
По данным, обнародованным Институтом экономики и мира Сиднейского университета, Украина – по итогам прошлого года – в Глобальном индексе терроризма оказалась на 12-м месте, поднявшись в этом рейтинге, если сравнивать с показателем 2013 года, на 39 позиций. Перед нашей страной (11 позиция) – Филиппины, за ней (13 место) – Египет. А первая десятка выглядит так: Ирак, Афганистан, Нигерия, Пакистан, Сирия, Индия, Йемен, Сомали, Ливия и Таиланд. Россия оказалась на 23-м месте. Замыкает всемирный индекс терроризма (124 место) Замбия. В отчете сказано, что 78% жертв всех прошлогодних терактов приходится на первую пятерку лидеров этого рейтинга.
Год 2014-й: Украина
Если проанализировать то, что происходило в 2014 году в нашей стране в плане терроризма, то киевляне в первую очередь вспомнят серию псевдоминирований, как правило, центральных станций метрополитена, которые неоднократно буквально парализовали столичную жизнь. Но Киев, слава Богу, пронесло. Всего же в Украине за прошлый год произошло более двух десятков крупных терактов, из-за которых пострадало 120 человек. Причем, по официальным данным, на то время в стране не действовала ни одна террористическая организация («ДНР» и «ЛНР» – на отдельной ступеньке). Тем не менее, только в Харькове за август–декабрь произошло полтора десятка взрывов. Последний из них – в ночь на 25 ноября, возле ограждения одной из воинских частей. А наиболее резонансный – 9 ноября в харьковском пабе «Стена», в результате чего пострадали полтора десятка человек.
Как стало известно позже, практически все эти происшествия следствием были квалифицированы именно как террористические акты. Украинцы, анализируя информацию, задавались вопросом: где рванет завтра? А специалисты «успокаивали»: теракты возможны в любой точке страны. Причем все прекрасно понимали, кто и что стоит за этими попытками запугать граждан нашей страны. Так, еще в апреле 2014-го премьер Арсений Яценюк во всеуслышание заявил, что след террористов однозначно ведет в соседский огород. По словам Арсения Яценюка, «у Российской Федерации появился новый товар на экспорт. Кроме экспорта нефти и газа Россия стала экспортировать терроризм в Украину. И только одна страна в мире, а это Россия, не видит того, что российские диверсионные группы совершают террористические акты на территории Украины». Причем, подчеркнул более года назад премьер-министр, когда Украина начала защищать своих граждан, «это, по мнению России, оказывается, не борьба с терроризмом, а подавление протестов».
Год 2015-й: Франция
В ноябре этого года серия терактов забрала жизни более 130 человек во Франции. Корни того, что произошло 13 ноября в центральной части Парижа, иные, но вот кто на самом деле тот «кукловод», который управляет процессом? По предварительной информации, трагедия — дело рук ИГИЛ. Некоторые эксперты усматривают в событиях почерк «Аль-Каиды», но есть и такие, кто не исключает интерес России, которая всячески пытается выжать максимум в свою пользу, в том числе и для решения конфликта на Донбассе.
Руководство нашей страны, не понаслышке знающее, что такое современный терроризм, сразу выразило поддержку Франции. При этом Президент Петр Порошенко отметил, что терроризм на данном этапе – «наш общий враг». Премьер Арсений Яценюк также призвал бороться с терроризмом, в то же время обвинив РФ в поощрении террористической деятельности. Он небезосновательно полагает, что нарушение Россией международных договоренностей является поощряющим фактором для мирового терроризма. По его словам, «настало время, когда уже не может быть полуправды. Террор – одинаков во всех проявлениях: и против человеческой жизни, и против независимости другого народа, и против главных принципов цивилизованного международного сосуществования». Посему Яценюк считает, что ответ террористам должен носить коллективный характер.
