Отбор частных исполнителей судебных решений, кажется, зашел в тупик. С мая по октябрь 2017 года удостоверения получили только 94 человека, а приступили к работе еще меньше – около 70. Последние два отбора вообще провалились – из 33 человек успешно прошел испытание только один.
В Министерстве юстиции же заявляли, что до конца года на рынок выйдет не менее 250 частных исполнителей. Однако до конца года не выполнят и половины этих обещаний. Прежде всего это значит, что судебные решения в нашей стране как не исполнялись в своем большинстве, так пока что и не будут исполняться. Это просто некому делать. Государственные исполнители же в основном озабочены реализацией крупных судовых решений. К тому же это ведомство в последнее время попало сразу в несколько громких скандалов, связанных с подозрениями в коррупции, а также - уличено в сговоре с целью наживы.
Ужесточение отбора частных исполнителей
18 сентября Минюст своим приказом внес изменения в порядок сдачи квалификационного экзамена на получение права осуществлять деятельность частного исполнителя, которые вступил в силу 22 сентября. В частности был изменен порядок оценки практической части квалификационного экзамена. Теперь практическое задание будет оцениваться по пятибалльной шкале каждым экзаменатором отдельно и оно будет считаться выполненным, если кандидат набрал не менее 15 баллов.
Кроме этого, экзамен считаться сданным, если кандидат набрал проходной балл по каждому заданию отдельно. Ранее для успешной сдачи экзамена необходимо было получить не менее 70 баллов за все задания, которые можно было набрать уже за первые два этапа. Также сокращено время для сдачи экзамена.
Так, на теоретическую часть теперь выделяется не 2,5 часа, а 2. Общее время тестирования не будет превышать 4 часов (ранее - 4,5). Также в Минюсте решили больше не публиковать на своем сайте варианты тестовых заданий и ответов.
Смена правил посреди игры
Кандидат в частные исполнители Александр Кузь считает, что смена правил посреди игры – это не честно по отношению к тем, кто еще не сдавал экзамены.
«Многие люди заплатили деньги, прошли обучение, перед этим зная те правила, на основании которых они должны были сдавать экзамены. Часть по этим правилам сдала экзамены и приступила к работе. И тут правила меняются. На мой взгляд, это неправильно», - отметил он.
При этом Кузь уверен, что кандидаты в частные исполнители, которые сдавали экзамены уже по новым правилам, имеют полное право требовать отмены этих испытаний. Он считает, что экзаменационные изменения были применены к ним незаконно.
«Существует соответствующий указ Президента о вступлении в силу нормативно-правовых актов министерств и других органов центральной власти согласно которому, если приказ Министерства юстиции о внесении изменений был опубликован и зарегистрирован 18 сентября, то он вступает в силу через 10 дней с момента его регистрации. Поэтому при сдаче последних экзаменов был применен не тот нормативный акт, который должен был быть применен, что, по сути, является основанием для отмены этого экзамена», - считает он.
Один из отборов не прошел никто
Первый экзамен по новым правилам состоялся 25 сентября, сразу после вступления в силу этих изменений, и был провален всеми без исключения кандидатами в частные исполнители. В нем приняли участие 19 человек. В первом, самом легком испытании кандидаты набрали от 11 до 30 баллов, при проходном – 35. Владимир Боер, который также участвовал в этом экзамене, предполагает, что автоматическая система могла сбоить.
«Абсолютно все 19 человек получили одинаковые вопросы, при этом все вопросы были довольно просты. Я лично не знал ответа на 8 вопросов. Несколько кандидатов во время экзамена из-за того, что их система выбивала, заходили в нее повторно. У нескольких кандидатов вообще отсутствовал четвертый вариант ответа в вопросах», - уточнил он.
Однако генеральный директор государственного предприятия «Национальные информационные системы» Станислав Лурье утверждает, что вмешательств в систему тестирования зафиксировано не было. Хотя не исключил теоретическую возможность такого взлома. Тем временем в Минюсте пообещали провести объективное расследование этого случая. При этом намекнув на ненадлежащий уровень знаний кандидатов.
«Полгода эти вопросы являются открытыми и их уже можно было изучить на память. Почему так не было сделано, я не знаю … Если действительно у многих кандидатов на экзамене оказались одинаковые вопросы, то у меня нет сомнений, что это техника. Комиссия обратится к НАИС с запросом провести соответствующее расследование», - сказал заместитель директора департамента Государственной исполнительной службы Министерства юстиции Константин Силкин.
Желающих сдавать экзамены все меньше
Тем же, кто не согласен с результатами тестов, чиновник посоветовал искать правды в суде. Другого способа просто нет. Посему и частные исполнители и эксперты настаивают на целесообразности введения механизма апелляции.
"Летом 2016 года я рекомендовал, чтобы была процедура апелляции. Потому что этого требуют стандарты. Я тогда смирился с этим, когда мне сказали, что в конце концов большинство кандидатов будут люди из системы юстиции, и давайте у нас будет так же, как у судей - судебный способ обжалования", - заявил президент Международной общественной организации «Универсальная экзаменационная сеть UENet» Сергей Мудрук.
Директор Центра коммерческого права Валентина Данишевская отметила, что провал двух последних экзаменов насторожил кандидатов в частные исполнители, которые только готовятся проходить испытание.
"Уже много претендентов, подавших заявления на экзамен, говорят сегодня: "Наверное, мы не пойдем, если там неизвестно что происходит, и никто не может дать нам ответы". ... Если экзамен заканчивается тем, что из 20-ти не сдало 5, это трагедия тех 5-ти, если экзамен закончился так, что не сдал никто - это уже трагедия экзаменатора. Паника сейчас должна быть на стороне Минюста", - считает она.
В ЕС обеспокоены
Действиями Минюста в части изменения подходов к экзамену обеспокоены и международные доноры. Лидер проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине» Довидас Виткаускас уверен, что рынок частных исполнителей заработает только тогда, когда на нем будет достойная конкуренция, которую нынешние 100 прошедших отбор вряд ли обеспечат. Поэтому представитель ЕС рекомендует «открыть шлюзы» и менее придирчиво отбирать будущих исполнителей.
«Мы всегда доводили до Минюста посыл, что на этой стадии набора шлюз надо открыть, потому что любой риск, что в профессию допустят людей, которые, может быть, недостаточно компетентны, он меньше, чем риск, что система не заработает. Потому что слишком мало людей и то малое количество исполнителей, которые зайдут, они для рынка не сделают тот позитив, который бы сделали больше людей. Более того, есть риск де-факто монополизации рынка той частью исполнителей, которые долгое время будут единственными в этой профессии», - констатирует он.
Еще один важный аспект - чтобы отрасль частных приставов заработала, они должны сформировать Ассоциацию частных исполнителей и все в нее войти. Орган в свою очередь должен утвердить такие важные вопросы, как Кодекс частного исполнителя, а также - представлять интересы частных исполнителей во власти. Однако очевидно, что сотня работников не сможет сформировать репрезентативный состав ассоциации.