Нынешний Кабинет Министров Украины проработал год. И теперь его можно отправлять в отставку – иммунитет закончился. Посему стартовавшая сегодня неделя – особенная в жизни нашего правительства: именно с понедельника по пятницу министры будут из кожи вон лезть, только бы убедить страну в своей полезности. В то же время украинцы сделают очередную попытку рассмотреть в деятельности Кабмина хотя бы толику позитива, причем не только для себя лично, но и для страны в целом. И если первые изо всех сил будут уверять парламент, а заодно и всех граждан, что запятую надобно поставить после второго слова во фразе, вынесенной в заголовок, то люди больше склонны к тому, чтобы нарисовать ее, причем жирную такую, чтобы все видели, после первого.
Премьер Арсений Яценюк пояснил, что «министры будут отчитываться о проведенной работе, о выполнении программы действий правительства, о том, что выполнено в коалиционном соглашении, и о том, что необходимо сделать в 2016 году», уточнив, что отчет будет разделен на четыре блока: гуманитарный, безопасности, экономический и антикоррупционный. А в последний рабочий день недели свои успехи за год работы с трибуны Верховной Рады озвучит сам премьер. В то же время украинцы, столкнувшиеся с обесцениванием гривни, набирающей темпы безработицей и при этом заоблачным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, говорят, что им результаты работы правительства понятны и без отчетов. Позитив сумели рассмотреть разве что представители Международного валютного фонда, но у граждан нашей страны и иностранного кредитора – разные кошельки, к которым к тому же совершенно неодинаковый подход у правительства, так что это не удивительно. Тем не менее, «Аналитическая служба новостей» (АСН) при помощи экспертов также попыталась отыскать достижения, которые Кабинету Министров можно засчитать в плюс.
Достижений немного
Кость БондаренкоКак оказалось, почти все, с кем АСН удалось поговорить, оценивают целый год упорного труда наших высших чиновников ниже, чем на троечку. И в ответах сквозит главное – это правительство разочаровало людей, поскольку методы работы остались прежними. Народ же ожидал, что после Майдана придет совсем другая когорта чиновников. Но, по словам политолога Костя Бондаренко, нынешнее руководство страны только усовершенствовало негативные методы работы предыдущего правительства.
Если же говорить о достижениях, то главными считают три позиции: реформирование, пусть и не быстрыми темпами, системы образования (и на фоне этого очень странно звучали заявления о том, что в том числе и министр образования – якобы одна из кандидатур на вылет), уменьшающая энергетическая зависимость от Российской Федерации, которая при желании могла бы продвигаться более быстрыми темпами, и создание новой полиции.
Александр Демьянчук«На нынешнее правительство возлагали серьезные надежды, которые, к сожалению, не оправдались, – разъясняет «Аналитической службе новостей» (АСН) заведующий кафедрой политологии Национального университета Украины «Киево-Могилянская академия» Александр Демьянчук. – Сохранилась линия работы, направленная на то, чтобы максимально отбирать у населения. Здесь понятна критика: одно дело, когда критиковать бесполезно, потому что дубоголовы сидят, а другое дело, когда на волне Революции достоинства к власти пришли люди, которые продолжают ведение государственной политики фактически старыми методами. Это обидно и это возмущает».
В то же время эксперты отмечают, что все свои просчеты власть постоянно поясняет ситуацией на востоке: мол, в стране война – и поэтому у нас все плохо. «Плюсов я не вижу. Не вижу ни одного позитивного момента, в котором был бы существенный прорыв. То, что усовершенствована коррупционная схема, то, что в принципе был показан крайний непрофессионализм и популизм, – этого предостаточно. Население Украины обеднело, гривня девальвировала – вот таких «успехов» достаточно, – отмечает глава правления Института украинской политики Кость Бондаренко. – Что касается других моментов, то очень легко прикрываться войной. Очень легко сваливать все на войну и говорить, что она во всем виновата. Но я всегда напоминаю о том, что с 1954-го по 1962-й год Франция вела не менее кровопролитную войну, которая, по разным подсчетам, унесла от 300 тысяч до миллиона человек. Но при этом именно эти годы были временем экономического подъема в этой стране. И в данной ситуации все сваливать на войну нецелесообразно. Скорее всего, говорить стоит о непрофессионализме и желании заработать, а не воплотить какие-то программные изменения, о нежелании менять или модернизировать государственную систему».
