Независимость Украине далась непросто — за нее пришлось бороться столетиями. Но выборов ее де-юре, когда Украину как самостоятельное государство признало мировое сообщество, наша страна все еще продолжает жить в протестной борьбе. За 24 года независимости Украина повидала множество акций протеста: одни выводили ее на новый виток развития, другие — отбрасывали в прошлое.
Революция на граните (2—17 октября 1990 года)
В начале октября 1990 года украинские студенты (практически все вузы Киева, а также Львов и Днепропетровск) разбили палатки на Майдане Независимости (тогда это была площадь Октябрьской революции), объявив эту территорию «зоной, свободной от коммунизма». Среди них были Оксана Забужко, Святослав Вакарчук, а также Олег Тягнибок и Юрий Луценко, в последующие годы принимающие активное участие в общественно-политической жизни Украины.
Студенты, недовольные ущемлением прав и свобод украинцев, а также вероятностью обновления СССР (если бы был подписан новый Союзный договор), потребовали от правительства отставки главы ВР УРСР Леонида Кравчука и главы Совмина Виталия Масола, национализации имущества Компартии Украины, права для украинских солдат служить на Родине и переизбрания Верховной Рады на многопартийной основе.
Итог. Под давлением студентов правительство было вынуждено выполнить ряд требований, в том числе отправить в отставку Виталия Масола. Революцию на граните считают не имеющей аналогов в Европе, так как она была организована исключительно силами студенчества.
Шахтерские забастовки (1991—1993, 1996, 1998 годы)
Эпицентром масштабных акций протеста независимой Украины стал Донбасс. В 1991 году о себе громко заявили шахтеры. Они протестовали против недостаточного обеспечения техники безопасности на шахтах (участилась смертность горняков), низких зарплат и отсутствия социального обеспечения. Ситуация усугубилась в 1993 году: цены на продукты резко выросли, но правительств и не думало индексировать шахтерские зарплаты. Более того, появились 8—10-месячные задержки с ее выплатой.
Стук шахтерских касок был слышен не только в Донецке и Луганске, но и в Киеве. Шахтеры пошли на столицу. Акции протеста ширились, а вместе с ними росли и требования митингующих, вернее, они политизировались. В частности, горняки ратовали за отставку Верховной Рады, референдум о доверии президенту Леониду Кравчуку, региональную самостоятельность.
К концу 1998 года шахтерские забастовки сошли на нет. Одна из причин — власть начала сеять страх. В Луганске 24 августа в День Независимости состоялся разгон протестующих, с применением дубинок и слезоточивого газа (тогда силовики впервые применили силу).
Итог. Политики умело заговорили требования митингующих. Конечно, задолженности по зарплате кое-как выплатили, но должной индексации горняки так и не дождались. Вопрос референдума и региональной независимости повис в воздухе. Люди в касках возвращались домой, не солоно хлебавши. Но один человек точно остался в выигрыше. Лавры победителя СМИ присвоили Ефиму Звягильскому. Пока народ митинговал, Звягильский успел поменять кресло директора шахты имени Засядько на кресло мэра Донецка, а потом и первого вице-премьера Украины.
Акция «Украина без Кучмы» (15 декабря 2000-го — 9 марта 2001 года)
В учебники по истории эта акция войдет как первый масштабный политический протест с установкой палаточного городка в центре Киева. Инициаторами выступили несколько общественных активистов (к слову, тогда впервые заявил о себе нынешний глава парламентской фракции БПП Юрий Луценко), затем присоединились и политические партии. Причина — кассетный скандал. Были обнародован разговор, записанный на пленках майора Мельниченко, свидетельствующий о причастности действующего президента Леонида Кучмы к исчезновению и убийству оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе.
Несколько тысяч митингующих изначально требовали отставки Кучмы, министра внутренних дел Юрия Кравченко, главы СБУ Леонида Деркача и генпрокурора Михаила Потебенько. Но с каждым днем список требований рос. Акции протеста обещали прекратить, если вслед за отставками произойдет урезание президентских полномочий, и Украина станет парламентской республикой.
