В сентябре, то бишь, уже на днях мы получим платежки за коммуналку еще со «старыми» тарифами, которые повысились этой весной. Очередное – сентябрьское – подорожание электроэнергии в платежках отразится уже в октябре. Тем не менее, эксперты все громче заявляют о том, что если правительство не поумерит свои аппетиты, шагая к цели по кошелькам простых граждан, кризис неплатежей Украине просто гарантирован.
Черта бедности – у каждого своя
Недавно в интернете появилась крайне интересная цифра: оказывается, международные кредиторы, эдак ненавязчиво «подталкивающие» наше правительство к дальнейшему затягиванию поясов у простых людей, прекрасно осведомлены, каково на самом деле живется украинцам, потому поверить, что им неизвестны данные, обнародованные ООН, крайне сложно. А по этим данным, за чертой бедности сейчас оказались более 80% наших сограждан.
Что такое «жизнь за чертой бедности» в понимании экспертов Организации Объединенных Наций? Это если вы тратите на жизнь (берутся во внимание, прежде всего, расходы на проживание и питание) меньше 5 долларов в день (в месяц это в среднем получается 150 долларов). Учитывая сегодняшнюю стоимость доллара по курсу Нацбанка (22 гривны), несложно подсчитать уровень минимальной зарплаты – она должна составлять около 3,5 тысячи гривен.
В то же время, отмечают эксперты, у нас нынче прожиточный минимум, куда входит питание, проезд в транспорте, покупка одежды, а также бытовые и коммунальные услуги, составляет около полутора доллара в день. Как можно на такие деньги одеваться, когда только пара обуви, причем не зимней, стоит не меньше 500 гривен, видимо, только высоким чиновникам известно. Хотя они о таких мелочах не думают, потому как черта бедности – у каждого своя.
Кстати, образование и лечение в эту сумму не входят: поскольку все понимают, что они у нас далеко не бесплатные, судя по всему, в правительстве считают, что это – никому не нужная роскошь, без которой можно прекрасно обойтись. И если по поводу образования еще можно с натяжкой заметить, что способный ученик прекрасно обойдется без услуг репетитора и поступит в вуз на бюджет, то как, к примеру, старикам и людям, имеющим серьезные хронические заболевания, обойтись без лекарств, понять сложно. О скудном питании, которое могут себе позволить большинство украинцев, и речи нет – видимо, людям таки придется внять совету «папередника» и не отлынивать от садово-огородных работ. Диетологи же отмечают, что скудное питание в подростковом возрасте может аукнуться большими проблемами со здоровьем, которые потом не исправишь ни красной рыбой, ни черной икрой.
Алексей ПлотниковПри таком подходе государства к решению проблемы, когда людей заставляют лишь туже затягивать пояса, одновременно подсаживая на субсидии, которые на самом деле ничего не решают, в стране происходит консервация бедности. Об этом говорит доктор экономических наук Алексей Плотников, подчеркивая, что для реальной борьбы с бедностью государство должно предпринимать реальные шаги. «Есть наименее защищенные слои населения. И есть понятия прожиточного минимума, минимальных зарплат и пенсий, которые уже давно не прожиточные, – разъясняет «Аналитической службе новостей» (АСН) экономист Алексей Плотников. – И тут, несмотря на разные внешние обязательства, нужно думать, какой в стране удельный вес населения, которое пребывает за чертой бедности. Изучить, не стимулирует ли политика государства еще большего количества таких граждан». По словам эксперта, «государство должно развернуться к народу, а не дистанцироваться, ориентируясь исключительно на советы МВФ и других организаций». То есть, правительству нужно думать, как сделать так, чтобы у людей были доходы, позволяющие оплатить услуги, а не бездумно отбирать последнее, ссылаясь на сложную экономическую ситуацию и войну на востоке.
