Почти год назад весь левый берег Киева был увешан яркой зазывающей рекламой, сообщающей о грядущем открытии рынка нового формата в районе Троещина. Многообещающее промо об огромном ассортименте товара и низких ценах не могло не подкупать и интриговать.
А когда открылся сам Базар, то для всех стало огромным удивлением преображение старого недостроенного автосалона Skoda в новое торговое мега-пространство. Оформление рынка именно так, как сделали на «Новом Базаре», – редкость даже для столицы. С современными торговыми рядами, яркими баннерами, множеством отделов и главное – все чрезвычайно аккуратно и чисто, везде охрана, продавцы вежливы, снуют уборщики и менеджеры, играет музыка.
В одном углу большого помещения можно попить кофе, в другом – попробовать барбекю, а между ними – огромный выбор еды: от венгерских и итальянских сладостей без сахара до копченого мяса с западной Украины. И вот, не просуществовав даже года, красивый бизнес-проект... рухнул. Торговые точки пусты, центральный вход закрыт. Работают лишь аптека, пекарня без отдела продажи и алкогольный отдел.
На первый взгляд не понятно, что тут могло пойти не так и оттолкнуть покупателей? На самом же деле, опасных факторов было несколько с самого начала, ни один из них менеджеры или не пытались, или не смогли вовремя заметить и устранить.
Высокие цены
Никто и никогда не пойдет в магазин за покупками, потому что там просто красиво. Люди всегда отдадут предпочтение магазину с приемлемыми ценами перед магазином, в котором цены выше, будь он даже отделан мрамором и золотом.
Несомненно, фактор красивого оформления, чистоты играл свою роль – хорошее настроение покупателя всегда стимулирует его купить больше. Правда, это настроение очень быстро улетучивалось после того, как покупатель, сравнив чеки с «Нового Базара» и любого другого магазина, расположенного в окрестностях, испытывал разочарование – на рынке продукты, особенно овощи и фрукты, стоили дороже.
Дай мне то, что я хочу
Так что первая эйфория покупателей быстро угасла, число их значительно уменьшилось. Такую же огромную роль в провале рынка сыграла неправильная логистика, когда покупатель на нем не находил всего, что ему было нужно, и вынужден был после рынка заезжать еще и в другой магазин, например, за бытовыми товарами и едой для животных.
Эта причина, совместно с первой, мгновенно перевесила все прелести нового рынка. Ведь единственное, что могло заставить покупателя заехать в два магазина вместо одного – например, очень выгодная цена на овощи, рыбу, мясо и фрукты на базаре. А этого тут не наблюдалось изначально.
В итоге единственное, чем это место оказалось хорошим – тут иногда можно было успеть купить курятину по хорошей цене. Правда, ее завозили какими-то мелкими партиями, и в итоге получалось чаще не купить, чем купить.
Также тут выпекался прекрасный, хотя и катастрофически дорогой хлеб ручной работы – до 50-70 грн за большую буханку.
Прошло больше полгода работы рынка, а на нем все еще отсутствовала линейка важных товаров, без которых не обходится ни одна семья и которую надо пополнять практически ежедневно: бытовые товары, товары для животных, аптека, обменник.
Более того, начал происходить регресс и с уже представленной линейкой – уменьшился рыбный отдел, стал наполовину меньше мясной, периодически на огромном рынке нельзя было вообще купить … обычных яиц. После обеда можно было и не пытаться купить хорошее мясо, молочка застаивалась.
Почему яйца – это важно
Лично для меня, хотя сама идея рынка мне нравилась и я была готова даже закрыть глаза на его высокие цены, переломный момент настал тогда, когда пару раз, за почти час до закрытия рынка в 21:00, я не смогла купить там уже ничего, так как все торговые точки, кроме алкоголя, уже не работали! Несколько дней подряд, поцеловав витрины с молоком и яйцами, я не вернулась сюда уже больше никогда, наверное, как и большинство работающего, а значит – имеющего деньги покупателя.
Торговцы просто не желали торчать до вечера в ожидании все более редких покупателей и уходили по домам уже с 18 часов. Но такой номер в Киеве – не проходит, город живет почти круглосуточно, его ночные потребности огромны, а покупатели с деньгами требовательны и не прощают маркетинговых ошибок.
Я спросила у продавца яиц – почему ее не было на прошлой неделе? Женщина ответила, что стоимость аренды торговой точки настолько велика, что хозяин решил просто перенести ее в другой магазин и что они работают тут последнюю неделю.
При всем уважении – на весь рынок, это одно единственное место по продаже яиц – основного продукта диетического питания!? Куда смотрели менеджеры? Как могли допустить такие дыры и просчеты? Да конец-концом – снизьте для них аренду или продавайте эти яйца сами, но они должны быть!
Если вы не понимаете таких элементарных вещей – занимайтесь чем-то другим. Хозяева рынка должны были гарантировать возможность как минимум одной круглосуточной продуктовой торговой точки с качественным и свежим товаром. Роковая ошибка.
Еще через несколько месяцев, очевидно, спохватившись и доработав бизнес-идею, менеджеры запустили на рынок и хозтовары, и аптеку, и зоотдел, но было поздно.
Обойдите эти грабли
Не зря говорят: время – деньги. И с «Новым Базаром» слово «время» употребляется не в значении приумножения капитала, а - его утраты. Хозяева реагировали слишком вяло и неумело, игнорировали потребности основной группы покупателей, а может, даже и не знали их. Попытки спасти ситуацию – разнообразные викторины, розыгрыши, акции, скидки и открытие отдела дешевых социальных товаров ничего не принесли.
Они рассчитаны на экономящую категорию населения, которая:
а) не является основным источником прибыли,
б) из-за дорогих продуктов питания на рынке его просто не посещала.
Замкнутый круг. Количество торговых точек начало уменьшаться с катастрофической скоростью. Сначала исчез рыбный отдел, потом сократился до нескольких точек – мясной, закрылась половина овощного и фруктового отдела, а в оставшейся выбор был мал, да и все - на порядок дороже, нежели в других магазинах в этом районе. К тому же хозяева, по непонятной причине, не учли наличия оптового рынка овощей и фруктов, расположенного буквально – за углом.
Жадность фраера сгубила
Как можно было спустить в унитаз такой красивый проект – непонятно, тут нужен особый дар и, возможно, критическая жадность. Ведь покупатели, в принципе, были.
Через дорогу с Базаром – огромный жилой район, под боком киностудия Film.ua, налоговая, огромный ресторан грузинской кухни, несколько остановок общественного транспорта, отделение «Новой почты», в целом людской трафик приличный. Но желание молниеносно отбить вложенное, заработать, как собственника помещения, так и арендаторов, открывших в нем Базар, привело в итоге бизнес к краху.
Начиная его, надо было учитывать и кризис в стране, и поведенческие факторы людей. Если бизнесмены не хотят этого делать, то дальше парковочного бизнеса не стоит и пытаться. Рынок обмануть невозможно - тут хозяин покупатель.