counter

«Желтый свет» для нашей книги


Просмотров: 43


«Желтый свет» для нашей книги

Гибридная война, навязанная нам режимом Путина, которая высасывает из Украины и украинцев значительное количество сил и нервов, как та мифическая гидра, имеет сто голов. Кто-то, зазомбированный лживым российским телевидением, до сих пор верит, что в Киеве хунта, а Майдан финансировали американцы. Еще кого-то запугивают через Интернет: мол, не долго вам, бандеровцы, осталось - как дойдем до Киева, то найдем каждого, кто был против.

Еще одна «голова» этой гидры - антиукраинская литература, которую не только на интернет-сайтах предлагают. Эти книги массово везут на территорию Украины. Чего стоят одни только названия! Здесь вам и «Ужас бандеровской хунты», и «Киев капут», и «Независимая Украина: крах проекта», и целая серия книг «Поле боя - Украина» некоего «писателя-фантаста из Донецка». Правда, найти настоящую фамилию автора этого бреда не удалось - он скрывается за псевдонимом Георгий Савицкий.

Стоп - антиукраинским изданиям

И хотя эта писанина начала появляться не сегодня и не вчера - отдельные книги датированы еще 2009-м годом (вполне возможно, есть и «старые» - не ставила себе целью выяснить это точно, здесь ясно одно: до вторжения в Украина Путин готовился давно и настойчиво, задействуя все рычаги), у нас бросились почему-то только в июле этого года. Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины поставил вопрос о запрете на территории нашей страны почти четырех десятков названий изданий авторства известных украинофобов (речь идет о Лимонове, Доренко, Родине, Дугине и других). По словам первого заместителя председателя Госкомтелерадио Богдана Червака, «необходимо предотвратить применение Российской Федерацией против граждан Украины методов информационной войны и дезинформации, распространению идеологии человеконенавистничества, фашизма, ксенофобии и сепаратизма».

А учитывая мощь российской пропаганды, направленной против Украины и украинцев, мол, перечень украинофобских книг может пополняться новыми названиями.

Что ж, дело нужное, причем сделать это надо было давно. Однако на фоне того, что происходит, у меня возникает другой вопрос: вакуум, который образуется в результате подобных запретов, должен чем-то заполняться, а способна ли украинская книга сейчас заполнить ту нишу, которая высвобождается после запретов на государственном уровне и добровольных отказов читать российский продукт - именно потому, что эти книги спродуцированные авторами страны-агрессора? Подумала об этом и вспомнила, что осень, до которой уже рукой подать, это не только школа, но и большой книжный форум во Львове, когда в этот город со всех уголков нашей страны съезжаются книгоиздатели, чтобы, как говорится, и на людей посмотреть, а прежде всего себя показать. Так какие же сюрпризы готовит нам сентябрь? Будут ли в этом году стоящие внимания новинки?

Новинок не хватает, потому что дорого

Александр АфонинАлександр Афонин«Вряд ли этот форум порадует книголюбов большим количеством новинок, - сказал в комментарии «Аналитической службе новостей» (АСН) президент Всеукраинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин, - потому что в последнее время объемы производства украинской книги очень существенно упали. Поэтому в этом году мы можем повторить - если не превзойдем его! - Рекорд 1999 года, когда в Украине - вместе с учебниками - был издан 21 миллион экземпляров книг. После 1926 года году это была самая низкая цифра».

В прошлом году было 55 миллионов экземпляров, но утешительного в этой цифре мало: в основном ее достигли, по словам ведущего эксперта книжного рынка, за счет финансирования издания учебников. Что-то, имея какие-то внутренние финансовые резервы и двигаясь по инерции, довыдавали по своим тематическим планам издатели.

«В прошлом году резко упала реализация, прежде всего научной литературы и учебников для высшей школы, потому что Госказначейство фактически блокировало университетам средства для приобретения учебников, - отмечает Александр Васильевич, - поэтому сегодня большинство издательств, работавших в этой жанровой нише, прекратили свою деятельность. И сейчас уже можно говорить о том, что в нашей стране фактически уничтожена авторская школа фундаментальных учебников практически по всем направлениям знаний».

