Не знаю, кто как, а я в эти дни чувствую себя несколько обманутой: ждала, как и многие соотечественники, что парламент накануне Воскресения Господнего таки сделает людям подарок – и хотя бы Временную следственную комиссию создаст. И что эта комиссия возьмется за тарифы на жилищно-коммунальные услуги, разложит их на составляющие, сама поймет и нам всем объяснит, как эти составляющие между собой взаимодействуют, какой процент можно смело списать на коррупционные схемы, а сколько люди действительно должны платить. Не сложилось! Даже несмотря на то, что общественность требовала. Да что там говорить, развели эту общественность, как слепых котят.
Начали за здравие...
Нет-нет, совсем вроде и не проигнорировали – Рада в пятницу вопрос тарифов рассмотреть все же попыталась. Но когда этот вопрос рассматривался, как-то так народных избранников в сессионном зале было маловато. Это понятно – им эта проблема не болит, все давно «утрясли», чего лишний раз волноваться?! А чтобы людям в глаза пыль пустить, создали, но не Временную следственную комиссию, о которой шла речь, а рабочую группу по формированию тарифов на услуги ЖКХ. Ее создание – на базе двух парламентских комитетов, по строительству, градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству и по социальной политике, занятости и пенсионному обеспечению – стало результатом протокольного поручения главы парламента Владимира Гройсмана. «Более неадекватную реакцию Верховной Рады трудно и представить, – отметил на «Фейсбуке» экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко, – Комитет по вопросам ЖКХ проверяет тарифы на услуги ЖКХ. То есть, проблему тарифов будут рассматривать именно те, кого нужно «регулировать»!»
А теперь – внимание! – самое главное: ВСК требовали создать, чтобы комиссия разобралась с тарифами, а рабочая группа, которая появилась взамен, будет заниматься несколько другим. Она должна выяснить, как... будет работать модернизированный механизм предоставления субсидий. «Нам надо, – сказал Владимир Гройсман, – все четко просчитать: как будет работать новая система субсидий, сколько людей будет защищено, кто будет защищен и решения, в соответствии с этим, должны принять украинский парламент и украинское правительство для того, чтобы обеспечить социальную защиту людей, которые по объективным причинам не смогут платить за коммунальные услуги». То есть, о том, что действующий в Украине механизм тарифообразования непрозрачный, как видим, даже не говорят – на Грушевского, видимо, всех все устраивает.
Арифметические выкрутасы
Но как бы там ни было, «тарифную проблему», особенно ее газовую составляющую, несомненно, можно считать центральной темой на прошлой неделе. Правда, жонглирование цифрами, которое можно было наблюдать в прямом эфире во время Часа правительства в парламенте, по-моему, баллов чиновникам не добавляло. Раньше говорили, что собственная добыча газа достигает 18-19 миллиардов кубометров, а население использует 21 миллиард, хотя эксперты и ставят эту цифру под сомнение. То есть, если все же начать реально экономить, мы прекрасно можем обойтись своим газом. Но! Вдруг выясняется, что газа собственной добычи нам никак не хватит! Ибо, по словам министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, Украина в итоге «добывает примерно 9,5 миллиарда кубометров в год, а потребляет – 21 миллиард».
Логично поинтересоваться, куда испарились почти 10 миллиардов кубометров газа собственной добычи, о которых говорилось ранее? Весь секрет, как выяснилось, – в палитре добывающих компаний, и те якобы пропавшие миллиарды кубометров добывают частники. Кстати, вдруг решили «рассекретить» размер себестоимости украинского газа – глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев сказал, что речь идет о 4200 гривен за тысячу кубометров. Если поверить, то получается, что наш более чем в четыре раза дороже российского. «Из 20-ти миллиардов кубометров газа собственной добычи, – разъяснил Андрей Коболев, – примерно 7миллиардов кубометров добывается частными компаниями, а они не хотят продавать газ даже по цене 7200 гривен и продают его сейчас по 9600 гривен». Теперь простой арифметический подсчет: 9.5 миллиарда плюс 7 миллиардов – в итоге имеем 16.5 миллиарда кубометров. Вопрос: где остальные 2-2.5 миллиарда кубометров? Таки куда-то испарились ...
Кстати, последняя цена российского газа, о которой договорились в начале апреля, – 248 долларов за тысячу кубов. С одной стороны, господин Демчишин говорил, что если газ будет стоить меньше 250 долларов, его можно будет удешевить и для населения. А с другой, теперь заявляет, что пока сделать это мешают колебания курса. Такое впечатление, что наше правительство – когда цены на что-то реально снижаются – считает делом чести найти правдоподобные объяснения, почему у нас в стране они снизиться не могут. И не имеет значения, о чем идет речь, – о газе, о бензине или о чем-то еще. Это напоминает простой прием, которым пользуются базарные торговцы: обычно перед праздниками цены на свою продукцию они поднимают, а после праздников снизить почему-то забывают.
Высокие тарифы – неплатежи – что дальше?
И на фоне такого жонглирования цифрами, когда чиновники из правительства или не знают, каковы эти цифры на самом деле (хотя поверить в это крайне трудно), или бессовестно нас обманывают, повышение тарифов выглядит крайне циничным. Каким может быть дальнейшее развитие событий, АСН уже писала – в материале «Депутаты хотят вывести тарифы на чистую воду». И именно потому, что с этим самым выводом на чистую воду пока не сложилось, эти варианты нельзя сбрасывать со счетов. Например, Иван Плачков – один из экс-министров-профессионалов, который понимает, что происходит на самом деле, заявляет, что кризис неплатежей нам просто гарантирован, потому что «недисциплинированные люди точно перестанут платить».