По словам Бондаренко, даже нашумевшая реформа полиции похвастаться особым результатом не может. «Как их можно оценивать, если они еще не принесли каких-либо ощутимых плодов? Пока есть только внешняя атрибутика реформы: показали новых ребят с белозубыми улыбками на новых машинах. И вроде контролируют, но кроме того, что сняли котенка с дерева и перевели бабушку через дорогу, других результатов не видно. О более серьезных результатах можно будет говорить не ранее чем через год», – подчеркнул эксперт.
Самый кризисный год
Владимир ФесенкоПо другому мнению, год работы украинского правительства выглядит неоднозначно, поскольку есть как определенные достижения, так и провалы. По сравнению с прошлым годом имеется определенный прогресс, но главная проблема – слишком медленное воплощение реформ. «С одной стороны, в сложнейших экономических условиях, как в прошлом году, так и в этом, удалось удержать под контролем социально-экономическую ситуацию, не допустить коллапса украинской экономики, что было крайне непросто, – поясняет «Аналитической службе новостей» (АСН) глава центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – С другой, очевидно, что это будет один из самых кризисных годов за всю историю независимой Украины. Ответственность несет правительство, поскольку не всегда действовало достаточно умело и оперативно. Во имя спасения финансовой системы иногда шло на непродуманные экономические меры».
Политолог отмечает низкое качество реформ, но при этом подчеркивает, что они, если сравнивать с прошлым годом, все же идут. «Некоторые реформы не нравятся, как, например, ситуация в энергетике и с коммунальными тарифами, – говорит Владимир Фесенко. – Это сделано во многом в рамках программы получения кредита от МВФ. Нам пришлось идти на непопулярные меры в энергетической и тарифной политике. Немало обоснованных обвинений, что тарифы были завышены и расчеты производились, что называется, на глазок». А вот появление дорожной полиции и патрульных, по словам эксперта, самая яркая наша реформа. И пусть она не идеальна, но не так коррумпирована.
«Есть претензии ко многим министрам, кто-то ушел, кого-то уволили, кто-то под угрозой увольнения. То есть качественный состав правительства тоже вызывает серьезные нарекания, и оно как минимум требует серьезного кадрового ремонта. Я думаю, что есть серьезные проблемы с распределением полномочий внутри правительства и отсутствием там координатора реформ. Арсений Петрович пытается играть все главные роли, быть солистом везде и во всем: и премьер-министром, и главным реформатором, и главным евроинтегратором. А в результате есть серьезные проблемы: финансовый процесс евроинтеграции, я имею в виду подготовку безвизового пакета. Там были серьезные замечания к качеству проекта. А все потому, что формально этим занимается Арсений Петрович, а должен заниматься, как говорят многие эксперты, вице-премьер, – делает вывод Владимир Фесенко. – Также было бы желательно, чтобы у нас был координатор реформ в правительстве, потому что реформы идут бессистемно и хаотично. Из тех, которые уже осуществляются, реформа децентрализации».
Куда ни глянь – везде провал
Андрей ЗолотаревВ свою очередь политический эксперт Андрей Золотарев считает, что нет ни одного – ни социального, ни экономического – показателя, который можно было бы считать достижением правительства. «Фактически на протяжении года правительство работает как регуляторная комиссия украинской экономики. Оно занималось чем угодно, только не выведением Украины из кризиса», – отмечает он в разговоре с корреспондентом АСН. По словам эксперта, на самом деле в стране нет ни одной реформы (повышение тарифов реформой быть не может), а разрекламированная реформа полиции – не более чем пиар-спектакль.
«Провал года – деятельность Министерства здравоохранения, Министерства экономики… Пытаются что-то делать Министерство образования и Министерство аграрной политики и продовольствия», – подчеркнул Золотарев, отметив, что дальнейшая судьба премьер-министра и всего правительства будет определяться не в Киеве и не украинскими политиками.
