Подписывайтесь на нас в Facebook
Спасибо, я уже с Вами.
counter
Лента новостей
Выбрать все
24 Августа
23 Августа
Все новости

Григол Катамадзе: Нельзя забрать у одних и отдать другим. Однажды из-за этого уже был Голодомор

Григол Катамадзе: Нельзя забрать у одних и отдать другим. Однажды из-за этого уже был Голодомор

С Григолом Катамадзе мы встретились в Ассоциации налогоплательщиков, которую он возглавляет с лета 2015 года. Сдержанный интерьер его кабинета разбавляют яркие современные картины грузинского художника Давида Шарашидзе, который уже около 20 лет живет в Украине. На журнальном столике – толстая кипа бумаг - черновик проекта нового либерального Налогового кодекса, совместной наработки бизнеса и общественности. Мы сразу переходим к делу - говорим о главных недостатках украинской налоговой политики, которые не дают нашему бизнесу развиваться, почему «новая грузинская команда» в украинской власти не прижилась, имеет ли бизнес в Украине сам Катамадзе и, наконец, почему неосуществленный безвиз - это больше проигрыш для Европы, чем для Украины.

- Вы сейчас, как Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины, наверное, часто общаетесь с представителями бизнеса. Можно ли сказать, что за последние годы украинским предпринимателям стало легче работать? Что изменилось с 2014 года?

- Я был избран в Ассоциацию в конце мая 2015 года и более полутора лет занимаюсь этими делами. У меня за эти полтора года есть свой собственный опыт, когда я делал после государственной службы шаги в направлении бизнеса. Скажу откровенно, было очень трудно открывать бизнес.

Я помню регистрацию физического лица - предпринимателя. Это был 2014 год, и когда мы это делали, было много очередей в администрациях, поэтому мы нашли человека, который нам помог. Это не стоило очень много. С этой точки зрения хочу сказать, что не просто изменилось, а многое изменилось. Сейчас, когда мы общаемся с бизнесом, то нам говорят, что открыть бизнес очень легко.

Но есть и недостатки. За последние полтора месяца из 800 тысяч физических лиц - предпринимателей больше 160 тысяч прекратили свою деятельность. Очень правильно, что поднимают уровень заработной платы, но это - не системное решение проблем.

Сказать, что кардинально изменилась ситуация, - невозможно. Что системно изменилась ситуация к лучшему - тоже нельзя. И это говорю не я, это говорит малый и средний украинский бизнес.

У крупного бизнеса есть другие проблемы, и крупный бизнес знает, как их решать. Но все успешные страны опираются именно на малый и средний бизнес. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Украины, по разным оценкам, только от 10-15%. А в развитых, успешных, европейских странах, как, например, в Польше, это - 67%, в Великобритании - 97%.

- Какие наработки есть у Ассоциации в вопросе улучшения работы бизнеса в Украине?

- Мы полгода работали над проектом либерального Налогового кодекса. В декабре прислали его в Государственную фискальную службу, с 8 февраля по 10 апреля мы будем презентовать этот проект по областям и уже потом хотим обновленный вариант внести на рассмотрение в Верховную Раду. Наша главная цель - подготовить продукт, который будет воспринят большинством общества.

С 1 января 2018 года, если будет принят и вступит в силу наш либеральный Налоговый кодекс, надо будет объявить нулевую декларацию. Чтобы каждый гражданин имел возможность за полгода задекларировать все, что у него есть: деньги, движимое, недвижимое имущество. И мы предлагаем, чтобы за задекларированное имущество гражданин не должен был платить проценты и не было правового преследования за то, что люди задекларировали. То есть автоматически признать - все то, что задекларировал человек на то время, он заработала законно.

Это не правовая, а моральная сторона, ведь, наверное, тогда начнут говорить - почему мы должны прощать людям, которые, например, брали взятки?!

Но, согласитесь, мы так говорим уже три года. И безрезультатно. А такими вот шагами, которые мы предлагаем, можно успокоить общество.

