Получит ли страна под новогоднюю елку бюджет-2016, пока что однозначно сказать сложно. Премьер-министр Арсений Яценюк уверяет, что за налоговой реформой дело не станет, потому как правительство уже разработало план по сокращению расходов госбюджета более чем на 60 миллиардов гривен (на такую сумму предусматривает сокращение кабминовский законопроект налоговой реформы, если будет принят законопроект, разработанный депутатами, эта сумма увеличивается до 200 миллиардов). Теперь дело за малым – сознательностью парламента, который должен проникнуться важностью проблемы и без проволочек проголосовать налоговую реформу.
В свою очередь глава Минфина Наталия Яресько сообщила, что уже в ближайшее время в ВР будет подан ряд законопроектов, касающихся структурных реформ, новый Налоговый кодекс и проект Госбюджета-2016. При этом руководитель миссии МВФ в Украине Рон ван Руден подчеркнул, что важное значение имеет представление правительством на рассмотрение парламента бюджета, согласованного с задачами по программе EFF, направленными на снижение дефицита бюджета и размера госдолга до безопасного уровня, а также принятие Радой указанного бюджета.
Если говорить об акцентах нового бюджета, то их одной фразой расставил Арсений Яценюк, отметив, что соцстандарты постараются заложить на уровне этого года, а вот основой бюджета на 2016 год будет национальная безопасность и оборона. По его словам, на эти статьи будет выделено «100 миллиардов гривен, ведь война далека от окончания. Кроме того, мы должны сохранить бюджетный дефицит на уровне 3,7%, как и договаривались с МВФ». Но вот стоит ли нам ожидать принятия бюджета уже в этом году и каким на самом деле может быть бюджетный процесс, осложненный необходимостью запуска налоговой реформы, «Аналитическая служба новостей» (АСН) попыталась выяснить с помощью экспертов, которые поделились своими мнениями по этому поводу.
Экономический рост нам не грозит
Юрий ГаврилечкоПо одной из версий, именно из-за отсутствия налоговой реформы раньше 12 декабря госбюджет на 2016 год не примут. Что очень вероятно, его будут принимать в авральном режиме под Новый год, уверяет «Аналитическую службу новостей» (АСН) экономический эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. «Скорее всего, – считает эксперт, – процесс принятия бюджета следует ожидать после отчета правительства о годе своей работы. Раньше нереально. Это значит, что в лучшем случае бюджет будет, как и в прошлом году, приниматься под Новый год. И это только в том случае, если будет принята какая-нибудь налоговая реформа: либо законопроект №3357 Южаниной, либо правительственный». При этом Гаврилечко отметил, что если примут законопроект Нины Южаниной, есть шанс, что ситуация в будущем году улучшится, поскольку, с точки зрения налогообложения, «законопроект №3357 предполагает много изменений, которые можно было бы назвать реформой. Если примут вариант кабминовский, ситуация только ухудшится, поскольку бизнес и дальше будет уходить в тень». В итоге, по его словам, мы получим «очень несбалансированную ситуацию с бюджетом, когда бюджетные поступления будут осуществляться исключительно за счет роста инфляции на фоне девальвации гривни. Больше никаких других источников наполнения бюджета не будет».
Экономист полагает, что вероятность того, что бюджет не примут до конца года, где-то 10%. Но здесь подключается немаловажный фактор – кредит Международного валютного фонда. «Если Украина получит деньги в декабре, тогда почти 100% вариант, что бюджет будет принят. Если МВФ все-таки решит денег в этом году не давать, при таком раскладе бюджет может быть принят в январе, а то и в феврале 2016-го. Тем не менее, Украина уже несколько раз оказывалась в подобной ситуации. Это, конечно, плохо, но ничего страшного в этом нет. Больше всего от этого пострадают представители Минобороны и местные бюджеты. Но каким бы ни был бюджет на будущий год, он не может сильно отличаться от предыдущего в силу того, что ни малейших шансов на экономический рост в будущем году нет. Поэтому дополнительных расходных статей не будет», – сделал вывод Гаврилечко.
