На минувшей неделе генпрокурор Виктор Шокин выступил с резонансным заявлением: украинский суд признал правомерными доказательства Генпрокуратуры и начал процедуру заочного осуждения экс-президента Украины Виктора Януковича. Защита «легитимного» отреагировала молниеносно. «Виктор Федорович готов сотрудничать со следствием и помогать устанавливать истину по всем делам», — сообщили адвокаты объединения AverLex, защищающие интересы Януковича.
Украина замерла в ожидании громкого судебного процесса, венцом которого станет либо торжество Фемиды, либо апогей популизма. О том, как от виртуального суда дойти до реального приговора, «Аналитической службе новостей» (АСН) рассказали эксперты.
Война компроматов
Кость БондаренкоВ заочном суде над Януковичем и Ко заинтересованы обе стороны — нынешняя власть и предыдущая, в частности сам Виктор Федорович. «После 2014 года в Украине приняли ряд законов, которые позволяют заочное судопроизводство, но не внесены необходимые изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, а также в другие действующие законы. Поэтому можно прогнозировать, что заочный суд над Януковичем может превратиться в гигантский фарс, в котором сам Янукович будет выступать не столько в роли обвиняемого, сколько в роли прокурора. Его адвокаты прекрасно понимают все тонкости и недостатки украинского законодательства, и попытаются устроить настоящее юридическое шоу», — отметил глава правления Института украинской политики Кость Бондаренко. При этом политолог спрогнозировал, что никаких материальных или юридических последствий для самого Януковича и его окружения не будет.
«Зато журналисты получат большое количество материалов для сенсаций — на полгода вперед», — отметил Бондаренко.
Сергей БелашкоЗаочные суды нужны только для того, чтобы показать обществу, что дух Майдана не угас. Такого мнения придерживается директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко. «Есть определенная целевая аудитория, которая жаждет крови «попередників». Но реально арестовывать никого не будут», — считает он. — Заочные суды не помогут даже с конфискацией имущества, так как оно зарегистрировано не в Украине, и даже не в ЕС. Основное имущество семьи Януковича находится в Южной Африке, странах Персидского залива, Южной Корее, Сингапуре, то есть в тех странах, где конфисковать его нереально».
Анна МалярНо чем все-таки завершится громкий процесс и будет ли приговор? «Трудно прогнозировать. С одной стороны, подавляющее большинство кадров милиции, прокуратуры и судов — это те люди, которые преданно работали на предыдущую власть. И сам факт побега из Украины подозреваемых говорит о наличии прочных коррупционных связей между нынешними правоохранителями и бывшими чиновниками, — рассуждает кандидат юридических наук, юрист-криминолог Анна Маляр. — Но с другой стороны, у нынешней власти просто не остается выбора. Думаю, что на этот раз народ не будет ждать правосудия 15 лет, как в деле Гонгадзе. А потому в ближайшие полгода-год власть будет вынуждена предъявить общественности результаты досудебных расследований и судебных разбирательств. Поэтому, с большой вероятностью, хотя бы один-два заочных обвинительных приговора будет».
Без имущества, но не в тюрьме
Сергей ГребенюкНа сегодня нет ясности относительно реализации таких обвинительных заочных приговоров. «Законодательная процедура, которая действует сейчас, позволяет без наличия человека в стране привлечь его к ответственности и вынести соответствующий приговор. Но вот будет ли отбывать человек наказание…», — задается риторическим вопросом адвокат Сергей Гребенюк.
Он предполагает, что обвинительный приговор можно будет выполнить только частично. У обвиняемого с помощью заочного суда можно будет конфисковать имущество. «Более того, если есть коррупционная составляющая, то приговор суда позволяет накладывать санкцию как взыскание в доход государству на любое имущество», — отметил Гребенюк.
Константин МатвиенкоЕсть и предположение, что заочное правосудие по отношению к Виктору Януковичу и членам «семьи» может быть использовано для теневого передела его активов. «Эти заочные процессы несут риск их банального использования для теневого передела активов», — допускает эксперт корпорации стратегического консалтинга Гардарика Константин Матвиенко.