9 марта 2001 года протестные акции — после задержания нескольких сот протестующих — фактически захлебнулись.
Итог. Леонид Кучма сохранил президентский кабинет. В отставку отправлены только Кравченко и Деркач. 19 протестующих были осуждены за «организацию массовых беспорядков» на срок от 2 до 4,5 лет.
Оранжевая революция (22 ноября — 26 декабря 2004 года)
Многотысячные акции протеста Украина видела, а вот многомиллионные и с такой широкой географией, как Оранжевая революция — впервые. В ноябре 2004 года люди вышли на улицы и площади городов в знак протеста против фальсификации итогов президентских выборов в пользу Виктора Януковича. Митинговали многие, независимо от социального статуса и материального положения: студенты, банкиры, предприниматели, бюджетники, пенсионеры.
Протестующие с оранжевыми шарфиками и флагами «Нашей Украины» Виктора Ющенко требовали повторного второго тура выборов. Несколько раз появлялась реальная угроза разгона Майдана. Но власти устояли перед соблазном силового метода.
Итог. Под давлением народа Украины и мировой общественности состоялся третий тур выборов. Победил Виктор Ющенко. Проведена конституционная реформа, направленная на уменьшение прав главы государства. Но уже через год демократическую команду рассорили кадровые вопросы, и в итоге страна получила кризис власти.
АнтиНАТОвский майдан (2008 год)
В 2008 году юго-востоком страны прокатились антинатовские митинги. В Харькове, Днепропетровске, Донецке, Луганске, Одессе, Запорожье, Севастополе и частично в Киеве приверженцы Партии регионов протестовали против вступления Украины в НАТО.
Искрой для митингов стало «письмо трех» в адрес Генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера. Президент Виктор Ющенко, премьер Юлия Тимошенко и спикер Арсений Яценюк обратились к Генсеку с просьбой после саммита Украина — НАТО в Бухаресте (апрель 2008 года) начать процедуру, результатом которой могло стать вступление в Альянс.
Итог. Результата эти акции протеста не дали. Президент Виктор Ющенко уверенно вел страну в Североатлантический Альянс. Кардинальным образом ситуация изменилась в 2010 году, когда отношения Украина — НАТО «заморозил» президент Виктор Янукович. А уже в 2014 году Верховная Рада проголосовала за отмену внеблокового статуса Украины. Но сейчас двери НАТО для нас закрыты.
Акции «Юле — волю» (2011 год)
Арест, суды и все новые обвинения в адрес экс-премьера Юлии Тимошенко спровоцировали всеукраинские акции протеста. Наиболее массовыми они были в Киеве — под Печерским райсудом. Митингующие, которых умело организовывали партийные соратники Юлии Владимировны, настойчиво требовали прекратить политические преследования Тимошенко.
Итог. Печерский районный суд столицы признал Юлию Тимошенко виновной в превышении полномочий при подписании газовых контрактов с Россией и приговорил к семи годам лишения свободы. Акции пошли на спад, а ближе к 2012 году и вовсе сошли на нет.
Языковой майдан (2012 год)
В этот раз людей на майданы вывела «мова». 3 июля Верховная Рада Украины приняла скандальный закон об основах государственной языковой политики авторства Сергея Кивалова и Вадима Колесниченко. Документ предусматривал возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%. Оппозиционеры заговорили об угрозе ущемления украинского языка. На Европейской площади в Киеве под Украинским домом началась акция протеста с требованием отменить языковой закон, некоторые активисты объявили голодовку.
Итог. Президент Виктор Янукович подписал закон — и он вступил в силу. Отменить его удалось только после Революции достоинства.