А спикер ВР Владимир Гройсман подчеркнул, что события в столице этой европейской страны – «атака на весь цивилизованный мир», отметив, что в сложившихся условиях нужно сохранять единство, поскольку «только вместе мы сможем победить терроризм». Примерно эта же идея положена и в основу принятой накануне лидерами «Большой двадцатки» декларации по борьбе с терроризмом, которые во главу угла поставили необходимость перекрытия источников финансирования терроризма и укрепление сотрудничества между странами в сфере обмена информацией. Посему, учитывая происходящее в нашей стране и тот факт, что ситуация в мире далека от стабильности, «Аналитическая служба новостей» (АСН) при помощи экспертов решила выяснить, каковы наши риски в плане терроризма и чего ожидать украинцам уже в ближайшее время.
Ростислав ТоменчукПо словам эксперта Украинского института международной политики Ростислава Томенчука, «серия терактов в Европе нужна для того, чтобы посеять хаос внутри ЕС. Евросоюз не готов сейчас полностью вступать в противостояние с Сирией, вводить туда войска. И России, и ИГИЛ интересно разворошить ЕС как одного из участников коалиции с США. В Сирии президент Башар Асад, который, по сути, преследовал и расстреливал своих людей, из-за чего там и появилась умеренная оппозиция. Она сегодня – это вооруженные повстанцы, которые пытаются военным методом вернуть Сирию в нормальное демократическое русло. Но это не устраивает Россию, которая говорит о том, что террористы – это и ИГИЛ, и умеренная оппозиция. РФ убеждает США и ЕС объединиться в одну коалицию. Таким образом серия терактов в Европейском союзе направлена на то, чтобы ухудшить стабильность ЕС, чтобы заставить его активнее участвовать в борьбе с терроризмом вместе с РФ. Олланд уже делает заявления, а вот США говорят: никакой совместной коалиции с РФ в данном формате быть не может», – пояснил Томенчук «Аналитической службе новостей» (АСН).
По его словам, такая «история» в Украине невозможна, потому что украинский терроризм лежит совсем в другой плоскости. «У нас постоянные взрывы в разных городах, областях. Это тоже все теракты, но, к сожалению, в Украине все привыкли к этому. Потому что у нас идет война, у нас постоянно гибнут люди. Российские регулярные войска зашли в Украину и, прикрываясь местным населением, ведут военные действия против Украины, постоянно провоцируя Украину на обострение конфликта», – отметил политолог.
У террористов своя логика
Богдана БабичОдна из позиций, которую озвучивают среди первых, что волна терактов, охватившая Европу, может добраться и до Украины. Но, во-первых, нам «надо понять, с какой стороны стране могут угрожать теракты. Мы знаем, что в РФ они происходили и происходят. Помним взрывы домов, помним другие теракты. Для России это достаточно характерно. Но такое может произойти в Украине. Были ситуации, когда наши правоохранители находили и оружие, и взрывчатку», считает член Общественного совета Майдана, руководитель Института практической политики Богдана Бабич. «Когда РФ начала бомбардировки в Сирии, этого следовало ожидать, потому что там совсем другая психология. Там иначе воюют. Ситуация с самолетом (российским А321, который разбился над Синаем. – Авт.) показала, что ни один русский не застрахован от терактов. Но нам надо переходить на другие формы взаимодействия. Потому что воевать такими средствами и выиграть такими методами сложно. У террористов совсем другая цель – устрашение, их «игра» – вне всяческих правил. И в этом плане Украине нужно быть достаточно осторожной и быть начеку», – считает эксперт.
Богдан ЯременкоУкраинский дипломат Богдан Яременко в своих прогнозах более категоричен: он уверяет, что терроризм нам угрожает только со стороны России, поскольку последняя – это государство, которое служит катализатором всех террористических действий в нашей стране. «Я не имею в виду действия, происходящие на Донбассе. Я говорю обо всей территории Украины в целом, это и теракты в Одессе, Харькове, в других местах, – конкретизирует Богдан Яременко, подчеркивая, что «повышение угрозы терроризма в мире на Украине не отразится, поскольку на нас давит совсем другая угроза».
