Михаила Медведева – 17-летнего парня, погибшего во время полицейской погони за BMW, – похоронили на боярском кладбище под Киевом. Пуля-дура, выпущенная рукой ошалевшего от адреналина копа, оборвала его жизнь за 10 дней до совершеннолетия. Попрощаться с Мишей пришла вся Боярка и, наверное, полстолицы – чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть выложенный на YouTube видеоролик. Теперь с тем, что произошло на самом деле, разбирается столичная прокуратура. Само происшествие, зафиксированное видеорегистратором патрульного полицейского автомобиля, на тот момент обнародовано еще не было.
В пресс-службе столичного управления Нацполиции АСН сказали, что это неправильно – видео надо было обнародовать без проволочек, чтобы сразу снять множество вопросов, и если копы виноваты – они должны понести заслуженное наказание. Так что в этом конкретном случае попытка защитить честь мундира сыграла с полицейскими злую шутку. Адвокаты семьи погибшего говорят, что скрывать запись от общественности была причина – там четко видно, что «расстреляли уже стоящую машину», причем чудом «не убив своего же коллегу, который пытался вытащить из салона водителя».
Против полицейского Сергея Олейника, застрелившего пассажира злополучной «бэхи», возбуждено уголовное дело. Ему инкриминируют две статьи: превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия, и покушение на умышленное убийство, совершенное опасным для многих лиц способом. По решению Печерского суда столицы он арестован, а несогласные с таким развитием событий обещают выйти на пикет в защиту Олейника. Что интересно, давивший на педаль газа водитель Храпачевский пока на свободе - он проходит по этому делу как свидетель. Так что вопросов, на которые обществу только надлежит получить ответы, очень много. В частности, как должны были действовать полицейские в той конкретной ситуации и был ли у них на самом деле повод для начала погони, на что «Аналитическая служба новостей» тоже будет искать ответы. Но это происшествие в очередной раз обнажило еще одну проблему, обострившуюся в нашем обществе в последнее время. Речь – о зашкаливающем уровне агрессии, с которой, как утверждают психологи, агрессией в ответ не справишься.
Без политики
Виктор Небоженко
Смерть парня во время погони полиции в Киеве – это трагическое стечение обстоятельств, отметил директор Социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. Естественно, что уровень квалификации полиции должен расти, но искать политические причины и мотивы в инциденте, по его мнению, не стоит. «Украинцы нечасто интересуются тем, что не касается их напрямую. Все считают, что ночью на машине могут ездить дети богатых родителей, мажоры. Ведь дети богатых родителей регулярно на протяжении пяти лет уходили от следствия, когда попадали в ДТП и давили людей, – напоминает социолог в разговоре с корреспондентом АСН. – Поэтому не думаю, что в своем сознании украинцы отнесутся к полиции после инцидента как-то иначе, тем более что они различают полицию и милицию. Квалификация полиции должна обязательно расти, и должно быть соответствующее служебное расследование. Дело должно дойти до суда, и суд объективно должен оценить степень вины каждого».
При этом политолог не видит в этом инциденте политической подоплеки. «Я думаю, что тот, кто стрелял, не хотел убить человека, – подчеркнул он, – для этого полицейского это тоже трагедия. Расследование должно быть настоящим, серьезным, непредвзятым. Это трагедия, драма, но совсем не желание полиции показать, что она будет убивать любого нарушителя».
В соцсетях же, как и в обществе в целом, разговоры вокруг темы «мажор – не мажор» не утихают до сих пор. И именно вокруг нее, как по мне, ломается больше всего агрессивных копий. К примеру, Мария Карандасова отмечает, что «общество уже подогрето историями про пьяных отморозков, которые сбивают пешеходов насмерть, причем не в первый раз. И выходят на свободу после выкупа, обмывают ее и снова садятся за руль». Женщина пишет в Facebook: «Я вот так подругу похоронила, социального работника, светлейшего и добрейшего человечка... А водитель-убийца остался безнаказанным…» Своя позиция и у Марины Володиной, которая написала: «Смерть – это плохо, с этим никто не спорит. Но! «…всего лишь выпившие подростки»?!!! Алло, ребята, очнитесь!!! Что бы вы сказали, если бы эти «всего лишь» сбили насмерть вашу мать, ребенка, жену???!!!! Сильно надеюсь, что этот прецедент станет уроком для всех укурков, обдолбков, любителей чуть выпить за рулем и т.п.! P.S. И успокойтесь уже с мажорами. Готова поспорить, что у всех нас есть знакомые, которые не раз садились за руль после стопки-другой...» Их оппоненты же доказывают, что нельзя стрелять без суда и следствия, ведь так до полицейского государства – даже не полшага, а всего миг.