Но пока что давать людям удочку, позволяющую ловить хорошую рыбу, а не плохонькую рыбешку с барского плеча, никто не спешит. Напротив – нам рассказывают, что повышение тарифов научит экономить: мол, стирать будете по ночам (это может быть дешевле лишь в случае, если у вас специальный счетчик), а еду готовить только по праздникам. Кстати, в квартирах, оборудованных электроплитами, видимо, придется перейти на сыроедение, ведь в социальную норму (100 кВт в месяц) вписаться никак не получится, даже если готовить только по выходным, в будние дни перебиваясь хлебом с чаем. И вот на фоне всего этого мы получаем очередное повышение тарифов, пока что только на свет.
Свет в цифрах
Цифры будущих тарифов на свет (повышение осуществляется в несколько этапов: последний, пятый, рост тарифа на электроэнергию запланирован на март 2017 года, когда средняя цена составит 122,77 копейки за кВт\ч) обнародовали еще зимой, постановлением Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП). Первое повышение пришлось на апрель-месяц – тогда цены выросли в среднем на 45,2%. С 1 сентября – по сравнению с действующим ныне тарифом – он подорожал еще на 23%. Причем действовать этот тариф будет до 1 марта 2016 года.
Для семей, которые потребляют до 100 кВт/ч (в селах эта норма пока больше – до 150 кВт/ч), причем без разницы, газовая у вас плита или электрическая, тариф вырос на четверть и теперь составляет 45,6 копейки за кВт/ч. Если же вы расходуете от 100 до 600 кВт/ч электроэнергии в месяц, платить придется уже по 78,9 копейки за кВт/ч (рост тарифа – тоже на четверть). На 5% увеличился и тариф для населения, которое ежемесячно потребляет больше 600 кВт/ч: они теперь будут платить 1,479 гривны за кВт/ч электроэнергии.
На 25% увеличился и тариф – независимо от объемов потребления электроэнергии – для многодетных семей, а также детских домов семейного типа и приемных семей: их кВт/ч отныне стоит 45,6 копейки. А когда начнется отопительный сезон и страна получит платежки за тепловую энергию, резко встанет, как предполагают эксперты, проблема неплатежей по коммунальным счетам, потому как людям придется выбирать: то ли детей-стариков накормить, то ли заплатить за жилье. А ситуацию, когда перед людьми стоял такой выбор, мы уже проходили, и чем она заканчивается, знаем.
Платить перестаем с октября?
Максим ГольдарбО том, что повышение тарифов, в том числе и на свет, неминуемо потянет за собой процесс роста неплатежей за коммуналку, еще весной предупреждал директор общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб. В частности, в комментарии «АСН» он тогда сказал, что сотрудники «Публичного аудита» даже готовы предоставить людям юридические услуги, если граждане захотят оспорить сами тарифы в судебном порядке. И хотя директор Аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко отмечает, что население – самый дисциплинированный плательщик по коммунальным счетам, рост задолженности по квартплате – таки налицо.
Александр СергиенкоПравда, цифры тут звучат разные. Так, Госстат утверждает, что в июле задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг увеличилась на 0,8% по сравнению с июнем этого же года и составила 12 миллиардов 324 миллиона 127 тысяч гривен. Причем эти данные приведены без учета временно оккупированного Крыма, а также части зоны АТО, где хозяйничают «отцы» так называемых «народных республик». Эксперты же, отмечая, что платежная дисциплина ухудшилась в среднем на 6-8%, говорят, что как только люди получат новые платежки (за свет – уже в октябре), новая волна неплатежей, причем более серьезная, стране просто гарантирована. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, к примеру, что долг с 12-ти с половиной миллиарда вырастет до 25–40 миллиардов. А причину доходчиво поясняет директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, который акцентирует внимание на том моменте, что из-за повышения тарифов на коммунальные услуги жители регионов вынуждены будут выделять на их оплату до 80–90% своих доходов. И скорее всего, по его словам, «уровень неоплаты может составить около 50%. Проиграют все: люди накопят долги, которые потом нужно будет реструктуризировать, компании не смогут получать средства за предоставленные услуги».