Однако он не отрицает, что мизерная вероятность терактов все же есть, поскольку Украина является членом мирового сообщества и интегрирована в глобальные процессы. «У нас открытые границы, воздушное сообщение с Европой, – напоминает дипломат, – но мне кажется, что Украина является менее привлекательной для ИГИЛ, чем большинство других стран Центральной Европы. Если говорить о наличии вероятности, то да, она есть, но она мизерная по сравнению с угрозой со стороны России».
Кроме России, нет ни одной страны
Александр ПалийУверен, что террористических угроз со стороны исламистских организаций Украине пока опасаться не стоит, и экс-начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк. «К арабским террористам наши внутренние проблемы не имеют никакого отношения, ведь у нас и своих экстремистов и сепаратистов достаточно. А если что, им Россия поможет. Ведь у нас уже были теракты ранее: в Харькове были, в Одессе – многократно, был взрыв на газопроводе», – поддерживает такое мнение и эксперт в вопросах евроатлантической интеграции Александр Палий. С его точки зрения, волна терроризма во всем мире не должна отразиться на Украине, потому что у Ближнего Востока просто нет поводов для недоброжелательности по отношению к нашей стране. Угроза арабского терроризма высока сейчас на Западе, ведь Евросоюз ополчился против «Исламского государства». Менее вероятно, считает он, что террористы нападут на Россию, так как она тоже участвует в войне. Украина же вообще стоит в стороне.
Василий ВовкНо при этом наша страна в любом случае должна работать на предупреждение возможных терактов, которых можно ожидать, если на Донбассе не закончится противостояние на линии разграничения. «Сейчас наглядно по всей Европе видно, что терроризм проявляет себя с практической точки зрения, – сказал Василий Вовк в разговоре с корреспондентом «Аналитической службы новостей» (АСН). – Но Украина причастность имеет относительную. Иногда наша территория используется для передвижения людей из исламских республик. То ли как беженцы, то ли под видом беженцев передвигаются будущие организаторы и исполнители терактов. Мы – транзитная территория, кого-то задерживаем, потом их выдворяют. Но лучше, когда мы, если есть подозрения, просто не впускаем в Украину тех, кто так или иначе засветился рядом с террористическими организациями. Тут вполне оправданы перестраховки. Но у нас нет субъективных причин разозлить исламистские организации, чтобы в Украине звучали взрывы как предупреждения о том, что мы неправильно поступаем по отношению к ним».
По словам Василия Вовка, в этом направлении профильные подразделения СБУ традиционно имеют сильные позиции и четко отслеживают как перемещение исламистских идей того же халифата, так и людей, которые несут эти идеи. Однако эксперт подчеркивает, что опасности надо ждать с Донбасса. «С другой стороны, всплеск террористической активности в Европе окажет влияние и на наших террористов, которые есть на востоке Украины. У нас есть свое ИГ – имперское государство со стороны востока. Мы должны опасаться, предупреждать теракты, поскольку есть увеличение активности боевиков на линии соприкосновения. Если это будет продолжаться и возрастет давление на нас обстрелами и диверсионной деятельностью, то можно ожидать, что могут быть повторения и Харькова, и Одессы, и других городов», – считает Вовк. При этом он отмечает, что все может измениться, когда мы станем частью Европы. Тогда перед нами предстанут те же риски, что и перед ней, в том числе и риски исламистского терроризма.
Евгений МагдаПри этом политический эксперт Евгений Магда уверен, что нет ни одной страны, у которой была бы заинтересованность в совершении терактов в Украине: мы не воюем с Сирией, и, по большому счету, у нас никогда не было интересов на Ближнем Востоке, поэтому нет причин ожидать проявления арабского терроризма в стране. По его словам, террористические акты отличаются от уголовных преступлений тем, что в них всегда есть политическая подоплека. «За исключением России, я не вижу ни одной страны мира, у которой была бы заинтересованность в совершении терактов в Украине. А сдерживать Россию в плане ее террористических действий достаточно сложно», – отметил эксперт.
