Многие помнят, как в мае 2014 года тогда еще лидер президентской гонки Петр Порошенко заявлял, что антитеррористическая операция на востоке страны не может длиться месяцы – она будет длиться часы. Как часы растянулись на годы, мы уже знаем. Посему общество не могло не обратить внимания на еще одно заявление теперь уже главы государства примерно на эту же тему. В интервью одному из турецких телеканалов Петр Алексеевич сказал, что Украина вернет Донбасс: а) мирным путем, б) всего за год.
По его словам, уже в 2016 году должно произойти возобновление украинского суверенитета над оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях. Но вот реально ли это и что нужно делать, чтобы ускорить процесс возвращения откушенной части Донбасса под контроль законной власти? И не выдается ли в нынешних условиях желаемое за действительное? В конце концов, нужно ли самой Украине это сейчас или спешка в решении этого вопроса принесет нашей стране больше вреда, нежели пользы, об этом «Аналитическая служба новостей» и решила поговорить с экспертами.
Конституцию никто не отменял
Леонид ЕмецВернуть оккупированные Россией части Донецкой и Луганской областей, как и обещал Президент, можно, но все же пока что это в большей степени желание, а не твердые гарантии. Разве что тут нужно учитывать и тот факт, что Петр Порошенко может владеть какой-то информацией, которая позволяет ему давать такие прогнозы, заверил «Аналитическую службу новостей» (АСН) первый заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец.
Андрей ЛозовойКак уверяет заместитель председателя фракции Радикальной партии Андрей Лозовой, вернуть захваченную часть Донбасса можно было и раньше, но для этого надо было воевать, причем четырьмя фронтами: «Первый – это усиление военного потенциала, а также дипломатический, информационный фронты и нормальная работа и взаимодействие на международной арене». Он также отметил, что еще одним фактором возвращения Донбасса должна стать экономика – Россия будет сдавать свои позиции только в том случае, когда Украина, напротив, будет наращивать свой потенциал.
По словам же Леонида Емца, в контексте этой проблемы важна еще одна – проблема выборов на Донбассе, а также условий, в которых они становятся возможными. «Согласно Конституции, которую в этой части никто не менял и менять не планирует, выборы проходят по единому закону, – напомнил народный депутат. – У нас не может быть избирательного закона для отдельных территорий. Соответственно, если выборы состоятся в Луганске и Донецке, то только по закону о местных выборах, который предусматривает такие процедуры, как участие наших правоохранительных органов в контроле над передачей бюллетеней, участие наших членов комиссий, которые формируются из политических партий, представленных в парламенте. Разумеется, все эти технические моменты на тех территориях можно обеспечить, когда там не будет ни российских войск, ни террористических организаций. Только тогда, когда там будет контроль украинской власти, можно провести выборы». Он также отметил, что для того, чтобы эти выборы были демократичными, люди должны иметь возможность определяться самостоятельно, а не с пистолетом у виска.
Признать оккупированной территорией
Алена ШкрумЕго коллега по парламенту народный депутат от партии «Батькивщина» Алена Шкрум считает, что вернуть Донбасс можно только военным путем, но при этом для начала стоит установить, что является определяющей целью – возвращение территорий или все же реинтеграция живущих там людей? По ее словам, год – слишком маленький срок для возвращения, но определенные шаги – и прежде всего официальное признание территорий Луганской и Донецкой областей оккупированными – стоит делать уже сейчас и выработать нормальную государственную стратегию по Донбассу. «У нас нет нормальной государственной стратегии, что нам вообще делать с Донбассом, – пояснила Алена Шкрум АСН. – Не с точки зрения возврата, а с точки зрения интеграции переселенцев, социальной политики в отношении тех людей, которые уехали. Тем более нет стратегии и относительно возможного возврата военным путем».
