысячу и одну причину, почему это не получается или с ним нужно повременить. Возможно, даже создадут видимость бурной деятельности, как это происходит с борьбой с коррупцией. А посему перспективы получения безвизового режима для украинских граждан, в отличие от граждан Грузии, остались пока нереализованной мечтой.