Пьяные отморозки или полицейское сафари?
Был ли мажором погибший, который даже за рулем не сидел? Практически сразу выяснилось, что нет. Тарас Ламах, адвокат семьи Михаила, на своей страничке в Facebook написал, что «Михаил рос в обычной, как говорят, средней семье. Он поздний ребенок, его родители – пенсионеры, проживал вместе с ними в селе Крюковщина под Киевом, в двухкомнатной квартире. Имел свою, очень скромную комнату, в семье «мажора» машины нет. Окончил школу в селе Шандривка Мироновского района Киевской области, учился в Боярском колледже экологии и природных ресурсов, занимался спортом, футболом. Михаил характеризуется исключительно позитивно по месту жительства и учебы, имеет спортивные грамоты и награды. Занимал активную гражданскую позицию, был старостой класса, капитаном спортивной команды, волонтером. Победитель конкурса «Гордость и надежда Киевщины».
На фоне этого еще более циничными выглядят заявления некоторых политиков о «пьяных отморозках» (камень в огород народного депутата и советника министра внутренних дел Антона Геращенко, который был крайне несдержанным в программе Савика Шустера, – авт.), о том, что полиция и дальше будет применять оружие на поражение». Тарас Ламах уверяет, что «в крови Михаила алкоголя не было и ехал он со дня рождения, сел в машину к знакомым ребятам, даже не друзьям, им было просто по пути».
Нельзя не согласиться с защитником, который утверждает, что при разборе этого дела нужны не эмоции, а холодные головы и строгое применение закона, а оно предполагает изучение личности потерпевшего и подозреваемого. «В день смерти Миша с друзьями возвращался с дискотеки, где, вполне возможно, позволил себе расслабиться, – пишет Тарас Ламах. – Потом сел в машину к выпившему другу, юному возрасту свойственны ошибки. Но разве это оправдывает умышленное убийство? Сейчас много сравнений с Америкой, где копы применяют оружие, преследуя совершивших преступление. Но где вы видели, чтобы патрульные в Америке с огнестрельной пальбой гонялись бы за выпившими подростками после дискотеки?! Это дело для шерифа (у нас участкового), который на утро будет делать внушение нашкодившему малолетке и его родителям».
Смертельный выстрел
Подробности этого инцидента просачиваются в общество по крохам – и, как правило, через соцсети. Посему предполагалось, что брифинг главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, который поделился с журналистами самой свежей информацией (по сути, подтвердил уже известные факты, которые звучали из уст адвокатов семьи погибшего, придав им статус официальных), несколько прояснит ситуацию и снизит уровень напряженности в обществе, спровоцированный смертельной погоней. По словам Анатолия Матиоса, «следователями установлены следующие факты, что 7 февраля, около часа ночи, экипаж патрульной полиции в составе двух полицейских в связи с грубым нарушением Правил дорожного движения начал преследование автомобиля BMW под управлением гражданина Храпачевского. В это время в нем находились еще трое пассажиров, в том числе погибший гражданин Медведев, 1998 года рождения. Следствием доказано, что полицейский во время преследования четко осознавал, что в машине, кроме водителя-правонарушителя, находится еще три посторонних лица».
Далее прокурор подчеркнул, что «сотрудник патрульной полиции решил применить табельное огнестрельное оружие, в результате чего совершил выстрелы в сторону авто и выразил намерение совершить именно убийство, что доказано и зафиксировано доказательствами». Как видим, все то, о чем ранее говорили защитники семьи Михаила Медведева, получает официальное подтверждение. «Следствием установлено, – рассказал Матиос, – что, преследуя автомобиль и двигаясь по проспекту Победы, Кольцевой и находясь в местах, где могут быть другие посторонние лица, один из полицейских патрульной службы совершил 14 выстрелов из табельного оружия», подчеркнув при этом, что пулю, которой был убит подросток, выпустили из оружия полицейского в то время, как автомобиль нарушителя уже почти остановился.
По словам главного военного прокурора, преследуя автомобиль по улице Заболотного, съезжая на улицу Сирко, этот патрульный «совершил еще четыре выстрела в сторону авто. Когда автомобиль остановился на улице Сирко, полицейский подбежал к нему и выстрелил почти в упор в водительское стекло слева. Именно этот выстрел и был, к сожалению, смертельным для пассажира автомобиля – подростка Медведева. Согласно выводам судмедэкспертизы, пуля попала в спину потерпевшего, когда он, находясь на переднем пассажирском сидении, пытаясь уклониться от выстрелов, отвернулся от стреляющего в сторону двери автомобиля».