При этом он подчеркнул, что у России достаточно других методов воздействия на Украину, в том числе открытая агрессия в зоне АТО.
Остап СемеракВ свою очередь народный депутат Остап Семерак уверяет АСН, что если бы Путин перестал экспортировать смерть, борьба с терроризмом была бы успешнее. А так Украина фактически является одной из самых больших жертв современного терроризма. «Украина страдает от террористических атак на востоке страны уже на протяжении почти двух лет. Там украинский народ ведет борьбу с террористами, которые поддерживаются РФ. Они обучаются российскими инструкторами, используют российское современное вооружение», – сказал нардеп, поддержав идею, выдвинутую руководством страны после парижских терактов, – весь мир должен объединиться в борьбе с терроризмом и теми, кто его поддерживает. А беда в том, по словам Остапа Семерака, что «лидеры некоторых стран не думают, что терроризм может коснуться и их государств. Но террористы показали, что могут пойти на многое. Яркий пример – последние события во Франции». Посему он утверждает, что необходим скорейший пересмотр мирового порядка борьбы с терроризмом, а также адекватная оценка стран, которые поддерживают терроризм.
Вместе с тем нардеп отметил, что Украина в борьбе с бандитскими формированиями использует все методы их сдерживания. «Это не только военные, но и дипломатические механизмы. Безусловно, Украина могла бы использовать больше военных методов борьбы, но нужно понимать, что в зоне конфликта живет мирное население, которое по разным обстоятельствам не может выехать оттуда», – добавил Остап Семерак, отметив, что война с терроризмом идет не только на Донбассе, но и по всей Украине. Если вспомнить взрывы во время мирных митингов в Харькове, то терроризм в Украине, по словам парламентария, можно квалифицировать как раковую опухоль, которая локализована на востоке страны, но свои метастазы она хочет направить и на другие территории. «Украинская власть с этим достаточно эффективно борется, – подчеркнул он, – но если бы Путин перестал финансировать и завозить на Донбасс оружие и экспортировать смерть, борьба была бы успешнее».
Звенья одной цепи?
Виктор НебоженкоВ Украине существует угроза терактов, но не со стороны ИГИЛ, а со стороны России, уверен и директор Социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. По его словам, поскольку РФ не сможет «потянуть» военные действия и в Сирии, и на Донбассе, она может попытаться расшатать ситуацию терактами в Украине. «К сожалению, – отмечает он в разговоре с АСН, – Украина начала немного неупорядоченную энергоблокаду Крыма. И сейчас РФ нужно чем-то ответить. Скорее всего, в России рассматривается вопрос о терактах на юге и востоке Украины, чтобы резко ухудшить энергоснабжение в этих регионах. В этом смысле все и в Европе, и в США понимают, что Россия сейчас не может наступать и на Сирию, и в Донецке одновременно, используя вооруженные силы. А вот организация террористических актов, саботажа – это вполне под силу кремлевским спецслужбам. Поэтому еще до наступления Нового года у нас есть реальная высокая опасность терактов с целью отомстить за энергоблокаду Крыма».
По мнению эксперта, угрозы со стороны ИГИЛ для нас не существует, даже несмотря на то, что Украина попала в список его врагов. «Мы к этому списку не имеем никакого отношения, и я не думаю, что следует серьезно говорить о списке ИГИЛ как об угрозе. Для них угроза - те, кто бомбят их каждый день. Украинцы не бомбят гуманитарные колонны, которые идут из Турции или Ирака в сторону Сирии, – пояснил Небоженко. – Поэтому на самом деле они будут мстить тем, кто их убивает. Но мы не конфликтуем ни с ИГИЛ, ни с арабским миром и очень далеки от этой темы».