Не намного лучше ситуация и с изданием художественной литературы. Если речь идет о современном чтиве, то коротко можно сказать так: не хватает средств, чтобы выдавать тех авторов, которые есть, а новые не появляются, потому что без раскрутки они могут работать разве что в ящик.

У меня есть знакомая, которая полгода назад закончила писать детектив, правда, на русском языке, разослала его в несколько издательств. На днях интересуюсь, мол, как твои дела на писательском фронте? А в ответ: издать книгу пока не получилось - до сих пор жду ответ из издательства, и я пишу второй роман - это продолжение первого, тоже детективный жанр. Хочется верить, что эти детективные романы таки смогут увидеть мир и найти своего читателя, однако история показательна - украинскому автору-новичку, даже если он пишет интересно, очень непросто стартовать. Непросто еще и потому, что издать книгу, к примеру, тысячным тиражом - это в среднем 30 000 гривен, а такие деньги на дороге не валяются.

В целом же, начиная с 1994 года, издание в Украине колеблется в пределах от 0,6 до 1,4 книги на душу населения. Причем в этот показатель входит все: и учебники, и брошюры, а также авторефераты диссертаций, поэтому собственно художественной литературы в целом получается, как кот наплакал. Со свежими цифрами можно ознакомиться на сайте Книжной палаты: по состоянию на 3 августа этого года - в сравнении с прошлым - есть отставание на 2639 названий и на 14,8 миллиона экземпляров. То есть, за семь месяцев текущего года выдано всего 12 миллионов экземпляров, что составляет 46% от аналогичного прошлогоднего показателя. Причем 3900 из 8737 книг и брошюр - это опубликованные диссертации. Собственно на книгу приходится всего примерно 5000 наименований, тогда как в прошлом году мы имели 24 000.

«Поэтому до книгоиздательского форума во Львове наши издатели подходят с печальными итогами, - отмечает эксперт. - Печальными прежде всего потому, что новинок будет очень мало. Сколько их будет точно, я пока сказать не берусь, но уверен: если на форуме будут представлены 1000 новинок на все издательства, это уже хорошо».

Почти законная контрабанда

Можно, конечно, кивать на войну и экономическую ситуацию в стране, однако корни проблем в области отечественного книгоиздания - значительно глубже. Лет пять назад прежде всего речь шла о том, что современная украинская литература не имеет возможности развиваться, потому что отечественный рынок захвачен российской книгой. Сейчас (а чтобы в этом убедиться, достаточно посетить киевский книжный рынок «Петровка») российских книг уменьшилось, однако они все равно есть.

«Дело в том, - разъясняет президент Ассоциации издателей и книгораспространителей, - что Майдан и война внесли свои коррективы, хотя объемы поставок литературы из России, по крайней мере официальные, начали уменьшаться, начиная с 2013 года. Если сравнить свежие цифры, скажем, с 2012-м годом, то это падение в 7 раз. Крупные поставщики сейчас с Украиной фактически официально не работают.

А жесткий контроль линии разграничения в Донецкой и Луганской областях стал преградой на пути фур, которые везли сюда их книги контрабандным методом».

К примеру, в том же 2012-м году 40% российских книг, которые оказались на территории Украины, попадали к нам, как утверждает эксперт, официальным путем, примерно 45% - это были контрабандные поставки (очень много попадало к нам через Харьковскую область) и еще 15% - допечатывание для рынка пиратских изданий российских издательств уже на территории Украины. Сейчас же, отмечает Александр Афонин, возвращается к жизни так называемая «практика мешочников», которая была распространена в начале 90-х годов прошлого века. На первый взгляд, как будто не контрабандная, потому что согласно действующему законодательству разрешается перевозить через границу различных товаров без декларирования на 500 евро. Поэтому в Украину сейчас идет большой поток российских книг: с одной стороны, все вроде бы законно, а с другой - хоть это и официальный завоз, однако эти поставки не то, что не облагаются налогом - они совсем никак не контролируются государством. Но, как это ни обидно, подчеркивает эксперт, «украинские издатели сейчас не способны закрыть те ниши, которые открыты через определенное объективное ограничение российских поставок».