Законодатели три года подряд грубо нарушают закон

В последние годы происходит прямое нарушение украинского законодательства самим же законодателем. Вот, например, Налоговый кодекс или Закон о государственном бюджете. Там четко прописано - нельзя менять Налоговый кодекс позднее чем за 6 месяцев до начала нового финансового года.

А у нас - в декабре 2016-го приняли изменения, которые вступили в силу с 1 января, буквально через несколько дней! То же самое было в 2015-м, 28 декабря были приняты изменения! То же самое было в 2014-м! Вы знаете, требовать у граждан выполнять закон, когда законодатель сам его нарушает, - это нелогично.

Сейчас надо делать шаги, чтобы в стране появился большой пласт малого и среднего бизнеса, чтобы наименьший показатель ВВП был 50%.

Если будет принят либеральный Налоговый кодекс, то он снизит налоги, их количество, ставки налогов. Тогда, мы убеждены, через три года будем жить уже в новой стране. И это не очередные обещания, я - гражданин Грузии, я не соперник каким-то политическим силам, у меня нет претензий на какие-то должности. Я чувствую себя в долгу перед Украиной за то, что мне дали украинские педагоги, когда я учился в украинском университете. И я хочу частично этот долг вернуть.

Как нормализовали налоговые кодексы в других странах

Например, в Казахстане, когда принимали налоговый Кодекс, местный бизнес профинансировал его разработку. Теперь в Казахстане доходы на душу населения в год составляют 24 тысяч долларов, а в Украине - чуть больше двух тысяч долларов. На самом деле мне очень больно об этом говорить. С точки зрения ресурсов, возможностей, географического положения - в Украине возможностей гораздо больше, несмотря на то, что в Казахстане есть энергоресурсы. Надо просто послушать собственный народ, очень бережливый, талантливый и трудолюбивый.

- Поддерживаете ли вы реформирование налоговой полиции в том формате, который предлагают народные депутаты?

- Надо комплексно и системно подойти к этому:

       - Принять новые правила игры, объявить трехлетний мораторий на изменения Налогового кодекса, провести нулевой декларирования. Сформировать новый контролирующий орган: разъединить фискальную службу на службу сервисную, которая помогает бизнесу развиваться, и на службу полицейскую - службу финансовых расследований.    

      - Забрать все контролирующие функции у всех правоохранительных органов и оставить эти функции только у Службы финансовых расследований, которая будет подчинена не Фискальной службе, а Министерству финансов. И это будет единственный орган, который будет заниматься не «маски-шоу», а аналитикой, рисками бизнеса, и только тогда, когда будет доподлинно известно, что там не просто риски, а прямое уклонение от уплаты налога или применение каких-то схем, будет задействовано и подразделение, которое устраивает, в частности, и «маски-шоу».

Государство - это карательный орган, и у государства должны быть инструменты, чтобы заставить платить налоги того, кто не хочет этого делать. О такой реформе уже говорят, но мне непонятно, почему говорят о том, что к концу 2017 года году будет это сделано. Почему так много времени требуется для того, чтобы создать новую структуру?

Государство платит фискалу, который должен прийти на предприятие и разобраться с проблемами - что скрывает бизнес, сколько на самом деле зарабатывает. И при этом сам фискал получает зарплаты 3,5 тысячи гривен. Кто кого обманывает?

Сейчас во всех органах, контролирующих бизнес, работает чуть больше 22 тысяч человек. Мы предлагаем на конкурсной основе выбрать новую службу и оставить только шесть тысяч сотрудников. 

Что сейчас происходит? Сегодня пришли фискалы, поработали месяц, через месяц пришли представители соответствующего подразделения МВД, через два месяца пришли представители СБУ. Эти собрали, эти собрали, эти собрали, и ничего не остается для того, чтобы платить в казну!

Но главное, чтобы были прибыли, а потом - налоги!

Много раз я слышал, что налоги брали на полгода или на год вперед. Сегодня ты работаешь, ты собрал налоги на год вперед, а через год пришли другие люди на должности и снова идут к бизнесу и снова себе забирают!