По словам Шкрум, мы оказались в непростой ситуации, но надо было объявлять военное положение на отдельных территориях отдельных областей еще раньше. Также надо было разрывать дипломатические отношения с Россией. «Что касается признания этих территорий оккупированными – точно так же, как и Крым, – то в Раде уже есть законопроекты, которые можно поддержать или разработать новые. Оккупирована Донецкая область, оккупирована Луганская область – это значит, что мы больше не ответственны за тех людей. За все вещи, происходящие на оккупированных территориях, ответственна Россия, – подчеркивает нардеп. – Также мы говорим о том, что закрываем границу. Мы не можем торговать со страной-агрессором. Конечно, для олигархов это болезненное решение, поэтому Президент его пока и не принимает. Но рано или поздно нам придется его принять. Мы сможем вернуть территории только развивая Украину, развивая армию и дипломатично договариваясь о том, чтобы давить на Путина с помощью санкций».
Оксана СыроидПоддерживает идею признать захваченный кусок Донбасса оккупированной территорией и вице-спикер парламента Оксана Сыроид, поскольку, по ее мнению, в таком случае можно будет руководствоваться нормами международного права. Пока же никаких механизмов, чтобы вернуть эти территории за год, нет. «Я не вижу реальных механизмов возвращения оккупированных частей Донецкой и Луганской областей. Потому что нет заинтересованности в деэскалации конфликта и нет сегодня тех механизмов, даже дипломатических, которые позволяют это сделать, – отмечает она в разговоре с корреспондентом АСН. – Любые перспективы проведения выборов на оккупированных территориях не имеют ничего общего с возвращением в лоно Украины территорий, находящихся под оккупацией. Такие действия могут только ухудшить положение Украины».
По ее мнению, это даже может привести к внутреннему обострению, поэтому надо действовать более решительно и признать части Донбасса оккупированными территориями на официальном уровне. «Наша позиция – признать эти территории оккупированными и вернуть их в плоскость международного права. Тогда мы сможем применить международное право в отношении оккупированных территорий, которое будет действовать на территории Украины», – подытожила Сыроид.
Андрей БузаровВ свою очередь эксперт-международник Андрей Бузаров отмечает, что на самом деле власти не предпринимают никаких попыток вернуть оккупированную территорию. По его словам, сейчас предпринимаются попытки заморозить конфликт. «На сегодняшний день Петр Порошенко использует тематику Донбасса для того, чтобы показать принципиальность позиции, – поясняет он АСН. – Объективно же сейчас вариантов возврата Крыма в Украину, как и части Донбасса, попросту нет. Поскольку это геополитический конфликт США и РФ на территории Украины».
Три «кита» возвращения
Игорь КурусПо мнению же председателя правления Украинского центра прямой демократии Игоря Куруса, Донбасс можно вернуть при трех условиях: высокий уровень жизни в стране, справедливое государство и наличие современной армии. Как понятно и без экспертов, что первое, что второе, что третье – из разряда несбыточных мечтаний. Тем не менее, уверяет Игорь Курус, поскольку Украина находится в состоянии войны, власть должна действовать решительно, потому что любые договоренности с агрессором – только затягивание времени и демонстрация слабости. «Во-первых, – поясняет эксперт АСН, – нужно повысить уровень жизни граждан в Украине. Это станет мощным стимулом для жителей Донбасса и Крыма прекратить поддерживать агрессора и верить российской пропаганде про «манну небесную». Два года назад украинский народ выбрал курс на евроинтеграцию, поэтому нужно внедрить в жизнь действительно европейские ценности. Во-вторых, украинская власть должна обеспечить справедливое государство и устойчивое его развитие. Там, где развевается украинский флаг, должны быть безопасность, законность и порядок. В-третьих, должна быть сильная модернизированная армия, которая способна очистить территорию Украины от российских диверсантов и наемников и защитить украинскую границу».
Если эти позиции, убежден Игорь Курус, властью будут выполнены, шанс на прекращение войны есть: «Украинская власть должна провести в стране реальные реформы, которые позволят вернуть доверие к власти, и сделать так, чтобы граждане страны захотели в ней жить и защищать ее». Сейчас же, по его словам, выглядит так, что нынешняя власть не осуществляет эффективных действий или у нее нет желания поставить точку в этой войне.