То есть, как видим, контрабандный ввоз российской книги имеет несколько обличий: собственно контрабанда, поток которой действительно немного сократился, но вовсе не потому, что силовые структуры стремятся восстановить справедливость на книжном рынке (они занимаются незаконным перемещением через границу алкоголя и сигарет, а к книгам у них дело, разве что в случаях, когда речь идет о раритетных изданиях, а не о современной литературе). И контрабандный ввоз, который маскируется под законное пересечение границы на сумму до 500 евро (тот механизм, который Александр Афонин назвал практикой мешочников). Если перевести ввозимые контрабандным путем книги в деньги, то, убеждает эксперт, у нас будет сумма, по крайней мере в три раза больше, чем та, которой исчисляются официальные поставки (а официальных поставок, по предварительным оценкам специалистов, ожидается на 2 миллиона гривен).

Затем завезенные таким способом книги (среди них, кстати, и те, которые Госкомтелерадио предлагает сделать персонами нон грата) оказываются и на книжных рынках, в том числе и на «Петровке», и в магазинах. Есть возможность прекратить этот поток?

«Я несколько раз предлагал путь решения этой проблемы, - поясняет Александр Васильевич, - а также готовил законопроект о внесении изменений в закон о предпринимательстве в части того, что продавец, который реализует интеллектуальный продукт, имеющий признаки авторского права, обязан иметь при себе документы, которые будут свидетельствовать о том, откуда поступил этот продукт, поскольку пиратство в Украине - это просто ужасная вещь. Причем речь идет не только о программном обеспечении, но и о правах на художественные произведения и т.д.».

Три проблемы отечественного книгоиздания

С одной стороны, на пути российской книги, даже несмотря на определенный контрабандный поток, который измеряется миллионными суммами, появились реальные преграды. С другой, современная украинская литература, как была на задворках, так там и до сих пор. Конечно, можно говорить о том, что на самом деле современная российская литература была основана раньше.

«Пока у нас власть дожимала украинских издателей, - вспоминает Афонин, - в России еще в 1995 году заработал закон о льготах. И хотя он действовал всего 4 года, это дало россиянам возможность подняться за счет денег, направленных на печать запрещенных в советское время книг. А когда этот источник обмелел, у них начали появляться и Донцова, и многие другие авторы. А в Украине, чтобы подняться, денег не было: появление более или менее приличных вещей датируется 2001-2002-м годами. То есть Россия здесь опередила нас почти на 10 лет: они быстрее сориентировались и начали работать в различных жанровых нишах».

У нас же (и не надо быть экспертом, чтобы это увидеть - достаточно просто любить читать) очень слабо представлена ​​прежде всего жанровая ниша детектива. Кроме этого, отмечает А. Афонин, сейчас «просто провальная ниша научно-популярной литературы, которая имеет чрезвычайное влияние на развитие молодежи». Поэтому все, что мы имеем сегодня на востоке, по мнению эксперта, - результат того, что в течение последних 24 лет в стране никто всерьез не думал «о влиянии литературы, об обмене книгами, о донесении информации из одних регионов в другие. Потому что объединяет не территория и не власть - объединяет общность менталитета и восприятие идеологии государственности».

Андрей КокотюхаАндрей Кокотюха«У отечественного книгоиздания ровно три проблемы, - делится с «Аналитической службой новостей» (АСН) известный украинский писатель Андрей Кокотюха. - Первая - отсутствие сети распространения. Магазинов очень мало. В райцентрах, например, нету совсем. Хотя каждый населенный пункт может похвастаться не менее одной тысячей людей, которым книги нужны. А села вообще не охвачены, хотя селяне - знаю по собственному опыту - сейчас хотят читать больше, чем горожане. Ведь родители, которые застали времена, когда книжная торговля рушилась (а это 1997-2005 годы), теперь понимают: пусть хоть детям будут книги. И это - не выдача желаемого за действительное, это реальность, которую не всякий заметит».

