Прошедшие выходные я пыталась вдохновиться темой электронных петиций, то бишь прямых обращений народа к нашему гаранту. Шутка ли: любое обращение в электронном формате – через определенную вкладку на сайте Президента Украины – с 29 августа, когда был дан старт формату электронных петиций, имеет шанс быть услышанным Главой государства, если в отведенный законом срок (90 дней) за него проголосует минимум 25 тысяч граждан Украины.
Причем в таком случае Президент должен сказать свое веское слово – то ли в поддержку, то ли наоборот – в трехдневный срок. Неужели у нас в стране, где бал, несмотря на все заявления о борьбе с коррупцией, до сих пор правят родственно-кумовские связи, подслащенные денежным эквивалентом, всерьез решили прислушиваться к гласу народа?
Саакашвили назначить… Его же уволить? Определитесь, граждане!
Обращений, которые в считанные дни успели набрать необходимые 25 тысяч голосов, чтобы на них обратила внимание для начала Администрация Главы государства, к тому моменту было уже три: законодательно утвердить право граждан Украины на самозащиту (на сей момент это обращение уже поддержали 36 тысяч 244 человека), отмена акциза на импорт машин (сейчас это обращение поддерживают уже 38 тысяч 326 граждан, т.е., именно за ним – пальма первенства по поддержке среди украинцев) и назначение Михеила Саакашвили Премьер-министром Украины, которое сейчас поддерживают 32 тысячи 505 граждан.
Что самое интересное, среди петиций есть не только просьбы назначить грузинского экс-президента нашим Премьером, но и – совсем свеженькая – отправить его в отставку с должности главы Одесской ОГА. Причем последняя подкреплена развесистым письмом, в котором перечислены его обещания и рассмотрено, что же он сделал на самом деле. Вот – лишь короткая цитата из этой петиции: «На протяжении всех 100 дней своего руководства Саакашвили критиковал ситуацию, сложившуюся в портах Ильичевска и Одессы. Новый глава области говорил о контрабанде, которая там вроде бы процветает, и использовании оффшорных схем. 23 июля Саакашвили лично привез из Киева в Ильичевск приказ об увольнении начальника порта. В результате мало что поменялось – исполняющим обязанности начальника порта стал его бывший заместитель. Все схемы сохранились, потоки контрабанды идут, как и раньше». И так – по всем позициям, которые глава Одесской ОГА, обвиняемый автором петиции в излишней любви к самопиару и даже в хулиганстве, анонсировал как первоочередные в своей работе. Не знаю, обратят ли на эту петицию внимание в Администрации Президента, потому как ее шансы набрать нужное количество голосов вызывают сомнение, но в любом случае был бы крайне интересным результат проверки по всем позициям, заявленным в этом обращении.
Добрались и до Шокина
Из самых свежих – требование открыть национальный спортивный телеканал, уволить Шокина и назначить открытый прозрачный конкурс на должность генпрокурора, а также финансировать избирательные кампании на территории Украины только за государственные деньги, без привлечения средств частных лиц и участников выборов. Каковы у них шансы получить нужное количество голосов за три ближайших месяца, пока лишь можно строить предположения, руководствуясь настроениями в обществе и ситуацией в стране.
Отдельная песня – прошения школьников. Львиная доля таких прошений касается отмены теста по английскому языку, который собираются ввести в качестве обязательного со следующего года. Так, 14 сентября Дарина Карпенко пишет, что, мол, «мы не готовы сдавать ВНО по английскому языку, в связи с несоответствием качества и полноты образования, преподаваемого в школах». Согласна, английский в наших школах преподают из рук вон плохо, но лично у меня вызывает сомнение и готовность этих школьников сдавать ВНО по украинскому языку, который, как я понимаю, можно выучить и самостоятельно, не прибегая к помощи репетиторов и даже школьных учителей – были бы учебники.
Есть также предложение «проверить работу Министерства сельского хозяйства», потому как «фермерам невыгодно работать так, как это выгодно перекупщикам и экспортерам». Проверить работу и этого, и всех других министерств, которые есть в нашей стране, действительно было бы неплохо. Да вот только маленькое уточнение: авторам подобных обращений, прежде чем писать, все же стоит уточнить хотя бы название структуры, к которой у них имеются претензии.
Кстати, кроме тех петиций, которые уже находятся на рассмотрении, 25-тысячный барьер преодолели еще две: это отмена денежного залога для коррупционеров, которая на вечер 14 сентября набрала уже 37 тысяч 715 голосов в свою поддержку, а также необходимость внедрить в Верховной Раде электронную систему голосования с отпечатком пальцев, которая на это же время преодолела отметку в 28 тысяч 246 голосов. На пятки этим наступает петиция-дубль, которая тоже требует отменить акциз на импорт автомобилей (она набрала уже 19 тысяч 98 голосов). Следовательно, если сложить голоса на поддержку первой и седьмой (по популярности) петиций, получается, что отмену акциза на импорт машин поддерживают уже 57 тысяч 424 человека. Но вот что скажет по этому поводу наш гарант?
