Украинские водители в последнее время грустно шутят: чем ниже стоимость барреля нефти на мировом рынке — тем дороже стоит бензин у нас в стране. На самом же деле цены на бензин и дизтопливо в Украине сейчас не растут — они, скорее, намертво закрепились на определенных отметках и, похоже, вовсе не спешат куда-либо двигаться. Ситуация, когда нефть Brent стоит уже меньше $30 за баррель, а нефтепродукты на наших автозаправочных комплексах упрямо этого «не видят», на первый взгляд если не абсурдна, то крайне нелогична.
Причем эту нелогичность наконец-то заметили даже в правительстве — и решили тесно пообщаться с нефтетрейдерами, дабы призвать тех к порядку и объяснить вроде как очевидный для всех принцип «если дешевеет нефть, то должен дешеветь и бензин». В результате этого общения оказалось, что не все так просто. Поэтому «Аналитическая служба новостей» решила обратиться к экспертам топливного рынка, чтобы разобраться, из чего же на самом деле состоит цена бензина и какие ее составляющие тормозят удешевление нефтепродуктов.
Предновогодние решения
Насиб РагимовЦены на бензин, как говорится, цепляют за кошелек большинство украинских водителей. «Каждый день нам сообщают, как стремительно падают цены на нефть, — отмечает глава правления общественной организации «Всеукраинское объединение «Защита нации» Насиб Рагимов. — Однако, глядя на цену бензина на заправках, начинаю сомневаться: а так ли уж зависят наши нефтетрейдеры от мировых цен на нефть, как нам рассказывают? И, видимо, таким вопросом задаюсь не только я, но и масса украинцев, которые пользуются как личным, так и служебным транспортом. Этим вопросом заинтересовался даже премьер, который поручил соответствующим ведомствам проверить обоснованность цен на нефтепродукты. Тут же министр энергетики заявил, что цена на бензин должна снизиться на 1 гривну».
Но в любом случае еще в декабре нельзя было не обратить внимание на то, что в финальном варианте законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс на 2016 год появилась интересная норма об увеличении ставок акцизов на нефтепродукты на 13%. Хотя, как отмечают эксперты топливного рынка, на протяжении всего обсуждения проекта госбюджета о намерении пересмотреть размер акцизов на нефтепродукты Минфин не заявлял. Согласно документу, увеличение акцизов вводится на первое полугодие этого года, и теперь акциз на бензин составляет 228 евро/т, дизтопливо — около 113 евро/т, сжиженный газ — 57 евро/т.
Тогда же игроки рынка заверили потребителей, что цены на бензин и дизель — на фоне перманентного удешевления нефти, — несмотря на увеличение акцизов, расти не будут. Но при этом никто из них не говорил, что они будут уменьшаться. Теперь же — именно на фоне падения стоимости барреля — наше правительство фактически требует, чтобы цены на АЗС «реагировали адекватно ситуации». По словам министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, на фоне устоявшейся тенденции снижения цены на нефть такую же тенденцию должны демонстрировать и цены на украинских АЗС. Уверен в этом и премьер-министр Арсений Яценюк, фактически потребовавший вмешательства в процесс Антимонопольного комитета, который должен обнародовать некую анатомию цен на нефтепродукты, чтобы было все прозрачно и в то же время всем все понятно. «Чем ниже цена нефти на мировом рынке, тем ниже цена будет на автозаправочной станции, и наоборот. Это должна быть публичная, прозрачная формула и публичный подход, — считает Арсений Петрович. — Пока Антимонопольный комитет Украины уже в течение трех месяцев не смог это сделать. Я надеюсь, что они найдут механизмы».
И встретились, и поговорили…
Кстати, именно о попытке отыскать компромисс, который позволит снизить розничные цены на автомобильное топливо, шла речь на недавней встрече Владимира Демчишина с нефтетрейдерами. Встретились. Поговорили. Каждая из сторон высказала свою точку зрения и собственное понимание данного вопроса. Но вот услышали ли друг друга? С одной стороны, выглядит, что да: министр энергетики сделал заявление, что светлые нефтепродукты подешевеют уже в ближайшие две недели. Представители сетевых заправочных комплексов говорят: мол, мы тоже не против, но существует много факторов, причем экономического характера, которые не позволяют снижать цены. Они также напоминают, что на самом деле цена на нефтепродукты в валюте у нас реагирует на снижение стоимости нефти точно так же, как и в Европе, т.е. снижается. Почему этого не видят потребители? Мешает устойчивое обесценивание гривны.