В том, что Кабмин на протяжении года за свою работу достоин получить разве что «неуд», уверен и директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. По его словам, были «большие надежды, которые не оправдались. Фракция «Народный фронт» даже сенсационно заняла первое место, потому что выбирали таки народного премьера. Люди хотели увидеть реальные решения о переменах в стране, о реформах, о которых говорили, говорят и будут говорить. Более того, когда Арсений Яценюк был премьер-министром впервые, можно еще объяснить и понять, почему ничего не делалось, надо было стабилизировать ситуацию. В принципе, ему это якобы удалось. Но этот год после парламентских выборов показывает, что поддержка людей, которая очень близко и быстро приблизилась к нулю, – это настоящая оценка. Это не моя личная оценка, это результаты опросов. Что бы там ни говорили эксперты-политологи, политтехнологи, коммунисты и финансисты, именно граждане Украины на выборах дают оценку».
Виталий БалаВиталий Бала отмечает, что в правительстве нет понимания того, что следует делать. «Такое впечатление, что у нас действительно в правительстве преимущественно вчерашние политики. По большому счету, нам политики сейчас предлагают вчерашние ответы на сегодняшние вопросы. Вчерашние политики не могут обеспечить наше завтра. Алгоритмы, которые нам сейчас предлагают, это предложения вчерашнего дня и мирного времени. Впрочем, не факт, что они бы и в мирное время работали, как не видно и особого рвения к работе у самих членов правительства», – подытожил эксперт.
Владимир Цыбулько«Быстро и эффективно действительно не получилось, – говорит политический эксперт Владимир Цыбулько. – Но не все зависит исключительно от самого правительства. Например, Кабмин готовил законопроекты, но они тормозились Верховной Радой». При этом эксперт считает, что правительство не смогло выполнить даже 50% коалиционных обязательств. По его словам, правительству приходится отстаивать свою позицию на большом количестве фронтов, начиная от преодоления экономического кризиса и заканчивая реформами отдельных сфер.
Стране нужна отставка
Александр ГончаровЗа время работы правительства ничего не поменялось ни для инвесторов, ни для малого бизнеса, ни в налогообложении. Изменения почувствовали на себе только простые украинцы, жизнь которых значительно ухудшилась, отметил директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров. «Первое, что было обещано, но не сделано, это не поменялась собственность финансово-промышленных групп. Как были олигархи, так они и остались. Второе - не изменилась ситуация по привлечению прямых иностранных инвестиций в ключевые для нас направления: АПК и военно-промышленный комплекс. Не изменилась ситуация по расширению налогооблагаемой базы, не проведена налоговая реформа и, соответственно, нет роста налоговых поступлений, – пояснил он АСН. – Следующая позиция - у нас инфляция по оценкам мирового банка достигла 50% и девальвация за период работы правительства в разы увеличилась. А теперь, как говорится, что «приобрели»: это ухудшение жизни рядовых украинцев. Все доходы будущих периодов мы уже проели. У нас растет государственный долг, а Нацбанк не может остановить инфляцию».
По его словам, такая ситуация сложилась не из-за военных действий на Донбассе, на которые в последнее время «спихивают» все неудачи, а из-за непрофессионализма правительства. «Долгое время была очень высокая учетная ставка НБУ, в определенный период она достигала 30%. Система кредитования была уничтожена, никто не мог брать кредиты, потому что для реального сектора экономики брать кредит под 30% и более означает по определению невозможность его обслуживать. Надо было хотя бы на два года объявить программу благоприятствования иностранным инвестициям. А инвесторы не могут вкладывать в нас деньги, если они четко не знают правил игры, по которым нужно работать. И эти же два года не должно было бы потом меняться налогообложение. Хотя эксперты постоянно говорили, что эти шаги просто необходимы, ничего этого Кабмином сделано не было», – отмечает Гончаров.
Главные минусы деятельности правительства, по словам экономиста, – то, что никак не простимулировали малый и средний бизнес. Есть проблемы, причем серьезные, и в банковской сфере. «Людям депозиты практически не возвращают. Поэтому есть огромное недоверие к банковской системе. Нужно было допускать хотя бы альтернативный рынок – паевые и корпоративно-инвестиционные фонды. А лучшим выходом было бы, если бы 2015 год был объявлен Годом развития рынка коллективного инвестирования. У нас сейчас, по данным Нацбанка, 92 миллиарда в иностранной валюте и 283 миллиарда гривен у финансово состоятельных граждан. Это очень тонкий слой населения – всего около 5%. Но эти средства тоже не работают на экономику страны, их нужно запускать. Плюс еще Кабмин так и не определился с точками роста в реальном секторе экономики. Какие отрасли наиболее приоритетные и какие конкретно предприятия в этих отраслях нужно поддерживать», – поясняет Гончаров.