Сергей ТаранУверяет «Аналитическую службу новостей» (АСН) в том, что «уши» терроризма для нас растут со стороны России, и глава правления Центра социологических и политологических исследований «Социоизмерение», директор Международного института демократий Сергей Таран, который считает, что Украина от российского терроризма уже потеряла больше, чем США от «Аль-Каиды». «Мы сейчас находимся в состоянии гибридной войны, являющейся проявлением государственного терроризма. Другое государство финансирует террористов, и они совершают теракты и убивают людей. Говорить о том, грозит ли Украине терроризм, нет смысла, поскольку он уже есть. Ситуация может дальше ухудшиться, но она сейчас не такая сложная, как была год назад. Были и взрывы железных дорог, и угрозы взрывов мостов. Хотя сейчас и меньше, но угроза терактов для нас очень актуальна. Она не исходит и вряд ли будет исходить со стороны исламского фундаментализма, потому что мы не являемся активным участником этой антитеррористической коалиции, воюющей против ИГИЛ или «Аль-Каиды». Основная угроза именно для нас – это Россия», – считает Сергей Таран.
Политолог отмечает, что с российской стороны у нас существует беспрецедентно высокая опасность обострения ситуации. Таран убежден, что мы сейчас имеем дело с гораздо большей угрозой развития терроризма, чем страны антитеррористической коалиции. «Мы от терроризма в России уже потеряли больше, чем американцы от «Аль-Каиды» или французы от ИГИЛ. Просто терроризм, с которым мы сталкиваемся, отличается от терроризма, с которым сталкиваются страны коалиции. Они встречаются с угрозами от исламского мира, а мы – с государственным терроризмом, то есть таким, который финансируется соседним государством. Он иной по структуре, бороться с ним сложнее, поскольку террористы, получающие системную помощь от какого-либо государства, ведут себя более подло, чем те, которые не получают такой помощи. И здесь для Украины важно объединять свои усилия с антитеррористической коалицией», – поясняет эксперт «Аналитической службе новостей» (АСН).
Александр ДемьянчукЧто волна терроризма, захлестнувшая Европу, может поддерживаться и материально, и идеологически со стороны России, считает и заведующий кафедрой политологии Национального университета Украины «Киево-Могилянская академия» Александр Демьянчук. Кроме того, РФ хочет нанести вред Украине, поэтому угроза терактов вполне реальна. «По моему мнению, волна терроризма в Европе существенно инспирирована, – поясняет он АСН. – При этом желание некоторых российских руководителей идут вопреки тому, что нужно было бы России, на чем Россия могла бы выбраться из экономических проблем. Поэтому боюсь, что в Украине также есть, причем достаточно существенная, угроза террористических актов». По его словам, поскольку мы сейчас фактически сидим на пороховой бочке, должны быть готовы к такой угрозе. К тому же сообщения о том, что задерживают пророссийских террористов, время от времени появляются то там, то там. К примеру, недавно такую группу задержали в Молдове – она планировала государственный переворот. То есть ситуация сейчас очень сложная.
Тем не менее, отмечают эксперты, если мы говорим о том, что у нас в стране уже было множество терактов, и при этом не всем причастным к этим диверсиям удалось скрыться, не совсем понятно, почему наша правоохранительная система, сказав «А», не спешит сказать «Б», чтобы получить возможность поставить в этих историях точку. По статистическим данным, доступным в открытых источниках, в Украине в 2013 году было зарегистрировано всего 10 террористических преступлений. В прошлом имеем резкий скачек – аж 2008 (из них крупных – 22, о чем речь шла в начале). В этом – тоже немало (уже 1717). При этом осудили за терроризм за этот период всего 9 человек. Но сейчас речь даже не о том, как работают правоохранительные органы на этапе досудебного расследования, – пусть это остается на их совести, если она у них есть. Вопрос в том, есть ли на самом деле политическая воля на самом верху бороться с терроризмом (в том числе и теми организациями, которые обосновались на востоке нашей страны) или украинцев и дальше будут кормить обещаниями, ежедневно подвергая смертельной опасности.