Вот, например, относительно акцизов! Ежегодно их поднимают, надеясь на увеличение поступления в бюджет. Но во всех странах статистика другое говорит, ни в одной стране, где увеличивают акцизы, не было увеличения поступлений в бюджет! Или идут в тень, или сокращают производство. То же самое будет происходить и в Украине.

Вы знаете, после электронного декларирования мне очень неприятно было слышать от некоторых политиков такие большевистские предложения, мол, давайте заберем у этих и отдадим другим. Это совершенно не украинский путь, он навязан Украине во времена большевизма! В стране, где находится 20% мирового чернозема, в такой стране был Голодомор! И именно потому, что у людей забирали то, что они заработали, для того, чтобы отдать другим. Если мы сейчас пойдем таким же путем, то будет новый голодомор.

Когда нынешние советники украинского правительства из Польши, из Словакии 25 лет назад проводили реформы в собственных странах, они осуществляли дерегуляцию, уменьшали количество налогов и налоговые ставки. Они делали интересной и привлекательной экономику своих стран для внешних инвесторов. Сейчас небольшая Словакия, которая практически никогда не производила автомобили, является страной номер один в мире по производству автомобилей на душу населения! Потому что они сделали свою экономику интересной для мировых производителей, и вы сейчас практически не найдете ни одного известного бренда, который бы ни пришел в эту страну для того, чтобы производить там свои автомобили. А почему этого нельзя сделать в Украине?

В чем налоговая проблема Украины

Нужно принять лучшие условия, чем у всех стран - соседей Украины, в том числе и в России.

Сегодня украинцы зарабатывают в стране и выводят капитал, не оставляя его в собственном государстве. Потому что нет интересных условий, чтобы реинвестировать в собственное производство. Они выводят на офшор, а затем через офшор инвестируют в Украину. Но страна не получает налогов с этого!

Что сделали, например, в Эстонии? Там действует закон, что в случае реинвестирования бизнес освобождается от уплаты налога на прибыль. То же самое сделали в Грузии. С 1 января 2017 года там вступил в силу соответствующий закон.

Не война пугает глобального инвестора! Человек, у которого есть деньги и который занимается бизнесом, является авантюристом в хорошем смысле этого слова и вкладывает деньги, чтобы получить прибыль. Но инвестора пугают непрозрачные судебная и налоговая системы, незащищенность инвестиций и совершенно непонятные правила игры в налоговой сфере.

И самое главное, когда зарубежный инвестор видит, что украинский бизнес зарабатывает деньги в Украине и выводит за границу, то почему он тогда будет инвестировать?

- По неофициальной информации, 50% предпринимателей в Украине работают в тени. Как решить эту проблему? Сделано ли уже что-то в этом плане?

- По нашему глубокому убеждению, главный инвестор в украинскую экономику - это украинский инвестор. По разным данным, на руках у населения от 60 до 100 млрд долларов. Это означает, что эти средства работают в тени и государство не получает практически ничего. И это будет продолжаться, если правила игры не станут понятными для всех граждан. Если в банковской системе такое будет продолжаться и дальше, то деньги так и останутся «под матрасом».

Почему когда-то было принято решение возвращать после ликвидации банка только 200 тыс. по вкладам? Почему не 100, почему не миллион, почему не все ?!

В случае принятия либерального Налогового кодекса надо принять и закон, который заставит государство гарантировать 100% возврата всех вкладов, которые находились в ликвидированных банках. Надо обязать коммерческие банки иметь соответствующие резервы. Надо восстановить доверие украинцев к банковской системе.

Возьмем Польшу, там в кризис практически ни один банк не был закрыт. Они понимали, что если сейчас будет кризис в банковском секторе, то возвращать доверие населения к банкам будет очень трудно.

А если деньги, которые есть на руках у населения, вернуть в банковский сектор, это означает, что денежный ресурс (кредиты. - АСН) будет дешевым, то есть человек сможет брать дешевый ресурс в банке для того, чтобы развивать свой бизнес.

Налоговая система в развитых странах имеет такое свойство, как гибкость.

У нас сейчас система работает так: исполнительная власть подготовила, законодатель принял, а бизнес и общество должны подстраиваться под эти законы.