Андрей БлиновБюджет на 2016 год будет сформирован только после нового Налогового кодекса, напоминает проектный менеджер Лиги финансового развития Андрей Блинов, а на сегодняшний день зарегистрированы только проекты Налогового кодекса. Рассматриваться этот вопрос должен на следующей неделе, но не факт, что он будет поставлен на повестку недели и включен в план. По закону Налоговый кодекс нужно было принять еще за полгода до этого, а законопроект о бюджете подать до 15 сентября, то есть за три с половиной месяца до начала нового бюджетного периода. Но у нас из года в год этот алгоритм не выдерживается. «Судя по всему, в связи с отсутствием Налогового кодекса в конце декабря начнется наша ежегодная «бюджетиада». Бюджет 2016 года будет отличаться от предыдущих тем, что в нем будет меньше расходов на государственный долг, которые ранее составляли одну из его основных частей. С точки зрения расходов, на мой взгляд, бюджет пока не потерпит никаких дополнительных расходов. Хотя это зеркально зависит от решения вопроса налоговой реформы», – считает эксперт.
Курс на уменьшение расходов
Ангела БочиЕсли анализировать обе концепции налоговой реформы, становится ясно, что доходная часть бюджета в любом случае уменьшится. «По первой концепции Министерства финансов ставки на большинство налогов будут в размере 20%, – поясняет АСН эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи. – А реформа, которая предлагается Комитетом налоговой политики ВР, предполагает существенное сокращение большинства налогов». По мнению Бочи, при любых условиях это будет покрываться за счет сокращения расходов государства. «Очевидно, что будет сокращены расходы на содержание государственных институтов, в частности, правоохранительных органов, министерств», – считает она.
Реструктуризация внешнего долга, по ее словам, тоже уменьшит статьи расходов бюджета, но большинство этих средств пойдет на энергетическую реформу страны. «Сокращение доходов бюджета – это очень позитивный фактор, но в мировой практике принято сокращать сначала расходы, а потом под них подгонять доходы. Однако наше правительство решило уменьшить доходы, а потом уже посмотреть, кому и в каком размере урезать финансирование», – отметила Бочи.
Андрей Новак«На сегодняшний день тяжело представить себе параметры бюджета на 2016 год, потому что первое представление в сентябре, когда Верховная Рада тут же отозвала этот проект, уже неактуально, поскольку в том проекте закладывался курс доллара 22,1 гривни, – разъяснил АСН глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Сейчас же реально курс совсем другой. Министр финансов, которая собственно отвечает за регулировку бюджета, уже анонсировала, что закладывает курс 24,1». Экономист отмечает, что вариант того, что сначала примут бюджет, а потом – новый Налоговый кодекс, тяжело представить.
По его словам, уже анонсировано незначительное повышение соцстандартов дважды в год, но это будут небольшие суммы – пара сотен гривен. Но вот будут ли в бюджете деньги на статьи развития, в большей степени зависит от того, сколько ресурсов Украина сможет привлечь в 2016 году в сотрудничестве с МВФ и другими кредиторами. Потому что «в собственном бюджете средств на статьи развития не будет, ведь фактически нет роста, и вряд ли он будет в следующем году. Бюджетное стимулирование можно будет осуществить только за счет внешних ресурсов».
Нужно искать компромиссы
Борис КушнирукЧто рассмотрение бюджета-2016 может затянуться из-за того, что правительство намерено принять его только вместе с налоговой реформой, отметил в разговоре с корреспондентом «Аналитической службы новостей» (АСН) и экономический эксперт Борис Кушнирук. «Есть довольно существенное падение доходов в бюджет. Посему мы сталкиваемся с проблемой, как связать проведение реформы, с одной стороны, и наполнение бюджета – с другой. Поскольку есть требование МВФ, надо решить, каким образом в связи с этим можно будет начать реформу в налоговой системе. Поэтому нужна определенность. А предложения, представленные правительством, не впечатляют: никаких кардинальных изменений в налоговой реформе. С другой стороны, есть проект комитета Южаниной, но он не предусматривает, как благодаря показателям обеспечить сбалансированность бюджета», – пояснил Кушнирук.
Эксперт также подчеркивает, что из-за падения экономики у нас де-факто и так расходы сократились: «Расходы на население, соцвыплаты упали. Это становится понятно, если учесть, что девальвация и инфляция до конца этого года составят 50%. Что касается военных расходов, то их сократить не удастся. Скорее всего, их надо будет только увеличивать, потому что угроза со стороны России остается очень высокой».