Юрий БерезаЧто главный залог возвращения Донбасса под управление Киева – это боеспособная армия, считает и народный депутат Юрий Береза. Но он отдельно отмечает, что, чтобы говорить о каких-либо сроках возврата оккупированных территорий, необходимо переоснащение наших Вооруженных сил. «О сроках говорить можно только тогда, когда есть боеспособная армия, – подчеркивает он. – Мы можем вернуть что и когда угодно, когда будет армия, которая сможет за время от трех до шести суток дойти до Москвы. Только в таком случае все закончится. На сегодняшний день, к счастью, уже появился боевой дух. Кроме того, у нас появились младшие командиры, способные отлично себя показать. Сейчас актуален вопрос переоснащения армии. Я убежден в том, что, как только у нас пройдет переоснащение Вооруженных сил, возврат Донбасса будет не за горами. Стоит усвоить основной фактор: никто не будет разговаривать со слабыми, никто не освободит территории просто так. В мире боятся только силы».
В чем выгода России
Дмитрий ДобродомовПо мнению же парламентария Дмитрия Добродомова, которым он поделился с «Аналитической службой новостей» (АСН), решить ситуацию с Донбассом можно только введя миротворческие силы. Но в любом случае год – это слишком мало, чтобы вернуть Донбасс Украине: никаких условий для этого сейчас нет. Соответствующее заявление, которое озвучил Президент Петр Порошенко, отмечает он, скорее всего, было сделано вследствие влияния извне.
«Думаю, предпосылка этих заявлений – давление западных партнеров, – поясняет политик. – Насколько это реально? Я не вижу этого в реальности совсем. Посмотрите, что сейчас происходит на Донбассе. Выросла активность боевиков. Я не уверен, что они подконтрольны где-то одним ветвям своих бандитских раскладов. Поэтому решить вопрос уже в этом году можно только при одном условии – если будут введены миротворческие силы, которые помогут установить границу, будет сложено оружие, будет украинская власть и по украинским законам проведут выборы. При этом боевики, виновные в смертях и пытках, будут арестованы, а заложники – освобождены». Дмитрий Добродомов подчеркнул, что сегодня нет никаких предпосылок для осуществления любого действия из этого перечня, а тем более для осуществления их в совокупности.
Егор ФирсовС тем, что года слишком мало, согласен и нардеп Егор Фирсов, отмечая, что такое возвращение в ныне существующих условиях противоречит украинским интересам, поскольку, если вернуть Донбасс Украине сейчас, это сыграет на руку РФ. «Вы знаете, когда-то Петр Алексеевич говорил очень важные вещи, когда-то он говорил и о том, что АТО должно длиться не месяцы, а чуть ли не часы. Поэтому я, если честно, слабо себе представляю, как можно вернуть Донбасс за год, – поделился он с АСН. – Сейчас на оккупированной территории находятся российские военные – это более семи тысяч человек, более 600 танков, я не говорю сейчас о тяжелом вооружении: «Градах», «Буратино», «Акациях» и прочем. У почти 40 тысяч гражданского населения есть оружие (от пистолетов-автоматов до гранат). Поэтому в течение года на ровном месте с Захарченко, с российскими военными, с той ситуацией, которую я описал, не вижу, что это будет реально».
Фирсов отмечает, что такое заявление Порошенко, возможно, ориентированно на Европейский союз. Кроме того, возвращение Донбасса на данный момент абсолютно не в интересах Украины, сейчас оно выгодно только России. «Я 25 лет прожил там, у меня есть контакты: родственники, одноклассники, соседи. И хорошо понимаю ситуацию, которая там сложилась: вернуть за год нереально. Надо подождать, когда экономика и армия станут сильнее. Тогда можно теоретически говорить о том, чтобы забрать Донбасс военным способом. Но не верю, что в течение этого года мы реинтегрируем эту территорию. Плюс этого не нужно делать потому, что это противоречит украинским интересам».
