Нынешней осенью, когда школьники сели за парты, а студенты заполнили аудитории, громче заговорили о еще одной проблеме, без решения которой, как утверждают эксперты, гибридную войну с Россией не выиграть. Речь – не просто о методах информационной войны как одной из главных составляющих гибридной, которую путинские исполнители готовили задолго, а о том, что «правильную» позицию они внедряли в умы украинцев в том числе и через систему образования. Понятно, что в первую очередь «под свое понимание мира, истории Киевской Руси и места в ней современной России» они меняли гуманитарные науки (ни химическую формулу, ни физические законы не изменишь, да и не влияют они на исторические процессы), прежде всего переписывая исторические факты и насаждая восприятие русской литературы как главенствующей.
Минобразования в курсе
Эксперты уверяют, что с этим нужно что-то делать, причем чем быстрее, тем лучше. Поскольку система образования является объектом информационной агрессии со стороны РФ точно так же, как и экономическая и оборонная отрасли. Еще в марте этого года – на международной конференции «Информация як оружие войны 21 века – опыт конфликта 2014–2015 годов в Украине для Польши и Европы», которая проходила в Варшаве, – об этом заявил заместитель министра образования Украины историк Павел Полянский. «Речь – не только о борьбе за тексты учебников по истории или риторику учителей во время уроков, поскольку в эпицентре атак приверженцев «русского мира» – украинская молодежь», – пояснил замминистра, акцентировав внимание на том, что нынешние действия России в образовательном пространстве логично вписываются в общую канву информационной агрессии, которая направлена не только против Украины.
Сергей КвитЧтобы выйти из сложившегося тупика, нам, как считает министр образования и науки Сергей Квит, нужно развивать национально-патриотическое воспитание, которое должно быть в школе, начиная с первого класса. «Главная идея концепции такого воспитания, – сказал «Аналитической службе новостей» (АСН) Сергей Миронович, – показать нашу историю благодаря вкладу украинцев в разные сферы науки, ведь Украина – это высокотехнологичное государство, а наши ведущие ученые всегда вносили весомый вклад в развитие физики, химии и других наук». По словам Сергея Квита, «необходимо воспитывать уважение к государственным символам, к истории, чтобы дети чувствовали гордость за свою историю. Немаловажно воспитывать и уважение к людям, которые находятся рядом с тобой. Поэтому все вещи, прописанные в концепции, современные и отвечают всем требованиям нашего времени».
Вячеслав БрюховецкийО необходимости собственного курса патриотического воспитания для молодежи говорит и почетный президент Киево-Могилянской академии Вячеслав Брюховецкий, подчеркивая, что при его разработке ни в коем случае нельзя брать пример с России. «У нас уроков патриотического воспитания нет, но вся система образования направлена на патриотическое воспитание, – сказал Вячеслав Степанович «Аналитической службе новостей» (АСН). – Просто уроки патриотического воспитания, как во времена Советского Союза, не дают позитивного эффекта, по крайней мере, видимого. И поэтому мы взяли курс другой — все, что у нас преподается, построено под таким углом зрения. Это намного эффективнее. Конечно, проводим в начале учебного года выступления известных украинцев. А Россия сегодня – фактически фашистское государство, и это предполагает шовинистическую направленность их воспитания».
Крым и Донбасс
Вячеслав Брюховецкий отмечает, что нам надо искать более цивилизованные пути. Так, «курс истории должен быть в первую очередь справедливым, писать в угоду конъюнктуре неправильно, это вообще ужасно, что у нас при каждом изменении власти меняется курс истории». Но пока Украина получит первые результаты такого воспитания, пройдет немало времени. А сейчас мы пожинаем плоды масштабного плана Путина по захвату Украины. Пусть в глобальном плане он и провалился, по отдельным направлениям принес РФ довольно ощутимый позитив. Кстати, если на всей территории Украины российские спецслужбы пытаются на нас воздействовать через зомбоящик и Интернет (о работе организаций троллей известно давно), и если у тебя голова на плечах, ты анализируешь происходящее и умеешь отделять зерна от плевел, фейковая информация, как правило, не достигает цели. Правда, если говорить об Интернете как об инструменте воздействия на умы украинцев, то в группе риска прежде всего молодежь, которая просиживает в соцсетях круглыми сутками.
В Крыму же с приходом «зеленых человечков» атака на умы молодежи ведется абсолютно открыто. Как написала в письме в профильное министерство мама одного из школьников, «все предметы, связанные с Украиной, ликвидировали, а учебники напечатали новенькие – российские, причем по всем предметам. В учебниках по истории про Украину осталась только информация в контексте «антигосударственного антиконституционного переворота». Что произошло с украинскими учебниками, никто не знает. Говорят, что сначала их просто складировали в подвалах. Библиотеки работают, но литературу выдают выборочно. Силовики проверяют всех и вся – ищут так называемую «экстремистскую литературу». Изымали прежде всего все, где была биография Степана Бандеры, сборники стихов украинских поэтов».