Как происходит в успешных странах: меняется ситуация в стране или вокруг страны - налоговая система подстраивается под эти изменения.

Если не пойти по этому пути, к нам не придут глобальные инвесторы, украинцы так и будут прятать свои деньги за рубежом и в «матрасах».

Не хочу сейчас никого обижать, ни поляков, ни немцев, ни венгров, но Украина - намного более сильная страна, и эти реформы необходимы прежде всего украинцам. Сейчас не время мериться собственными амбициями.

- Вы трижды были послом Грузии в Украине, работали во властных кабинетах Грузии. А почему сейчас выбрали работу, связанную с налогами, возглавили Ассоциацию налогоплательщиков Украины?

- Я помню тот день, когда меня избирали. Я вышел на трибуну и, скажу вам откровенно, не знал, что говорить. Это был аванс. Ассоциация была в таком состоянии, что проголосовали бы за любого. Когда распадался Советский Союз, людям так надоели коммунисты, что они готовы были проголосовать за любого, лишь бы не за коммунистов.

И я думаю, что тогда, когда голосовали за меня как за Президента Ассоциации, наверное, думали, что человек, который работал в дипломатии, возможно, поможет какими-то отношениями с международными организациями, будет привлекать какие-то гранты. И я тоже об этом думал.

Поэтому это не мой выбор был, но сейчас я хочу сказать, что я очень благодарен людям, которые предложили мне попробовать свои силы в этой ассоциации, в частности народному депутату, вице-президенту Ассоциации налогоплательщиков Анатолию Матвиенко. Я понимаю, что, скажем так, с его легкой руки поверили в меня делегаты съезда и проголосовали.

Одну цифру все же назову - минус 15 млн на день избрания и плюс 1,5 миллиона сейчас на счетах АНУ. При этом хочу откровенно вас заверить: никаких денег от политических сил, ни копейки от олигархов.

- Многие ваши соотечественники работают или работали в украинской власти. Поступали ли вам предложения возглавить какое-то украинское ведомство? На какую бы должность вы согласились?

- Нет. Ни со стороны так называемой грузинской команды, ни украинской никаких предложений на какие-то государственные должности мне не поступало. Возможно потому, что я гражданин Грузии. И, кстати, когда мне предлагали избираться в Президенты Ассоциации, я говорил, если этому будет мешать мое гражданство, то я не буду его менять. Я не знаю, что должно случиться, чтобы изменить свое мнение.

Я убежден, никакие советники, даже самые успешные в своих странах, ничего не сделают для этой страны. Я не хочу никого обидеть, но, поверьте, никто не любит Украину так, как украинцы.

- То есть, по вашему мнению, не стоит приглашать чиновников из-за рубежа на государственные должности?

- Абсолютно! Это - неправильная политика. Поверьте, в Украине есть очень хорошие специалисты, которые сделают эту страну такой, что никому в Европе и не снилось. И это абсолютно возможно. И не надо никого приглашать. Я думаю, что многие ваши читатели, которые были в Грузии, знают такую систему, как дома юстиции. Таких примеров в мире нет. Грузинские специалисты, которые над этим работали, хотели сделать что-то в пользу собственным гражданам, чтобы им было легче жить в собственной стране.

- Что такое дома юстиции?

- Человек приходит в дом юстиции, и все, что ему нужно, он сделает в одном месте. Не надо бегать по всему городу, из одного органа в другой. Там он может получить 600 различных сервисов. Что, для этого нужно было приглашать иностранных специалистов, ездить по странам, терять время? Нет!

- Что скажете о скором завершении в Украине карьеры, например, Хатии Деканоидзе, Давида Сакварелидзе, Александра Квиташвили?

- В любой стране, в том числе и Грузии, необходимо, чтобы была команда единомышленников, которые одинаково понимают, что надо делать. Иначе невозможно проводить реформы. Не может быть так, что Президент думает одно, чиновники - другое, политические партии - третье. Так теряется время.

