Вопрос реформирования системы налогообложения в Украине назрел уже давно. Высокие ставки налогов, проверки бизнеса, коррупция, неоднозначность законодательства, некачественный сервис и администрирование налогов привело к критическим отношениям между плательщиками и фискалами.
Но 3 сентября эпопея с разработкой нового налогового кодекса должна закончиться: Минфин обещает представить свой вариант документа и альтернативный, который должны рассмотреть и принять уже к концу этого года. Что предлагает Министерство финансов во главе с Натальей Яресько, доподлинно неизвестно. Понятно только одно: разработанная ведомством реформа предполагает детенизацию украинского бизнеса.
Назревшая проблема
Если верить чиновникам, около половины всех предпринимателей в стране работают «по-серому». По информации Министерства экономического развития и торговли, уровень теневой экономики в Украине в первом квартале 2015 года увеличился до 47% от объема официального ВВП. Этот показатель растет последних несколько лет и в 2015 году достиг своего максимума. Такая негативная тенденция показывает, что бизнес окончательно перестал верить в улучшение экономической и политической ситуации в стране на фоне других проблем: девальвации национальной валюты, военного конфликта на Донбассе и серьезного ухудшения экономических отношений с Российской Федерацией.
Сергей БеланНо есть и другие причины тенизации экономики. В первую очередь, это непомерная налоговая нагрузка, которую приходится тащить отечественным бизнесменам. Подчеркивают необходимость сокращения количества налогов и в ГФС. По мнению первого заместителя председателя Государственной фискальной службы Сергея Белана, именно снижение количества налогов привело бы к частичной детенизации экономики. «Необходимо предусмотреть такую систему налогообложения, при которой предприниматели были бы более мотивированы на уплату налогов, чем на попытки уклонения от них», – отмечает в комментарии «АСН» чиновник.
Сложная задача
Решить эту проблему в Минфине надеются с помощью налоговой реформы, которая должна базироваться на упрощении, прозрачности и справедливости. Первые два пункта в основном касаются устранения неточностей и неоднозначностей в действующем законодательстве, улучшения налоговых правил и терминологии. Последний пункт предполагает единые правила для всех, исключение неправомерных льгот и поиск баланса интересов бизнеса и государства.
В общем, в ведомстве предлагают сократить единый социальный взнос, ввести более прогрессивный налог на доходы физических лиц, отменить специальный режим по НДС для агрокомплекса. А также обеспечить оперативное возвращение НДС для новых инвесторов, урезать налоги на добычу газа и повысить акцизы в течение 5 лет до европейского уровня.
В чем суть реформы?
Конкретные и обоснованные предложения Министерства финансов украинцы узнают только 3 сентября. Сейчас же можно только попытаться собрать воедино высказывания всех министров, замов и источников, и систематизировать это воедино.
НДФЛ + ЕСВ. Налог на доходы физических лиц, пожалуй, самый известный. Каждый украинец знает, что с его зарплаты ежемесячно отчисляется 15% (20%) НДФЛ. Но дальше познания в вопросе начислений–отчислений с полученных денег заканчиваются. Сколько реально приходится отдавать со своей зарплаты налогов, знают далеко не все украинцы, а это на самом деле немало – более 50%! При этом высокая ставка единого социального взноса – 42% – заставляет многих работодателей платить сотрудникам зарплату в конверте. А в дальнейшем такие действия приводят и к недополучению средств Госбюджетом, и к дефициту Пенсионного фонда. Для устранения этой проблемы в Минфине решили объединить НДФЛ с ЕСВ в единый налог и снизить ставку. Такой шаг позволит упростить администрирование этих налогов, и, предполагаемо, вывести зарплаты украинцев из тени. Поговаривают, что НДФЛ+ЕСВ должны составить не более 20-30%. Но при текущем уровне расходов подобное снижение налогообложения зарплат украинцев приведет к коллапсу, а значит, невозможно.
Коротко: ЕСВ урежут с 42% до 28%. Введут более прогрессивный НДФЛ с максимальной ставкой 25%. Планируется также ликвидация двойного налогообложения доходов, полученных за рубежом, и объединение ЕСВ с НДФЛ.
Андрей ЗабловскийУпрошенная система налогообложения + налог на прибыль. Именно «упрощенка» – камень преткновения в налоговой реформе. «Говорят, что она будет только для физлиц, юридических лиц уберут из упрощенной системы. Информации, как будут реализованы эти подходы, нет. Могу сказать, что по упрощенной системе — это будет один из самых жарких и дискуссионных вопросов, не исключаю, что он вызовет волну протестов среди предпринимателей малого и среднего бизнеса. Упрощенная система фактически позволяет и позволяла последние 15 лет малому и среднему бизнесу более или менее развиваться и выживать. Эта система позволяла подниматься на ноги. Есть общая система налогообложения, есть упрощенная. Сущность упрощенной — минимизировать администрирование, налоговую отчетность для представителей малого и среднего бизнеса. То, что происходило последние месяцы, ситуация с кассовыми аппаратами, изменение подходов по упрощенной системе вызывало очень большие дискуссии и обсуждения. Это следующий этап и надеюсь, что мы учтем все эти болевые точки проведения налоговой реформы», — рассказал «АСН» эксперт совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский. По его мнению, малый и средний бизнес из-за кризиса находятся в очень тяжелом состоянии, поэтому для них очень важно сохранить упрощенную систему налогообложения, причем в максимально удобном, доступном и простом варианте.