Кушнирук считает, что возможности сокращения расходов бюджета есть в рамках максимально прозрачного использования бюджетных средств и сокращения некоторых институций. Но это не приведет к кардинальному их уменьшению. «Вопрос в том, что ни проект правительства, ни проект Южаниной не обеспечивают тех вызовов, которые стоят перед государством. Ситуация заставляет искать компромиссы. Не исключаю, – сказал эксперт, – что вообще будет принято взвешенное решение, когда бюджет на первое полугодие будет разработан на действующей налоговой базе, а на следующее полугодие и правительство, и парламент сформируют новую налоговую систему. При этом должны осуществляться шаги, которые очень не нравятся некоторой части чиновников, потому что они означают отказ от всех коррупционных схем, связанных, к примеру, с системой соцстрахования».
Владимир ЦыбулькоЧто в новом бюджете увеличатся расходы на оборонную сферу, считает и эксперт аналитического центра «Политика» Владимир Цыбулько: «Задекларировано, что около 5% ВВП будет ориентировано на оборону и все, что с ней связано. Будут больше денег выделять на оборонный, а не социальный бюджет. Инвестиции в оборону должны сдвинуть общий экономический рост. По разным оценкам без стимулирующих специальных мероприятий в других отраслях инвестиции в оборону должны увеличить валовой продукт на 1-2%».
Василий ВовкПри этом экс-начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк считает, что не повезет при разделе бюджетного «пирога» снова социалке: «Когда из одного мешка отбираешь, в другом мешке не прибывает. Доллар будет расти, а курс гривни – падать. Конечно, пострадает, как всегда, социальная сфера. Как всегда, будут незначительные увеличения пенсий, пособий и т.д., но нельзя говорить о том, что будет расти благосостояние людей».
По мнению экс-заместителя главы Нацбанка Александра Савченко, структура расходов по сравнению с прошлым годом почти не изменится. Открытие новых органов в расходной части бюджета будет почти незаметным. Он пояснил, что бюджет рассчитывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Один процент ВВП — это более 10 миллиардов гривен, а расходы на содержание новых структур — весьма незначительны. Если до сих пор существенную часть расходов занимало погашение внешнего долга страны, то сейчас среди крупнейших составляющих будут расходы на содержание властного аппарата, расходы на армию в связи с войной на Донбассе и расходы на образование.
Александр Савченко«Экономическую реформу, то есть сокращение расходов на содержание аппарата госвласти, обещают провести уже не первый год, но изменений мы так и не дождались. Эти расходы необходимо сократить примерно в два-три раза. Это касается и государственной, и местной власти, и депутатов, и аппарата Президента. Именно это называется экономическими реформами. Учитывая то, что в следующем году реформы тоже не предусматриваются, бюджет останется таким же, как был раньше», — отметил экономист, добавив, что «вместо того, чтобы сократить расходы на предыдущие органы, которых лишили части обязанностей, в связи с образованием новых учреждений, они снова увеличат процент отчислений на содержание аппарата».
Эффект дежавю в бюджетном процессе
Александр ЖолудьКакими будут доходная и расходная части нового бюджета – вопрос важный. Но все же не менее важен, считают эксперты, и вопрос, касающийся времени принятия главного финансового документа страны. Беда в том, отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, что говорить о формировании бюджета и его расходной части еще рано, поскольку неизвестно, какова будет доходная часть бюджета из-за принятия налоговой реформы. «В истории Украины, – отмечает он, – неоднократно были ситуации, когда бюджет принимали после Нового года. Это не является чем-то удивительным. То, что бюджет должен быть принят после принятия налоговой реформы, понятно. Есть еще проблема, что МВФ отслеживает показатели бюджетного дефицита, особенно какой в нем заложен дефицит».
Виктор СусловВ свою очередь экс-министр экономики Виктор Суслов считает, что поскольку под проект бюджета на следующий год пока что нет даже законодательной базы (налоговая реформа не проведена, а правительство объявило о готовности и желании подготовить проект бюджета на основе новых налоговых законов), это означает, что «бюджетный процесс в этом году будет сорван».
По словам Суслова, налоговая реформа уже тормозит принятие и подготовку бюджета. Но, напоминает он, такое уже было: «когда-то премьер-министр Лазаренко аналогичным образом в конце 1996 года отказался подавать бюджет, пока не будет проведена налоговая реформа. В итоге закон о бюджете был принят летом 1997 года. То есть через полгода после начала бюджетного года. Поэтому этот негативный пример одного из своих предшественников для премьера Яценюка должен быть очень важным и показательным». Суслов уверен, что последствия срыва подготовки бюджета-2016 будут крайне негативными. В частности это может привести к срыву сотрудничества с МВФ и даже лишить Украину кредитов от Международного валютного фонда.