Сергей ЛабазюкС Крымом понятно, а вот происходящее на востоке стране однозначно оценить нельзя. К примеру, народный депутат Сергей Лабазюк уверен, что боевые действия в Луганской и Донецкой областях никак не влияют на качество образования в Украине. «Школы будут работать по программе, утвержденной ранее, – сказал Сергей Лабазюк «Аналитической службе новостей» (АСН). – Сегодня все больше и больше детей настроены патриотично. Они активно пользуются Интернетом, соцсетями, владеют информацией и отрицательно настроены по отношению к России, четко зная, что Россия с нами воюет. Это значит, что по отношению к России у детей будет все больше агрессии, но это естественно».
Правда, утверждать, что происходящее никак не повлияет на учебу детей на территориях так называемых «ДНР» и «ЛНР», не возьмется никто. Разве что они смогут учиться по украинским программам онлайн – этот проект Минобразования уже запущен. И сейчас, уверяют в профильном министерстве, уже рассматривается вопрос, чтобы предоставить им право проходить Государственную итоговую аттестацию тоже дистанционно. «Кроме того, мы готовы на любые шаги, – говорят в МОН, – чтобы в Крыму всегда сохранялась ментальная образовательная политическая сила, на которую можно будет опереться в процессе и сразу же после реоккупации полуострова. Нельзя допустить, чтобы десятки тысяч детей находились под влиянием российской пропаганды, наоборот: эта молодежь должна формироваться как граждане Украины». А пока что крымские и донбасские школьники могут прикрепляться к школам на территории, подконтрольной Украине, без полного пакета документов.
Заслон для пророссийских структур
Проанализировав действия россиян, которые они предпринимали задолго до явного начала войны, и то, что происходит в Крыму и на востоке Украины сейчас, в Министерстве образования решили разработать свой план противодействия этому процессу. На днях он был обнародован Павлом Полянским, который подчеркнул, что «особо активная работа пророссийских организаций по унификации украинского образования с российскими программами проводилась еще в 2010–2013 годах. Это и возврат к 11-летке, которая сегодня работает только в самой России, да еще в Беларуси, и попытки изъять из курса истории важные и знаковые для украинцев темы: голодомор, российско-украинскую войну, имена деятелей украинского культурного и политического возрождения».
Так, концепция литературного образования, которую приняли на то время, напоминает Павел Брониславович, приоритетной определяла русскую литературу. Сейчас же действия россиян на этом фронте несколько видоизменились: они, по словам Павла Полянского, «состоят в идеологическом зомбировании молодежи во временно оккупированном Крыму и на неподконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей». В свою очередь, МОН вместе с группой молодых ученых-историков инициировало выпуск двухтомника «Революция Достоинства. Российская агрессия против Украины» – своеобразный учебник, один том которого предназначен для школьников, а второй – для педагогов.
Отреагировали в профильном ведомстве и на попытки некоторых пророссийских структур влиять на школьников. «Мы обратились в СБУ с просьбой присмотреться повнимательнее к деятельности общественной организации «Русская школа», которую спонсируют «Русский мир», «Русское единство» и «Единая родина», поскольку в документах этих организаций четко сформулировано их образовательное кредо по лекалам «Русского мира». Но при этом министерство никоим образом не влияет на родителей, которые хотят, чтобы их дети учились на русском языке», – говорит Павел Полянский, отмечая, что поддерживать и развивать образование в условиях внешней агрессии и войны, когда для этого нет необходимого опыта, достаточно сложно.
Патриотическое зомбирование – не для нас
Александр ДемьянчукО том, что нам, чтобы выбраться из щупалец путинского спрута, необходимо развивать патриотическое воспитание, говорят практически все эксперты, с которыми пообщалась «Аналитическая служба новостей» (АСН). «В России патриотическое воспитание построено на верности своему правителю, на принципах ортодоксального коллективизма, – отмечает руководитель Института гражданского образования Александр Демьянчук. – В Украине очень крепкие индивидуальные традиции и ценности среди населения. Поэтому украинская система патриотического воспитания должна быть построена не на любви к своим правителям, а на любви к своей Родине. Это существенное отличие между патриотическим воспитанием в Украине и России».
Владимир ВятровичВ свою очередь, директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович считает, что Украине нужно развивать патриотизм европейского образца. «Современная Россия строит свой патриотизм на империализме. Это путь в никуда, – разъясняет он АСН. – Он не позволит стране нормально развиваться и стать демократическим государством. Что касается украинского патриотизма, то нам нужно показывать, что мы являемся страной свободы, а также воспитывать гордость за свое государство».