Как было в Грузии, когда люди, в том числе и те, которых вы назвали, были частью единой команды и понимали, что надо делать. Вы знаете, я очень хорошо помню времена бывшего Президента, царство ему небесное, Шеварнадзе. Я тогда некоторое время работал заместителем министра обороны. И в то время, когда принимали бюджет, тот министр, который был сильнее и ближе к Президенту, и получал больший бюджет. Но если ты думаешь о реформах и хочешь менять ситуацию, то необходим системный подход к изменениям. Я убежден в том, что один человек в системе не сможет ничего изменить, если не будет команды.

В конце 2015 года, когда комитет по налоговой и таможенной политике во главе с госпожой Южаниной обнародовал вариант Налогового кодекса, законопроект №3357, буквально через несколько дней правительство сказало, что у него есть свой проект. Начались эти перетягивания каната, и тогда еле вышли на компромисс, который, впрочем, не дал пользы ни стране, ни бизнесу, ни гражданам.

Поэтому я думаю, что в некоторых вещах мои соотечественники были успешными, но я еще раз убедился в том, что украинцы должны делать изменения в собственной стране сами.

- Ваш соотечественник Михаил Саакашвили создал в Украине новую партию «Движение новых сил». Не планируете ли принять участие в политической жизни Украины, например, став членом партии?

- Если бы и были такие мысли или желания, это невозможно по закону. Я гражданин другого государства и не имею ни возможности, ни права вмешиваться в политическую жизнь Украины.

- Менять гражданство не планируете?

- Нет пока. Я уже более трех лет имею вид на жительство, это мне дает право абсолютно легально находиться в Украине. Я практически резидент страны, с экономической точки зрения должен платить налоги, но я ограничен в двух направлениях - политика и государственная служба.

Когда обострилась ситуация на востоке Украины, у меня было такое внутреннее желание пойти в комиссариат, но я так и не пошел. Сейчас впервые скажу откровенно, почему этого не сделал. В 90-х годах я работал в Министерстве внутренних дел Грузии и с оружием в руках был там, где нужно было моей стране. А здесь не сделал, потому что подумал: сейчас я приду, и появится где-то информация, что это я делаю для пиара, а я очень не люблю пиар. Я просто люблю работать.

- Вы бы хотели поработать в украинской власти и на какой должности, в какой сфере?

- Есть у меня мысли, но я не буду говорить о том, на какой должности. Если было бы такое предложение, то я думаю, что мог бы быть полезным для Украины. Единственное, что я хочу сказать: мне 55 лет, после окончания Киевского университета я 10 лет работал в Министерстве внутренних дел, а остаток жизни посвятил дипломатии.

В конце 2007 года, когда я работал заместителем министра иностранных дел после возвращения из Киева, мне предлагали поехать работать послом в несколько стран. Тогда я сказал, единственная страна, кроме Украины, куда бы я поехал работать послом - это Россия, потому что в грузино-российских отношениях накопилось много проблем. И с точки зрения профессиональной и человеческой очень интересно было бы их решать. Но так судьба сложилась, что в 2009 году я вернулся работать именно в Украину.

Когда меня отозвали с должности посла в 2007-м, были предложения от нескольких влиятельных украинских компаний остаться, но я решил, что это будет неправильно. Да, это моя страна - Украина, и я ее очень люблю, но это плохой пример для дипломата. Поэтому, скажу откровенно, я просто не знаю. Все зависит от того, какое было бы предложение. Есть очень интересное высказывание: никогда не говори никогда.

- В 2014 году вы основали собственный бизнес в Грузии. Что это за компания?

- Я 33 года отдал государственной службе в Грузии. Скажу откровенно, мне очень больно, что уже четыре года я не работаю на свою страну, имею в виду государственную службу. Хотя я за эти четыре года привез в Грузию более двух тысяч бизнесменов из Украины. Я организовывал бизнес-туры и хотел сделать это бизнесом. Но первые шаги я делал для того, чтобы люди посмотрели, что происходит в Грузии. И многие заинтересовались Грузией.

Но, к сожалению, этот бизнес пришел в упадок, потому что не хватало времени. Мы зарегистрировали в Грузии компанию с тремя учредителями - я, мой зять и двоюродный брат. Но каждый из нас занимается такими делами, что невозможно было совмещать. Компания есть, но она не работает сейчас как системный бизнес.