По его словам, вернуть нам оккупированный, зазомбированный Донбасс, разрушенный и неподконтрольный Киеву, – это сейчас самая главная задача России. РФ вручит его Киеву и скажет, мол, «возьмите его и мучайтесь с ним, чтобы эта территория выбирала своих губернаторов, чтобы эта территория влияла на политику страны и чтобы эта территория выбирала себе народных депутатов от Донецка». То есть это «план России, она откровенно показала, что не собирается забирать эту территорию, как Крым, и признавать ее отдельным государством. А нам ни в коем случае нельзя вестись на этот процесс».
Без компромиссов, как без рук
Виктор ЧумакНародный депутат Виктор Чумак акцентирует внимание на том, что возвращение Донбасса за такой срок возможно только при определенных компромиссах. То есть за такой короткий промежуток времени не удастся полностью вывести войска российской армии и обновить украинскую власть. Поэтому говорить можно лишь о возвращении с какими-то условиями. «Думаю, что вернуть Донбасс за год возможно только тогда, когда будут выведены оттуда российские войска, когда удастся пересажать всех боевиков-сепаратистов на Донбассе, – заверяет он «Аналитическую службу новостей» (АСН). – Кроме того, нужно полностью обновить инфраструктуру нашей власти, обновить местное самоуправление. А вот какими могут быть компромиссы, об этом надо спросить у Президента, потому что если он делает такие заявления, то, наверное, знает о них».
Также народный избранник отмечает, что стоит говорить о том, что возвращение Донбасса может иметь различные форматы и окраски. «Я не вижу просто-напросто других путей, кроме тех, о которых я говорил. Что значит вернуть Донбасс? Его можно вернуть на различных условиях. Можно вернуть Донбасс российским, но для меня и многих украинцев вернуть его таким совершенно неприемлемо», – отметил политик.
Александр ДемьянчукКстати, обещание главы государства за год вернуть Донбасс – политическое заявление, которое не имеет ничего общего с реальностью, а существенно в этой ситуации что-то изменится только в том случае, если Россия изменит характер действий, подчеркивает заведующий кафедрой политологии Национального университета Украины «Киево-Могилянская академия» Александр Демьянчук. «Здесь какого-то серьезного аналитического основания, к сожалению, нет, – делится он своим мнением с АСН. – Поскольку противоположная сторона, если мы играем в шахматы, играет «в Чапаева». То есть любые действия со стороны Украины, которые будут носить рациональный характер, будут натыкаться на абсолютно иррациональное поведение нашего восточного противника».
Политолог убежден, что рецептов выхода из нынешней ситуации просто не существует. «Если сейчас взяться за возвращение Донбасса силовым методом, это риск открытой войны, – пояснил он. – Возвращать Донбасс каким-то дипломатическим путем пока невозможно. Мы видим, как ведет себя российская сторона на всех переговорах: пренебрегает любыми договоренностями, даже документы, скрепленные высокими подписями, для нее ничего не значат. Таким образом ситуация сейчас патовая. Как это ни удивительно, но она более выгодна Украине, чем противоположной стороне. Потому что, выжидая момент, Украина постепенно набирает вес. Это позволит потом, когда ситуация разрешится, достаточно быстро преодолеть кризис. А то, что она все-таки разрешится, и именно в нашу пользу, сомнений практически нет».
Что самое интересное, Александр Демьянчук отмечает, что сейчас возвращать Донбасс смысла просто нет. И прежде всего из-за того, что его население в значительной степени настроено антиукраински. С этим, по словам политолога, «надо согласиться, смириться и начинать работу, которую у нас, к сожалению, никто не ведет. В Министерстве информационной политики, которое должно было бы это делать, и делать давно и активно, банально этим не занимаются. Есть небольшие проекты, которые существенного эффекта не дают. А возвращать Донбасс сейчас – это получить на голову еще большую беду, чем есть сегодня».