Алексей БогдановичНа самом деле тот процесс, который сами россияне считают патриотическим воспитанием, со стороны выглядит иначе. Так, народный артист Украины, актер театра имени Ивана Франко Алексей Богданович считает, что в Российской Федерации существует не патриотическое воспитание, а патриотическое зомбирование, а это – разные вещи. «Если патриотическое воспитание основано на правдивой информации, правдивой истории – это одно, а если это зомбирование на лжи, то его нельзя назвать патриотическим воспитанием. Рано или поздно человек это осмыслит и возникнет внутренний протест. Обманывать детей ни в коем случае нельзя. Надо говорить правду, даже если она не такая сладкая, как хотелось бы», – разъясняет Алексей Богданович. По его словам, «надо закреплять законодательно, чтобы в театрах было больше украинских постановок. Нужно прививать детям вкус к хорошему искусству».
Андрей КокотюхаЧто вопросы образования нашей молодежи, особенно гуманитарного, в условиях российской агрессии приобретают чрезвычайную важность, согласен и писатель Андрей Кокотюха. Но проблема в том, отмечает Андрей, что правильного гуманитарного образования не существует априори, потому гуманитарная сфера не имеет четко определенных границ или постоянных истин и определений, как, например, сфера естественных или точных наук. «Неправильность является краеугольным камнем гуманитарного образования, – акцентирует Кокотюха АСН, – и это означает, что оно постоянно в движении, продуцирует новые смыслы. А их не будет без переосмысления и переработки, а возможно, даже утилизации старых, отживших, архаических. Зато правильность равнозначна консервативности, а гуманитарная сфера не воспринимает консервативного подхода, он ее законсервирует и убьет. Поэтому я бы говорил не о правильном гуманитарном образовании, а о контекстах, куда нужно повернуть и в которые следует погрузить именно украинскую гуманитарную сферу. Это значит, больше практики, любой, больше свободы, больше творчества».
По словам писателя, многие украинцы до сих пор воспринимают украинскую культуру как некий вид русской, а под словом «наше» понимают прежде всего русское. Хотя «наше» ментально ближе к европейскому. Поэтому, говорит Андрей, «в гуманитарной сфере нужно навести элементарный порядок и начать просветительскую работу — в хорошем смысле этого слова: заняться краеведением и популяризацией своего, что большинству людей просто неизвестно».
Еще один аспект, отмечает Кокотюха, утопический: запретить школьную программу по литературе как изжившую себя. Школьникам и студентам, по его мнению, «следует давать не списки литературы, обязательной для прочтения. Надо давать перечень авторов, работавших в тот или иной период. И из этого перечня дети должны самостоятельно выбрать того, кто им близок. Так мы выйдем не на принудительное чтение, а на чтение и знание литературы как обязательную опцию. Кто не приучен читать, того не приучишь ни кнутом, ни пряником, и такие люди есть везде, были и будут. В свою очередь, давая право выбора, мы не заставим, а поощрим. И чтение, как остальные гуманитарные сферы, получит больше новообращенных».
Наследники Золотой Орды
Алексей АрестовичЧто без патриотического образования школьников Украине двигаться некуда, уверяет и военный эксперт Алексей Арестович. Но во главу угла он ставит тот факт, что Украина должна заявить монополию на наследие Киевской Руси, в том числе и через систему образования, в которой нужно кардинально изменить его исторический сегмент. По его словам, при таком раскладе «Россия фактически превращается в наследника Золотой Орды, а это для них — катастрофа».
«Если мы перехватываем монополию на наследие Киевской Руси, на самом деле и для нас, и для россиян меняется все, — разъясняет эксперт АСН, — в том числе и отношение к Украине и к РФ развитых государств, которые очень хорошо помнят, что такое Киевская Русь». Как отметил Арестович, исходя из этого, становится понятным, каким должно быть образование в условиях российской агрессии. Очень важный момент — его патриотическое направление, но при этом «нужно понимать, что вышиванками ничего не решить — надо переписывать, исходя из исторической справедливости, учебники истории, а в обновленных учебниках должно быть четко прописано, что мы — истинные наследники Киевской Руси, а Россия — не более чем сателлит Золотой Орды. При этом мы должны понимать, что война сначала выигрывается в головах, а потом в экономике и на поле боя…».
Поэтому, чтобы выиграть войну за будущее, у граждан Украины необходимо сформировать правильное мышление. «И именно образование позволяет формировать это правильное мышление, — говорит эксперт. — Но нужно определить, какая система образования нам нужна. На кого или что мы ориентируемся? Какую экономику строим? А пока всего этого нет, тот хаотичный набор знаний, который получают школьники сегодня, решать глобальные задачи, которые стоят перед страной, не позволит».
В общем, как видим, эксперты отмечают, что в школах а) нам без патриотического воспитания не обойтись, б) украинский патриотизм должен развиваться по европейскому образцу, опираясь на индивидуальные традиции, и в) Украине нужна честная история, где будут правильно расставлены акценты касательно Киевской Руси, с которой все-таки как страна начиналась Украина, а не Московия с ее имперскими претензиями на мировое господство. Так что министерским чиновникам от образования, которые уже сказали «а», придется не только говорить «б», но и делать реальные шаги, чтобы получить позитивный результат, если озвученные ими реформы – настоящие, а не декларативные. В противном случае о монополии на наследие Киевской Руси нам останется только мечтать.