По его словам, этот кризис – из-за низкой платежеспособности украинцев – уже есть. Если правительство и дальше будет держаться курса повышения тарифов, мы можем получить ситуацию, когда люди не будут платить за энергоресурсы, затем перестанет выплачиваться зарплата, будет дальше расти безработица, не будет закупаться топливо, и, в конце концов, мы вернемся к хаосу 90-х прошлого века. Экс-министр энергетики убежден, что в первую очередь Украине следует подсчитать собственные энергоресурсы и только после этого, минимизировав потребление, формировать тарифы для населения и предприятий. С господином Плачковым соглашается немало экспертов, поэтому вполне закономерно напрашивается вопрос: почему на правительственном уровне их никто не слышит. Или не хочет слышать?! Правда, для людей, которые в мае получат платежки с новыми цифрами, разницы никакой.
Пока подавляющее большинство украинцев, которые просто еще не получили новых платежек, наблюдают за тарифными перипетиями в ВР, общественные активисты начинают активное сопротивление. Один из судебных исков – с требованием вернуть старые тарифы на газ, а новые признать незаконными – будет рассматривать Окружной административный суд Киева. Его инициаторы, а это общественная организация «Институт общественного защиты», утверждают, что Нацкомиссия по вопросам регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг не имеет права устанавливать тарифы, поскольку законодательством это право закреплено за НКРЭ, которая была ликвидирована прошлым летом. Учитывая накал страстей вокруг проблемы, можно прогнозировать, что подобных исков будет много.
И не только исков. Так, на днях Днепропетровский горсовет на очередной сессии поддержал инициативу оппозиционных депутатов направить обращение к Президенту, Верховной Раде и Кабинету министров с требованием ввести на повышение цен и тарифов на услуги ЖКХ мораторий – до повышения минимальных зарплат и пенсий. Причем предварительно днепропетровцы требуют вернуть цены и тарифы по состоянию на январь 2014 года.
Стопроцентный учет – и никак иначе
«Пока продолжаются эти баталии на уровне политиков и чиновников, – сказал «Аналитической службе новостей» (АСН) председатель правления Всеукраинской ассоциации энергосбережения Роман Спивак, – надо не сидеть, сложа руки, а действовать. Неплатежи – не выход, суды тоже не спасут от повышения тарифов, разве что частично. А уже сейчас надо повсюду устанавливать счетчики на все: на холодную и горячую воду, на газ, на тепло. У меня дома – газовый счетчик. Если у вас нет, не нойте, а встаньте с дивана и напишите заявление в облгаз! Европа начинается со счетчика: не давайте себя обманывать – платите только за то, что реально потребляете».
Роман Спивак приводит интересные цифры. В Украине количество квартир, в которых нет счетчиков на газ (по состоянию на сентябрь 2014): с газовой плитой – 75,9%, с газовыми плитой и колонкой – 31,4%. На высоте, так сказать, только хозяева жилья, где установлены отопительные котлы, – там без счетчика только 1%. Поэтому, по мнению Романа Спивака, параллельно должны идти два процесса: повсеместное установление счетчиков, что сразу уничтожит немало коррупционных схем, и активная позиция общественности, которая должна требовать прозрачности тарифообразования.
Правда, Кабмин, чтобы уменьшить расходы населения на коммунальные услуги, поручил НКРЭКУ обязать теплогенерирующие компании устанавливать счетчики на входе в дома, о чем сообщил министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко. При этом глава Минрегиона отметил, что 96% теплогенерирующих компаний на выходе из своих предприятий средства учета установили, а вот «на входе в дома устанавливать счетчики им не выгодно». А если не выгодно, надеяться, что они с ног собьются, чтобы быстро установить тепловые счетчики на входе в дома, не стоит. Наоборот, можно спрогнозировать, что эти компании будут всячески саботировать этот процесс.
«Сейчас, – отмечает Алексей Кучеренко, – такое впечатление, что над украинцами проводят эксперимент. Сначала реформировать систему надо, помочь людям организовать ОСМД, утеплить дома, счетчики установить – там же без счетчиков миллиардами воруют!»
А пока обещание чиновников вкладывать в платежки бланки на получение субсидий выглядит как насмешка. В ситуацию, как мне кажется, самое время вмешаться главе государства как гаранту прав украинцев и таки разобраться, кто и зачем устроил эту цифровую чехарду, вешая нашим гражданам лапшу на уши. Ведь о том, что иначе нельзя – нужно только задирать тарифы до небес, – нам уверенно вещают с правительственных трибун. Но мне не совсем понятно, почему нельзя по-другому.
К примеру, на улице (по крайней мере, в Киеве) уже тепло, отопительный сезон вроде как завершен, а батареи в моем доме такие, что прикоснуться к ним нельзя. То же сообщают люди из Кременчуга. Убеждена, до сих пор топят и в других населенных пунктах. И мне невдомек, почему сейчас, когда уже тепло, за чью-то нерасторопность должна платить я, а не те люди, которые «не заметили» завершения отопительного сезона. Господа профильные министры, возможно, растолкуете?!