Уверен в реализации худшего сценария и эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, который уверяет, что безболезненно украинцы могли бы оплачивать коммуналку по новым тарифам лишь в том случае, если бы их доходы были на уровне 18–20 тысяч гривен. «Проблема не в высоких тарифах, – подчеркивает эксперт, – а в низких зарплатах. Если мы говорим о средних доходах порядка 3,5 тысячи гривен, «коммуналка» должна составлять не более 20% от этой суммы, а это не больше 500–600 гривен». Причем, отмечает Валентин Землянский, даже если представить, что правительство проникнется проблемами граждан и вернет хотя бы действовавшие ранее социальные нормы (в том числе и на электроэнергию), это стало бы серьезным облегчением для людей. Вот только, к сожалению, даже такой шаг вряд ли способен решить проблему полностью: она решится только тогда, когда экономика будет работать так, что люди получат возможность получать за свою работу нормальные деньги и без подачек с чьей бы то ни было стороны платить по всем своим счетам.
На критическое положение вещей обращают внимание и эксперты теневого правительства. «Сегодня почти четверть украинцев склоняются к тому, чтобы не платить за коммунальные услуги, – отмечает оппозиционный министр топливно-энергетического комплекса Владимир Макуха, – а рост неплатежей сокращает доходы энергетиков и ухудшает и без того не блестящее состояние отрасли. Следствием этого процесса может стать невозможность снизить зависимость от импортного газа и валютное давление на бюджет».
Без веерных отключений никак
Пока, как говорится, суд да дело, в «Укрэнерго» уже заговорили о веерных отключениях света, с которыми украинцы на самом деле уже знакомы (кто забыл, вспомните, сколько электроприборов, которые нежелательно отключать от сети, те же холодильники, к примеру, накрылись во время этих отключений медным тазом). Тем не менее, эта компания уже подготовила план отключения электроэнергии в регионах в грядущий осенне-зимний период. Причем в этот год нам обещают действовать «более гуманно», поскольку, по словам руководства энергокомпании, «будет планироваться постепенная разгрузка регионов на полтора–два часа, чтобы это не сказывалось ни на промышленности, ни на населении». Опять же, а что будет, если в момент такого отключения в больнице будут делать серьезную операцию? Понятно, плановую можно перенести, с учетом графика отключений. А как быть с внеплановыми, когда люди поступают в медучреждения с острыми состояниями, требующими безотлагательного оперативного вмешательства?!
Не случайно Руслан Бортник отметил, что кризис неплатежей, спровоцированный непомерно высокими тарифами, может подтолкнуть развитие ситуации по самому худшему сценарию – аж до коммунального коллапса. «Вырисовывается крайне неприятная картина, – сказал эксперт, – веерные отключения электроэнергии, прекращение предоставления услуг по водоснабжению». И все это на фоне того, что свыше половины украинских облэнерго, о чем тоже говорят независимые эксперты, контролируются двумя российскими олигархами. Посему, может быть, мой вопрос прозвучит наивно, но почему – на фоне того, что Россия сделала с Крымом и принадлежащим украинцам предприятиям, которые там находятся, - мы до сих пор не национализировали все имущество, которое принадлежит россиянам, но находится в Украине? Слабо или откровенно подыгрываем захватчику?!
Кнут, и еще раз кнут
Но неплатежи, которых нам не избежать, потянут за собой не только накопление долга, но и, если говорить про свет, риск оказаться в темноте. Дело в том, что в действующих Правилах использования населением электроэнергии, которые утверждены правительством еще в 1999 году, предусмотрено право энергопоставщика отключать свет за долги. И, что интересно, «порог Ч», или сумму долга, когда уже надо повернуть рубильник, может определять самостоятельно именно компания-энергопоставщик. Если учесть, кому принадлежат наши облэнерго, становится понятным, от кого этой зимой будет зависеть свет (а то и возможность приготовить еду) в жилищах украинцев.