Александр ОхрименкоКрайне пессимистичен в своих прогнозах президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, который подчеркивает, что сейчас уже от Украины фактически ничего не зависит, потому как на нынешнем этапе бразды правления в этом процессе принадлежат МВФ. И главный финансовый документ страны будет ориентирован не на какие-то конкретные сферы, а на требования нашего международного кредитора.
«На бюджет не влияют ни Президент, ни премьер, ни тем более депутаты, которые выполняют роли статистов, – отметил он в разговоре с АСН. – Задача последних – вовремя проголосовать, и все. Все зависит от того, какую команду даст МВФ. После того, как он согласует, что увеличить, что уменьшить, вот тогда и будет бюджет. Тут надо понимать, что если он скажет принять бюджет до Нового года, его примут, а не скажет – не примут». Охрименко также подчеркнул, что по закону нельзя принимать одновременно бюджет и налоговую реформу, что предлагает нынешнее правительство. По его словам, сначала необходимо провести налоговую реформу, после чего должно пройти как минимум полгода, а потом уже на новой налоговой базе принимать бюджет.
Виталий ШапранЧто затягивание с проектом бюджета – обычная для Украины практика, отмечают многие эксперты. К примеру, главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран считает, что возникает это, в первую очередь, из-за неорганизованности исполнителей: «Составление бюджета – очень емкий процесс, на который нужно потратить минимум месяц работы, подсчетов и пересчетов. Но в нашей ситуации опять придется принимать то, что будет готово, а потом вносить много поправок». Первой причиной таких поправок, по словам эксперта, станет то, что реальный курс валют будет выше заложенного в бюджете. Или же будут колебания курса, которые в бюджете должны были бы предусматриваться. Если учесть все недочеты, то, уверяет Шапран, бюджет будут пересматривать еще в первом полугодии. А потому, по его словам, «с подготовкой его проекта и не торопятся – знают, что все равно вскоре пересматривать».
Сбудутся ли ожидания?
Кстати, в Министерстве ЖКХ надеются, что в госбюджете на 2016 год на субсидии предусмотрят не меньше денег, чем в этом году. По словам заместителя министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства – руководителя аппарата Максима Малашкина, «если социальные выплаты, в частности, субсидии, и будут уменьшены, то только за счет оптимизации. Просто так субсидии урезать никто не будет».
При этом чиновник напоминает, что пока что вопрос формирования бюджета на следующий год остается открытым и во многом зависит от возможности принятия налоговой реформы: «В зависимости от того, какой проект налоговой реформы будет принят, это будет предусматривать какие-то вещи в части покрытия дефицита бюджета. Но социальная часть, думаю, не будет срезана». Эксперты же, с которыми удалось пообщаться «Аналитической службе новостей», в этом вопросе не столь оптимистичны: они хором отмечают, что на оборону страны – из-за непрекращающейся войны на востоке – средства будут добавлены, а вот остальным, и в первую очередь социальной сфере, за счет которой в таких ситуациях выезжают всегда, придется снова затягивать пояса.
…В общем, год близится к финишу, а бюджетный процесс еще фактически и не начинался. Тем не менее, закон о госбюджете-2016 – это тот документ, по которому стране жить в следующем году. И главный вопрос, который сейчас стоит на повестке дня, – есть ли надежда получить его к январю или Украине снова какое-то время придется существовать по инерции, пользуясь бюджетом-2015?
Ответить на этот вопрос непросто, даже учитывая основополагающие моменты. Во-первых, принимая как аксиому, что налоговая реформа первична, и пока она не будет проведена, о бюджетном законопроекте не стоит и мечтать. Если же его попытаются разработать на старой налоговой базе, то, как убеждают эксперты, ничего хорошего из этого все равно не выйдет. Во-вторых, учитывая то, что в бюджетном процессе Украина крайне несамостоятельна: за ниточки дергает кукловод со стороны МВФ, а наша «кукла» может только подчиняться, иначе ей перекроют финансовый кислород. Хотя, с другой стороны, жить полгода без нового бюджета нам не привыкать…