Что касается налога на прибыль, предполагается переход на «эстонскую модель» – налог будет взиматься с перераспределения прибыли. Кроме того, унифицируют правила налогового и бухгалтерского учета.
Коротко: Для агропромышленного комплекса упрощенный режим ликвидируют. Для 3-й группы ставку единого налога могут повысить с 4% до 20% и пересмотрят ставку для 2-й группы. Последним также снизят оборот до 2 млн грн/год. 1 группа «единщиков» останется с ограничением в 300 тысяч гривен дохода. Налог на прибыль сохраняет текущую ставку в 18%.
НДС + акциз. Украинцев ждет и постепенное повышение ставок акциза на табак и алкоголь до уровня Европейского союза в течение пяти лет. Стоит отметить, что перенос налогового бремени на такие налоги, как НДС и акцизы, – общемировая тенденция. К тому же, по инициативе бизнеса, акцизная марка станет электронной. Такой инструмент – не только хороший метод борьбы с контрафактной продукцией, но и позволяет нивелировать человеческий фактор и коррупционную составляющую. Импортный сбор будет отменен уже с нового года.
Борис КушнирукКроме того, возможно, в Украине будет повышен НДС. По крайне мере, такую инициативу поддерживают эксперты. «Мало кто понимает, что НДС защищает внутренний рынок от внешних поставщиков, импорта. При этом необходимо снижать налоговое давление на национальных товаропроизводителей, одновременно оставляя 20% НДС», – отметил в комментарии «АСН» экономический эксперт Борис Кушнирук.
Коротко: В Украине появятся электронные акцизные марки, а сама ставка акциза будет повышаться в течение 5 лет. Возможно повышение НДС до 21-22% вместо действующего 20%. Упростится режим возмещения НДС, а спецрежим для аграриев аннулируется.
Налог на транспорт и недвижимость. Много споров вызвал и налог на транспорт. Дело в том, что изначально предлагалось брать налог с «роскошных» автомобилей с объемом двигателя выше 3 литров. Но под такие параметры подпадали бюджетные марки авто, а машины премиум-класса оставались за бортом. В результате решили облагать налогом автомобили стоимостью свыше 1 млн гривен и не старше 5 лет. «Европейская практика показывает, что у них также есть налоги на авто, которые имеют прогрессивную шкалу — в зависимости от объема двигателя или стоимости авто. Поэтому европейцы очень охотно продают автомобили возрастом старше 5 лет, чем пользуются наши сограждане и люди на пространстве СНГ. Поскольку платить налоги и обслуживать старые авто просто невыгодно.
Андрей НовакЭто в принципе правильно, поскольку тут, кроме аспекта экономического, есть еще и экологический. Поэтому прогрессивная шкала для авто в зависимости от их стоимости и возраста — это нормально. Другое дело, какой должна быть эта шкала. На сегодня, учитывая, какие авто в основном сейчас на наших дорогах, нельзя делать социально-неудобную шкалу и облагать налогом автомобили возрастом от 5 лет и старше. Тут надо эту границу значительно поднять, ведь у нас много автомобилей, которым до 15 лет. Поэтому на первом этапе облагать налогами авто, которым до 15 лет не надо, поскольку это слишком большая нагрузка на многих украинцев», — высказал мнение «АСН» экономист и глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Касательно налога на недвижимость, платить его будут владельцы квартир свыше 350 квадратных метров и домов – от 500 квадратов.
Коротко: За авто не старше 5 лет придется платить налог 800-1000 грн в год, а для авто стоимостью больше миллиона гривен придется платить повышенную ставку. Налог на недвижимость уплачивается только за большие квартиры и дома: свыше 350 кв. м и 500 кв. м соответственно. Количество льгот по уплате налога на недвижимость сократится.
Эксперты говорят
Оксана ПроданВот, в принципе, и все известные на данный момент изменения. Но можно быть уверенными, что Минфин готовит на четверг еще немало сюрпризов. А пока на то, что есть, эксперты отреагировали неоднозначно. Общественность жалуется, что Министерство финансов отстранило участников целевой команды реформ от разработки налоговой реформы и фактически разрабатывает налоговую концепцию в одностороннем порядке, сообщил экономический эксперт Илья Несходовский. Подтверждает игнорирование предложений экспертов Минфином и нардеп Оксана Продан.
Илья Несходовский«То, что было представлено на сайте Министерства финансов, подверглось критике со стороны бизнеса, экспертных кругов, общественности, так как там ничего позитивного для экономики нет… Основой налоговой реформы должна быть остановка кризиса и рост экономики. Необходимо изменить экономическую модель перераспределения валовой добавленной стоимости, нужно уменьшить налогообложение заработной платы, стимулируя ее рост, и переложить его на другие объекты — это самое важное, что нужно сделать», – рассказал в комментарии «АСН» Илья Несходовский.
Поддерживает такую цель реформы и другой эксперт, член совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский. Он подчеркивает, что главная задача налоговой реформы — изменить налоговую модель страны так, чтобы она стимулировала экономический рост. «Надо не просто собирать налоги ради налогов, ради наполнения бюджета, а собирать налоги таким образом, чтобы у бизнеса была мотивация их платить и была возможность развиваться», – поделился своим мнением с «АСН» Забловский.