Многие эксперты отмечают, что энергетический сектор Украины – наиболее монополизирован, причем предприятия, которые предоставляют людям коммунальные услуги, не особо ограничены какими-либо правилами. Вопрос даже в том, есть ли сам рынок? Ведь после повышения тарифов до якобы экономически обоснованных качественных изменений люди почему-то не почувствовали. При этом украинцев не прекращают пугать, что из-за коммунальных долгов могут даже отбирать квартиры. Т.е., мало того, что доруководились так, что люди элементарно не могут себе заработать на жизнь, так еще и с подачи олигархов страна собирается множить ряды бомжей. Это что, тоже европейская практика?
Виктор ГаласюкНеужели так сложно понять, что это – путь в никуда. «Побороть бедность, а тем более обеспечить европейский уровень благосостояния в Украине путем «затягивания поясов» и имитации улучшения инвестиционного климата невозможно. Нужно четкое видение приоритетов и радикальные шаги по их реализации», – пояснил «Аналитической службе новостей» (АСН) председатель комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк. По его словам, первое, что на самом деле нужно безотлагательно сделать, это повысить социальные стандарты, увеличить доходы и, соответственно, покупательскую способность граждан.
Сытый голодному не товарищ
«Мы должны включить обратную логику — низкие налоги и простое администрирование, меньшее давление на малый бизнес дадут увеличение, а не уменьшение поступлений в бюджет, — говорит народный депутат. — К тому же, европейское завтра в Украине не наступит без радикального сокращения государственного аппарата и разрешительных процедур, без реальной борьбы с коррупцией и тотальной люстрации и замены судейского корпуса, без установления сильных инвестиционных стимулов и дифференцированной системы налогообложения, которые бы способствовали развитию производственного и наукоемкого, а не примитивного сырьевого бизнеса».
Виктор НебоженкоКроме этого, стране нужна справедливая социальная политика и наличие элиты. «Проблема бедности возникла еще 200 лет назад в Англии, и уже тогда богатая Англия ставила вопрос о том, как ее победить, – поясняет АСН директор Социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. – Есть Швеция, которая показала, что при правильном экономическом управлении, правильной социальной политике проблема бедности снимается. Поэтому ничего изобретать не надо. Хорошее государственное управление без воровства и сильная соцполитика — вот то, что надо». Но не надо быть экспертом, чтобы понять, что у нас до сих пор все, что связано с соцполитикой, работает по остаточному принципу. Это значит, что сначала коррупция, инвестиции, управление, контроль, налоги, бюджет, и только то, что остается (если оно остается!), используется на соцполитику.
«В Украине, к сожалению, социальный блок является одним из слабейших, – отметил политолог. – Должна быть элита, а у нас олигархи считают себя элитой. В такой ситуации и воровство, и кумовство, и коррупция, и чудовищная нищета — это обязательные спутники такого государства. У нас нет элиты, которая выставляла бы приоритеты для населения страны. А элитой считаются люди, у которых есть несколько миллионов долларов или наворованные миллиарды. В мире нигде нет такого. А олигархи вряд ли будут делиться сами. Элита по натуре способна жертвовать и развивать какие-то национальные идеи на протяжении нескольких лет».
В общем, если подытожить, картина получается грустная: людей подталкивают к пропасти несколькими путями. С одной стороны, даже имея высшее образование, отягощенное опытом, часто нет возможности заработать на обеспечение семьи. При этом растут не только непомерные аппетиты монополистов, «подталкивающие» тарифы, но и цены практически на все: еду, одежду, лекарства. С другой, правительство пошло по пути предоставления субсидий, которые на выходе окажутся в кармане тех же монополистов, но никоим образом не помогут решить проблему украинцев, просто-напросто нуждающихся в нормальной работе, за которую нормально платят. А если учесть, что даже международные эксперты говорят, что у нас почти вся страна, за исключением горсти олигархов, за чертой бедности, появляются серьезные вопросы к политике реформирования, проводимой действующим правительством. Да будет свет?