Владимир ЦыбулькоВ то же время, по словам эксперта Аналитического центра «Политика» Владимира Цыбулько, не стоит переоценивать силу и влияние заочного суда. «Государство должно заботиться о неотвратимости наказания. Именно поэтому и принимался закон о заочных судах. Но с другой стороны, зачем заниматься имитацией? Ведь заочные суды по другому не назовешь, — заявил эксперт и подчеркнул. — С помощью этого судебного преследования можно объявить человека в розыск и ограничить его в передвижении. В любом аэропорту мира нужно будет арестовать этого человека и передать его Украине. Это максимум, на что способен заочный суд».
Вместе с тем, по мнению Цыбулько, поскольку в основном все высокопоставленные чиновники времен Януковича сейчас пребывают в России, то, даже в случае вынесения им заочным судом обвинительного приговора, Россия их не депортирует в Украину. «Это случится только при смене власти в РФ», — добавил он.
Петр ОлещукНа превалирующую роль страны нахождения преступника указывает и мнение политического эксперта Петра Олещука. «Все будет зависеть от воли страны, где находится обвиняемый. Но по сути никак нельзя будет реализовать приговор. Человек может спокойно жить в другой стране», — отметил эксперт.
Страх перед Интерполом
Игорь ФоминИнтересную позицию относительно заочного правосудия как такого имеет бывший адвокат экс-министра МВД, лидера фракции Блок Петра Порошенко в Верховной Раде Игорь Фомин. Он считает, что заочное правосудие не должно применяться. «Заочное дело только усложняет позицию обвинения. Поскольку фактически нет самого подозреваемого, который должен был бы в чем-то признаваться или нет. Нет возможности его допросить. А оценивать и предоставлять доказательства нужно как в обычном деле. Это неправильно, но изменить мы этого не можем. Закон есть закон, — сказал Фомин и добавил. — Проблема в том, что доказательств, которые должны быть положены в основу подозрения, очень мало. У нас, к сожалению, не сбор доказательств, на основании которых любой человек может увидеть, что подозреваемый возможно совершил преступление, а точка зрения прокурора или следователя».
Виктор НебоженкоКритикует украинскую инициативу заимствовать идею заочного правосудия и директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. Эксперт уверен, что закон о заочных судах приняли для прикрытия полного политического поражения закона о люстрации. «Закон о заочных судах был принят для прикрытия полного политического поражения закона о люстрации. В стране не проходят политические чистки. Для этого и придумывали африканский вариант в виде заочных судов», — говорит Небоженко.
По его словам, от заочных судов не следует ожидать никаких ни социальных, ни политических последствий. Кроме того, эксперт акцентировал, что нет никаких гарантий, что такой суд не будет коррумпирован, как и другие украинские суды.
Вместе с тем, Небоженко считает, что высокопоставленные чины времен Януковича больше боятся Интерпола, нежели украинских судов. «Более того, теоретически они могут обжаловать вынесенное решение в европейских судах, которые по своему международному статусу выше любого нашего суда. А после того как Интерпол снял обвинения с Януковича, то вполне вероятно, что он может выиграть и Европейский суд по правам человека. И тогда Европа может заставить вернуть Януковича как почетного гражданина, как человека пострадавшего от беспредела украинской судебной системы», — резюмировал он.
Ожидается, что в активную фазу начавшийся заочный суд над Януковичем выйдет в конце августа — начале сентября, аккурат к началу местной избирательной кампании. И не спроста. Заочный суд над Виктором Федоровичем — это как в пословице, одним выстрелом убить двух зайцев. Открываются прекрасные перспективы не только осудить «легитимного» (а команде Януковича оправдать шефа), но и утопить рейтинг политических оппонентов, обнародовав в суде различного рода компроматы, продуцируя скандалы. Будет интересно.