Посему сама ситуация и обсуждение результатов встречи получили большой резонанс в соцсетях. Так, известный эксперт топливного рынка, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук на своей страничке в «Фейсбуке» написал примерно следующее: «По всем телеканалам транслируют очередную «дэзу»: министр Демчишин договорился с нефтетрейдерами о снижении цен на нефтепродукты. Я был на том заседании и никакой договоренности не наблюдал. Были озвучены пиар-желания правительства, опасения, что если НБУ не прекратит блокирование покупки валюты импортерами нефтепродуктов, с ними возникнут серьезные проблемы (речь идет о том, что за рубежом нефтепродукты игроки нашего рынка приобретают: а) за валюту, б) по предоплате, и изменить эти правила игры нельзя, потому что они приняты в мире. — Авт.). Но ни о каком снижении розничных цен пока не может быть и речи, особенно после повышения на 13% в 2016 году налогов…»
Обращаясь в своем посте к премьеру, некий Алексей Большаков пишет: «Пусть расскажет для начала, сколько в цене бензина весит стоимость нефти!» И сам же отвечает: не больше 10%, о чем, кстати, говорят фактически все эксперты топливного рынка. Именно поэтому, утверждают они, цена бензина не падает вслед за падением стоимости нефти. «Акциз на горюче-смазочные материалы был поднят на 30%, — продолжает Алексей Большаков, — и если честно перевести стоимость ГСМ в доллары, то цена на них упала более чем в полтора раза». Согласен с этим и Леонид Косянчук, который подчеркивает, что «в долларовом эквиваленте нефтепродукты в Украине упали в цене на 24% — точно на столько же, на сколько и в Европе (была 1,2 $/литр — стала 0,78 $/л). А насчет гривневой цены — это вопрос к Нацбанку, ведь в условиях, когда гривна в три раза за два последних года потеряла свою покупательную способность, рассчитывать на снижение не приходится… Тем более что рынок нефтепродуктов на 85% состоит из импорта и в 2016 году налоги на топливо увеличились еще на 13% (фактически сумма налогов в розничной цене превысила стоимость самого продукта!)».
Не только нефть, но и налоги
Сергей КуюнПо словам же директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, «все прошло очень конструктивно — и все поняли, что надо чаще общаться», а также в правительстве «уже усвоили, что цена на бензин состоит не столько из нефти, сколько из налогов». «К слову, переживаем исторический момент, — отмечает эксперт. — С января 2016 года доля налогов в стоимости бензина на украинских АЗС превысила долю нефти. Да, нефть упала, но налоги с начала 2016-го выросли, притом выросли в евро, и сползающий курс толкает гривневую цену вверх. Но в то же время министерство показало, что держит руку на пульсе, мониторинг и анализ цен есть в ежедневном режиме. По расчетам Минэнерго, объективная цена на А-95 составляет 19,8 гривны за литр. При этом средняя по рынку цена на вчера была 19,37 грн/л. Иными словами, более половины рынка торгует даже дешевле, чем хотело бы министерство. Выше стоят лишь премиальные сети, у которых есть на то свои резоны: падение продаж из-за неравной конкуренции с бодяжниками, рост затрат на содержание всей этой премиальной красоты и т.д.». Посему он рекомендует потребителям завести «карту лояльности понравившейся сети, по ней буквально со старта скидка минимум 1 грн/л, а получить дисконт 2 грн/л можно проще простого».
Едва ли не главной проблемой Сергей Куюн, как и Леонид Косянчук, считает нехватку валюты. «Вернее, НБУ ее не продает для предоплаты по валютным топливным контрактам, а топливный рынок работает только по предоплате, — уточняет он АСН, — и купить топливо большие импортеры не могут. В итоге: министр пообещал поговорить с НБУ, а трейдеры пообещали упасть при первой возможности, которую открывает январский свал нефтяных котировок. Думаю, 50 коп/л — вопрос практически решенный, дальнейшее движение будет зависеть от динамики внешнего рынка. И, безусловно, от курса, ведь каждая копейка в курсе валюты — копейка в себестоимости бензина».
Инерция цен
По мнению совладельца сети АЗС KLO, ее коммерческого директора Вячеслава Стешенко, путь от производной нефти до колонок имеет инерцию, обусловленную логистикой и процессом переработки, и потому занимает полтора-два месяца. «Нефть падает, но параллельно растет акциз на топливо в Украине, — поясняет специалист. — При этом он изначально нестабилен, поскольку начисляется в евро, курс которого постоянно меняется. А в валюте мы оплачиваем сам нефтепродукт, акциз, розничный налог в 0,042 євро/л, частично логистику. В новом году мы растаможивали топливо уже по новым ставкам и можем сказать, что если бы не повышение налогов и не девальвация гривны, цены на топливо уже снизились бы».
Сергей Куюн тоже отмечает, что, в отличие от европейцев, почувствовать снижение цен украинцам помешала девальвация. Этот фактор, по его словам, «является основным в ценообразовании, поскольку топливо у нас на 85% состоит из валюты. Так, около 40% в цене бензина приходится на закупочную стоимость по импорту, еще около 45% — акцизный сбор и НДС, с нового года также взимается фиксированный налог с оборота подакцизных товаров по ставке 4,2 евроцента с литра. Топливный акциз в Украине установлен в евро, что усиливает негативное влияние девальвации на цены. Между тем предложения зафиксировать налог в национальной валюте не находят отзыва у чиновников, что можно понять с точки зрения гарантий наполнения бюджета». К сожалению, подчеркнул эксперт, в начале 2016 года негативные тенденции на валютном рынке сохранились, что в сумме с повышением акцизов перекрыло потенциал снижения цен. Однако январский спад на мировых биржах создает новые предпосылки для снижения, которое — при условии стабилизации валютного курса и наличия валюты для закупки топлива — может порадовать уже к концу января.
Вместе с тем вряд ли обычным потребителям стоит рассчитывать на чудо. «Тот факт, что правительство занялось этим вопросом, безусловно, радует, — заверяет АСН Насиб Рагимов. — Но особого оптимизма ожидать от этого не стоит, ибо специфика Украины такова, что цены взлетают молниеносно, а падают очень и очень медленно. Оказывается, одна из причин — доля импорта нефтепродуктов составляет около 80% (Беларусь, Россия и Литва), а их стоимость в Украине зависит не столько от мировых цен на нефть, сколько от валютного курса. Если так, почему же мы не ищем другие варианты импорта, как с газом?» Согласитесь, вопрос более чем актуальный.