Насиб РагимовА поскольку Кабмин не выполнил своих обещаний, довел страну до ужасного экономического состояния, эксперты считают, что он должен уйти в отставку. «Вопрос отставки будет решаться на уровне Верховной Рады, и я очень надеюсь, что депутаты во благо нации примут правильное решение. К сожалению, Президент поддерживает сегодняшнее правительство и премьера Арсения Яценюка, руководствуясь личными интересами. По мнению главы правления общественной организации «Всеукраинское объединение «Защита нации» Насиба Рагимова, премьер с низким рейтингом удобнее, чем приход нового человека, который может понравиться обществу и стать популярным.
Комментируя итоги работы правительства, он отметил, что остановилось развитие бизнеса и ухудшилось его состояние, выросли цены, произошло падение национальной валюты, и правительство с этим абсолютно ничего не может сделать. «Посмотрите на состояние ЖКХ, на то, что творится с тарифами. Уже одного этого достаточно, чтобы отправить этих людей в отставку. А если учесть все результаты деятельности нынешнего Кабмина, его отставка – это уже необходимость», – считает эксперт.
Борис КушнирукПо словам экономиста Бориса Кушнирука, проблема правительства связана с тем, что для того, чтобы провести реформу, надо четко ответить на вопрос, чего мы хотим достичь, какую Украину хотим построить. Но госчиновники не дадут ответа. «Все шаги являются хаотичными и никуда не ведут. Надо видеть, какую модель хотите построить: какое отношение малого и крупного капитала, каким образом построите социальную систему и тому подобное. Должно быть концептуальное видение того, что вы хотите получить. К сожалению, у этого правительства концепта нет. Нет в правительстве и того, кто был бы идеологом этого концепта. Как правило, в странах, где реформы прошли успешно, такие идеологи были», – отмечает эксперт.
По его словам, одним из крупнейших провалов стала система соцстрахования. «Очевидно, что здесь главная вина лежит на министре соцполитики, который хотя и вполне профессиональный, но при этом четко стоит на принципах сохранения старой коррумпированной системы соцстрахования, которая не позволяет провести в том числе и налоговую реформу. Единого реестра получателей социальных льгот как не было, так и нет. Мое личное большое разочарование среди провалов – это блок социальной политики: отобрали льготы, сократили их», – напомнил Борис Кушнирук, настаивая на том, что должна быть проведена приватизация, поскольку у нас как было три тысячи госпредприятий, так и осталось, хотя это очевидный источник для коррупции.
Павел РудяковОсобое опасение высказал АСН директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков, предварительно поставив правительству «неуд» за работу. По его словам, если оценивать эту работу по 100-балльной системе, можно поставить 51 балл, если по 10-балльной – 5-6, а если по пятибалльной – то это двойка. Мол, «правительство за этот год только утратило сегменты, которые до этого находились под контролем». При этом правительство постепенно сужает сферу своей компетенции, что может привести к тому, что система государственного управления перестанет быть функциональной. По его словам, в течение года правительство занималось только тем, что проводило заседания, однако никакие решения данных заседаний не реализовались на практике. Вместе с тем эксперт считает, что правительство в ближайшее время не будет переформатировано: «Возможно, появятся только какие-то новые персоналии, должности, но переформатирования, в которое мог бы попасть премьер-министр или какие-то знаковые фигуры, в Кабмине не случится».
Так или иначе, но особого оптимизма (да и вообще позитивного настроя) нет ни у кого. Если коротко, то тарифы подняли (в угоду МВФ, не думая при этом, как создать условия, чтобы начало расти и благосостояние народа), новую полицию создали, но реальными реформами так никто и не занимается. Но европейский вектор развития, которым по инерции прикрывают многое из того, что не по душе простым людям, – это не только привычка сверять каждый свой чих с ЕС, а еще и умение по-европейски отвечать за свои поступки. Тут возникает вопрос, как бы поступило правительство в любой из европейских стран, если бы за свою работу получило от общественности оценку, сравнимую с той, которую получил наш Кабмин за год своей деятельности? Ответ очевиден. Но вот сможет ли наше правительство поступить по-европейски – вопрос риторический.