В Киеве, в Украинском доме, состоялась церемония прощания с журналистом Павлом Шереметом. Он был убит утром 20 июля — его автомобиль взорвали на перекрестке улиц Ивана Франко и Богдана Хмельницкого в Киеве.
«Подошел к какой-то черте и понял, что жизнь такая короткая, а репутация — такая хрупкая вещь, что все это подчинять воле нескольких политиков — глупо и бессмысленно». «Мы — эдакие проводники чужих историй. Важно уметь разговаривать с людьми. Если люди вам неинтересны — это не ваша профессия». Эти и другие цитаты белорусского журналиста, а еще фотографии то и дело сменяют одна другую на экране в огромном зале Украинского дома.
Сегодня сюда пришли коллеги Павла Шеремета, друзья, представители власти и белорусской диаспоры, простые киевляне. Рядом также мать, сын и дочь журналиста.
«Запомнился улыбкой, запомнился твердостью, особенно, когда говорил про свое прошлое отношение к белорусскому языку, о том, как именно Украина повлияла на него, — вспоминает журналист Андрей Куликов. — Думаю о нем как о человеке, который впитал в себя нашу жизнь. Мы, журналисты, даем обществу надежду, а для многих людей, которые стремятся руководить обществом, мы несем опасность».
«Профессия журналиста — опасная профессия, — говорит журналист Евгений Киселев. — Если ты ее выбрал, ты должен быть готов ко всему. Я бы за убийство журналистов наказывал бы так, как наказывают за убийство полицейских. Есть в мире четыре особых профессии. Есть учителя, которые учат детей, есть врачи, которые лечат людей, есть полицейские, которые охраняют спокойствие и безопасность граждан, а есть журналисты, которые дают гражданам информацию о том, что происходит в мире, стране, вокруг них. При этом людям нашей профессии не к лицу сетовать по поводу того, что мы все время находимся в зоне риска».
Говорили сегодня и о возможных мотивах убийства журналиста.
Например, Евгений Киселев предполагает: «Из версий, думаю, наиболее близкая к действительности — это так называемый российский след».
«Это ироничный, критичный человек и очень принципиальный. Думаю, что 1000% — это абсолютно показательное убийство. Даже тот способ убийства, который выбрали, — максимально циничный из всех возможных. И Павла выбрали как большую фигуру. А для чего? Думаю, в ближайшее время мы увидим какое-то продолжение, — говорит народный депутат, лидер полка «Азов» Андрей Билецкий. — Одна из версий — «российский след»… Возможно, эту версию нельзя отбрасывать, но мне кажется, что сейчас такой внутренний украинский ландшафт, что его могли использовать и внутренние украинские силы для своих собственных интересов. Для Украины в целом это показывает, что у нас огромные проблемы в стране, в элементарных понятиях государственной безопасности и личной безопасности каждого гражданина».
«Любые поспешные попытки что-то гадать — это всегда во вред, — уверен адвокат Илья Новиков. — Но я думаю, что этих людей найдут, раньше или позже, но найдут, и будет известно, кто это сделал». А советник главы Службы безопасности Украины Юрий Тандит обращается к журналистам: «Хотел попросить всех дать нам возможность вести расследование. Есть определенные версии, по которым работает следствие. Мы просим тех людей, кто имеет отношение к СМИ, не комментировать, а помогать нам. Работают лучшие специалисты СБУ, и мы сделаем все, чтобы найти не только убийц, а самое главное — заказчиков».