- То есть работа в Ассоциации - это ваша основная работа?

- Фактически да. Когда мы провели первое заседание правления, я выступил с предложением работать на общественных началах. Шесть месяцев у меня были возможности жить без зарплаты, но эти возможности исчерпаны. И тогда мне утвердили зарплату в размере 50 тысяч гривен.

- На днях Европарламент проголосовал за предоставление Грузии безвизового режима. Поздравляю вас и вашу страну с этим! Украине в этом вопросе повезло меньше. Вопрос предоставления Украине безвиза затягивается, причем европейской стороной. С вашей точки зрения, как должна действовать сейчас Украина? Возможно, стоит несколько изменить приоритеты и делать акценты на внутренней политике?

- Я благодарю за поздравления и хочу воспользоваться возможностью и поздравить свой народ с этим историческим событием. Очень большое событие произошло для Грузии. Когда в конце прошлого года стало понятно, что европейцы начали откладывать украинский вопрос, я тогда сказал - это будет исторически большая ошибка со стороны Европейского союза. Это будет такая же большая ошибка, которую сделали представители НАТО на саммите в Бухаресте в апреле 2008 года, когда не предоставили ни Грузии, ни Украине план действий относительно членства. И на самом деле, сколько бы они ни говорили, что оставили двери открытыми или что-то другое, они дали сигнал России к войне в 2008 году в Грузии и к войне России в Украине.

Поэтому я подчеркиваю: если Европейский союз в ближайшие несколько месяцев не примет этого решения - это будет исторической ошибкой.

Украина выполнила все, и европейцы это признали. Но, во-первых, не надо обижаться сейчас, не то время, надо сосредоточиться на решении многих проблем внутри страны.

И собственное решение всех этих проблем - это и движение в Европейский союз, и усиление позиций Украины в рамках ассоциации партнерства. Поэтому, с одной стороны, нужно решать вопросы внутри страны и одновременно с этим настойчиво говорить с европейцами.

И, знаете, это не только дело Президента или Министерства иностранных дел. Это дело каждого, в том числе и общества, и общественных организаций. А когда будет политическая игра, то там тоже будет непонятно, что делать.

Хотя я не хотел бы, чтобы мы преувеличивали эти возможности. Это важно, это открывает практически границы для наших граждан, но не надо преувеличивать. Надо говорить открыто, откровенно своим гражданам, что такое безвизовый режим для них. Это не работа в Европейском союзе. Это просто возможность более легкого доступа к этим странам. Но это не значит, что ты можешь приехать, остаться там и работать. И надо об этом говорить.

Татьяна Стець


Просмотров: 3316

Самое читаемое сегодня

Врач развенчал миф о том, что тополиный пух является аллергеном
Врач развенчал миф о том, что тополиный пух является аллергеном
Тополиный пух сам по себе крайне редко может вызвать аллергию, поскольку состоит из довольно крупных частиц Об...
Сильный поток солнечного ветра вызвал магнитную бурю на Земле
Сильный поток солнечного ветра вызвал магнитную бурю на Земле
Сильная магнитная буря, причиной которой стал мощный поток солнечного ветра, достигнет своего пика в ближайшие...
В The Economist извинились за то, что назвали войну на Донбассе гражданской
В The Economist извинились за то, что назвали войну на Донбассе гражданской
Исследовательская организация The Economist Group, извинилась за фразу "гражданская война в Донбассе" Ее приме...
ФСБ России готовит в Украине теракты и убийства известных людей - СБУ
ФСБ России готовит в Украине теракты и убийства известных людей - СБУ
Служба безопасности Украины сообщила, что спецслужбы России готовят в Украине теракты и убийства общественных ...
Эксперт назвал самые неперспективные украинские политические партии
Эксперт назвал самые неперспективные украинские политические партии
Директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко заявил, что "Народный фронт", "Оппоблок" и "За життя...



0,99588799476624
Подписывайтесь на нас в Facebook
Top