Вторая проблема, отмечает писатель, - нулевая интеграция книжного дела в общее информационное и культурное пространство.

«Даже если бы магазинов стало больше, - говорит Андрей, - потенциальные читатели о них не знали б, так же как и об актуальных новинках. А писателя не узнают нигде, поэтому он не имеет никакого влияния на общество и в обществе. С ним не считаются не потому, что дурак, а потому, что не знают, кто он такой и почему на него следует обращать внимание».

И третье, по мнению Кокотюхи, - это «отсутствие разделения на сегменты и жанры. На Западе и в России книги - это детективы, мелодрамы, драмы, фантастика, исторические романы, романы ужасов, интеллектуальная проза, поэзия, эссеистика. В Украине: книжка - и все. Досадный термин «сучукрлит» никуда не делся. А книги украинских авторов ставят не по жанрам, а по алфавиту. Единственное, что сегодня отделилось от «сучукрлита» - это сегмент исторической литературы и произведений на историческую тематику. Плюс такого отделения - большие возможности для маневров. Люди знают, что ищут, и чаще покупают».

И три шаги для его спасения

Что и говорить, ситуация не просто печальная - она ​​провальная. И хотя отдельные чиновники периодически вспоминают о судьбе украинской книги, создается устойчивое впечатление, что она до сих пор существует не благодаря, а вопреки. Вопреки тому, что о начинающем авторе никто не заботится. А тот новичок, если уж хочется ему издать свою книгу, таки найдет возможность это сделать. Вопреки тому, что государственной программы поддержки отечественного книгоиздания нет, и о ее создании и речи не идет, во Львов вскоре снова съедутся наши издатели. И пусть новинок будет меньше, а они совместными усилиями будут искать возможность выстроить лестницу из этой пропасти.

«Если бы мне поручили разработать программу спасения отечественного книгоиздания, - делится с АСН Александр Афонин, который исследует этот рынок более двух десятилетий, - я бы прежде всего начал с трех шагов. Первый - это вернуть чтения в дошкольные детские учреждения и начальную школу. Специальные методики для этого есть и не надо забывать, что такие программы существуют во всех цивилизованных странах мира. Не учебник, а именно чтение: наши дети сейчас читают только учебники, а речь идет о книгах, о методике поощрения детей к чтению».

Не менее важно создать единый электронный реестр всех изданий, выпускаемых в Украине, и обеспечить к нему свободный доступ для всех граждан: чтобы, по словам книгоиздателя, «в любой области, любом районе, в любом городе можно было зайти на какой-то определенный сайт и увидеть, что вышло, что есть в доступе, что можно купить и где». И третий момент, о котором, кстати, говорит и Андрей Кокотюха, - это создание условий для открытия магазинов. Разрушенные или проданные в конце 90-х - начале 2000-х годов книжные магазины до сих пор не восстанавливаются, а к чему это приводит? Украинцы уже начинают потихоньку осознавать. Такое впечатление, что украинский книжный рынок завис на перекрестке, где на светофоре будто и не красный свет, но еще и не зеленый. А в условиях гибридной войны с Россией, когда борьба за сознание собственных граждан просто не имеет права быть на задворках, давно пора этот желтый свет переключить на зеленый. Вот только вопрос: у кого из чиновников дойдут до этого руки, а не только слова?!

 


Читайте АСН в Google News




Новости партнеров




Другие важные новости и публикации
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Когда в доме появляется маленький котенок, владельцу необходимо обеспечить надлежащий уход Тогда питомец будет....
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
В современном мире заботы, хлопоты и вечная гонка за счастьем часто порождают тревожность и стресс Обрести душ....
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Чакры — это энергетические уровни развития человека Это наши внутренние центры силы, по которым протекает энер....
Как создать место силы в своей квартире
Как создать место силы в своей квартире
Дом может не только защищать нас от внешних факторов, но и придавать сил Такой уголок можно создать в каждом п....
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека Несмотря на то, что в жизни каждого из нас быв....
больше материалов
/-0,37101101875305-/ /-pc-/
Top