Как по мне, после таких новостей общество будет следить за развитием событий еще пристальнее, ведь до сих пор такие дела обычно спускали на тормозах. Но вот сойдет ли виновному все с рук в этот раз?
Преступление и наказание
Александр ДонийТем не менее все крайне неоднозначно. Пока полицейские боссы изо всех сил пытались скрыть интересующую общественность информацию, часть людей активно выступала на стороне копов: мол, да, парень погиб, но так и надо действовать – может, это научит других не поступать так впредь. Украинцы, которые всегда отличались удивительной толерантностью, стали оправдывать убийство, пользуясь принципом «лес рубят – щепки летят»! Так что в ситуации, сложившейся вокруг этого происшествия, отметил в комментарии АСН политик Александр Доний, стоит обратить внимание не только на сам трагический случай, но и на то, что в обществе зашкаливает уровень агрессии.
«Уровень агрессии слишком высок, потому что люди начали оправдывать убийство. Тогда возникает вопрос: если оправдать убийство людей, которые ехали на скорости (да, ехали неправильно), то в таком случае можно оправдать и действия милиции, которая била людей на Майдане или потом стреляла в них на Грушевского, – поясняет Александр Доний. – Ведь, с их точки зрения, они стреляли по нарушителям, которые не выполняли указания милиции. Соответственно, мне кажется, что в обществе в настоящее время есть проблема принятия чрезмерной агрессии. Общество очень агрессивное, и это повод вообще задуматься над уровнем толерантности. А что касается необходимости соблюдать Правила дорожного движения, то я лично всегда очень негативно отношусь к употреблению алкоголя за рулем. Думаю, здесь тоже вопрос не просто к людям, которые пьют за рулем, но и к позиции государства. Я считаю, что надо запретить любую рекламу алкоголя и алкогольных напитков по телевидению».
По мнению Дония, надо вести пропаганду здорового образа жизни, пропаганду соблюдения ПДД. Для этого нужен комплексный подход, который нельзя заменить правом полиции убивать нарушителей. Ведь нарушение в этом случае, кто и что бы ни говорил, – всего лишь административное. Доний отмечает, что этот случай обнажает многие проблемы в государстве и обществе, которые никто не собирается решать.
Кстати, по поводу агрессии, уровень которой стал катастрофически расти, психологи и социологи начали говорить еще в 2014 году. Ведь Майдан в Киеве, Антимайдан на Донбассе, Крым, АТО, война, экономический кризис – все это не могло не сказаться на психологической атмосфере в обществе. По словам судебно-психологического эксперта по вменяемости, политического психолога Олега Шматко, «правящая элита полностью оторвана от нужд народа и недееспособна. Массы эмоционально заряжены и обладают высоким разрушительным потенциалом. Фактически ситуация такова – низы сами по себе не могут модернизировать страну, а верхи не хотят. Если избыточная энергия народа не будет канализирована на созидание, она найдет выход в разрушении. В стране, имеющей традиции Махно, Ковпака, Молодой гвардии и УПА, ждать подобного развития событий осталось недолго. Дайте людям перспективу, стратегию, направление движения, четкую и понятную цель, создайте им миф, дайте им мечту – и они сами вытащат себя вместе со страной из болота. Продолжите их грабить и унижать - и они свернут вам шею». Как по мне, убийство копом этого мальчишки – как раз продолжение падения страны в болото.
Но согласитесь, у каждого – своя правда, причем эта правда имеет право на жизнь. Тем не менее, как правильно отметил Алексей Задорожный в Facebook, «правовой нигилизм и тотальная юридическая безграмотность украинцев – двигатель и коррупции, и преступности, и воровства в высших эшелонах. Всему виной незнание и, как следствие, отрицание своих прав и нежелание даже признавать их, не говоря уже о том, чтобы за них бороться. В итоге получаем прецеденты, когда народ руководствуется эмоциями, стереотипами и чужими мнениями при формировании своей точки зрения, а не собственными знаниями». А это значит, что в любой ситуации, даже такой болезненной для общества, как эта, нужна ясная голова. В том числе как для того, чтобы разобраться с проблемой, так и для того, чтобы отыскать механизм, который поможет миролюбивой от природы нации понизить уровень зашкаливающей агрессии. Если для этого нужно избавить страну от внешнего агрессора, то надо, в конце концов, найти возможность, как это сделать.