Требует общество и люстрации судей и прокуроров, причем с публикацией результатов (14.946 голосов в поддержку), снятия депутатской неприкосновенности (14.880) и изъятия мандата у депутатов-прогульщиков (14.632 голоса). Причем за 76 оставшихся дней недостающие голоса для превращения нардепов-небожителей в простых смертных, а также за досрочное прекращение полномочий тех народных избранников, которые трижды прогуляли пленарное заседание без уважительной причины, и чтобы призвать к справедливости наших прокуроров и судей, думаю, наберутся.
Первый, понимаешь, блин…
По словам заместителя главы АП Дмитрия Шимкива, электронные петиции выносят на поверхность важный пласт вопросов, которые беспокоят общество. «Мы получили много обратной связи. Для нас очень важно, чтобы этот демократический инструмент не был дискредитирован», – заявил он, сообщив, что посещаемость сайта, начиная с запуска проекта электронных петиций, постоянно растёт. При этом пальма первенства – за киевлянами (34% от общего количества посетителей), далее идет Харьков (7%), Львов (6%) и Одесса (4%). Правда, тот же Дмитрий Шимкив считает, что электронные петиции, даже если они получают безоговорочную поддержку общества, вовсе не обязательны для исполнения, хотя при этом являются важным элементом демократии и отображают общественные настроения. Посему по какому принципу будут отбираться те, которые достойны позитивного ответа, пока непонятно. Может, чиновники из Администрации Президента на кофейной гуще станут гадать, а может, рулетку крутить будут…
К примеру, писатель Андрей Кокотюха считает, что первый блин – из-за того, что подписи в Администрации Главы государства решили проверять на подлинность (это касается петиции главы Наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгия Учайкина о праве на владение оружием), – уже комом. «Это – начало конца, – уверен Кокотюха. – Очередные похороны надежд на то, что проблемы своей страны можно решить максимум за три месяца, подписавшись если не под каждым обращением к Президенту, то хотя бы под половиной – теми, которые понравились. Например, отдать под суд каждого, кто занимал руководящую должность в Партии регионов с марта 2010-го по февраль 2014 года. Выделить деньги на приведение в порядок не только стратегических, но и вообще – всех украинских автодорог, проконтролировав выполнение лично. Или, как вариант, делегировав эти полномочия господину Шимкиву. Легализовать проституцию по примеру многих европейских государств. И так далее».
Один из вариантов развития событий, какими их видит писатель, выглядит так: подписи признаются реальными, петиция принимается, господин Порошенко дает на нее ответ. Знаете, каким он будет? Примерно таким: «Я благодарен неравнодушным гражданам и уважаю их мнение. Но у нас парламентско-президентская республика. Потому дальше эта петиция должна лечь в фундамент законопроекта. И документ должна одобрить Верховная Рада». Вернемся к петиции. Она, по словам Андрея Кокотюхи, «уходит в парламентскую канцелярию и пропадает там навсегда. Общественность волнуется. Появляются лоббисты, способные перед очередными выборами таки довести готовый законопроект до голосования под своими партийными знаменами. Но – этот законопроект, скорее всего, проголосован не будет. Не спрашивайте, почему. Не будет, и все. Такова объективная реальность нашего непростого времени».
Когда ждать большой электронный скандал
Скептически к будущему этого безусловно интересного проекта относятся и политологи. По словам директора социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко, «электронные петиции, как и все, что связано с прозрачностью и открытостью, может себе позволить лишь честная власть. В этой ситуации то, что Запад заставляет нашу глубоко коррумпированную власть делать такие штуки, не идет ей на пользу. Она первая попадает под этот режим. Петиции – скрытая форма критики власти. Например, Президент говорит важную речь, а по петициям видно, что все сказанное не интересно людям, им нужно что-то другое». Получается, что просьбы людей вступают в конфликт с официальной повесткой дня украинской власти.
Чем это закончится? Небоженко считает, что наиболее вероятный сценарий развития событий – поломка сервера, когда «вдруг» начинается накрутка голосов, финалом чего станет большой электронный скандал. Как скоро его ждать и ждать ли вообще, сказать сложно, но утверждать, что его не будет, эксперты не спешат.
Как бы там ни было, поживем – увидим. А пока что правила, согласно которым будет «продвигаться» набравшая 25 тысяч голосов в поддержку петиция, примерно таковы: рассмотрение обращения президентской Администрацией будет осуществляться на протяжении 10 рабочих дней со дня опубликования информации о начале его рассмотрения. Для этого в АП будет создаваться специальная рабочая группа с привлечением представителей соответствующих органов, а при необходимости – разного рода экспертов. Причем комиссия свое мнение должна сформировать за первые 7 дней из десяти, после чего выводы комиссии подаются на рассмотрение Главе государства.
Планируется, что публичное объявление о поддержке или не поддержке Президентом электронной петиции будет размещаться на его официальном веб-сайте, в специальном разделе по электронным петициям. Если Петр Порошенко решит поддержать инициативу людей, АП получит распоряжение готовить один из двух документов: то ли акта Президента, то ли соответствующего законопроекта, который потом будет внесен на рассмотрение в парламент, о чем и говорит Андрей Кокотюха. В любом случае, если кому-то сгоряча показалось, что требование, изложенное в петиции, даже если оно получило поддержку нужного количества украинцев, будет реализовано простым щелчком пальцев, пусть даже и президентских, он сильно ошибается: путь от петиции до реализации изложенного в ней прошения длинный и тернистый. И не факт, что удастся его преодолеть.