Протесты во Врадиевке (30 июня — 15 августа 2013 года)
Первый и самый громкий протест против милицейского и прокурорского беспредела в стране. Жители поселка Врадиевка (Николаевская область) восстали против действий местной милиции и прокуратуры, которые покрывали двух своих сотрудников от ответственности за совершение зверского преступления. Парни изнасиловали, а потом пытались убить (подожгли) землячку Ирину Крашкову. Девушка выжила.
Итог. Общественность добилась увольнения руководства местной милиции. Преступники были осуждены. Но с реформой милиции и прокуратуры власть не спешила.
Евромайдан и Революция достоинства (21 ноября 2013-го — 2014 год)
Приостановка правительством Николая Азарова подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации Украины с ЕС вывела на Европейскую площадь несколько сот проевропейски настроенных граждан. Первыми на улицы столицы тогда вышли студенты. Требование — подписание на Вильнюсском саммите Соглашение об ассоциации. Но Янукович подписывать документ отказался.
Ряды протестующих ширились. Акция переместилась на Майдан Независимости. В ночь на 30 ноября протестное движение могло угаснуть, но по спинам протестующих студентов прошлись дубинки «Беркута». Появилась первая кровь. И первые политические требования, главное среди которых — перевыборы президента и европейский выбор дальнейшего развития страны.
Итог. Расстрелы митингующих, погибшие — Небесная сотня. Президент Виктор Янукович сбежал. Досрочные выборы выиграл в первом туре Петр Порошенко. А страна — благодаря тому, что Путин ловко воспользовался моментом безвластия, — была втянута в войну с Россией, которая продолжается до сих пор. Но которую упорно называют Антитеррористический операцией.
Протесты на юго-востоке страны (2014 год)
В Украине начинается так называемая «Русская весна». В Крыму появляются «вежливые зеленые человечки», пророссийские крымчане — под чутким руководством Кремля, что поначалу не афишировалось, организовывают митинги за присоединение к РФ. После мартовского «референдума» полуостров таки отрывают под опеку «двуглавого орла».
Лихорадить начинает Донецкую и Луганскую области. Пророссийские активисты проводят многочисленные митинги с призывом отделения регионов и создания своих народных республик с перспективой присоединения к России.
Итог. Создаются «Донецкая народная республика» и «Луганская народная республика». На Донбассе начинаются военные действия. Тысячи погибших, сотни раненных, более миллиона вынужденных переселенцев. Колоссальные экономические потери. Страна де-факто очутилась в состоянии кровопролитной войны.
Кредитный Майдан (февраль — август 2015 года)
Полгода перед Национальным банком проходила бессрочная акция с требованием реструктуризации валютных кредитов. С такими же требованиями «кредитный Майдан» неоднократно приходил и под Верховную Раду.
Итог. Закон о реструктуризации валютных кредитов принят (документ позволяет возвращать валютные кредиты по курсу на момент получения кредитов), но не вступил в силу. И вряд ли вступит. Депутаты — после громкого пиара на этой теме Радикальной партии и «Батькивщины» — намерены отменить эту законодательную инициативу. Взаимоотношения в коалиции усугубились.
В Украине есть народ
Если в 1991 году, когда родилась независимость Украины, мы получили ее де-юре, то сейчас, несмотря на аннексированный Крым и полузахваченный Россией Донбасс, Украина имеет независимость и де-факто. Что, согласитесь, дорогого стоит. И что бы ни говорили приверженцы позиции, что «проект «Независимая Украина» изжил себя», главными ступеньками к нашей реальной независимости стали именно майданы. Прежде всего, студенческая Революция на граните, когда ребята реально рисковали оказаться в тюремных застенках, но не побоялись громко высказать свою позицию, Оранжевая революция, показавшая, что реальная власть в стране — ее народ, что, кстати, не противоречит Конституции, и Евромайдан, переросший в Революцию достоинства и продемонстрировавший, что этот народ, очень инертный по своему характеру, таки пробудился и сделал свой выбор — и отныне игнорировать его позицию у власти просто не получится.
Но что мы имеем сейчас — в 24-ый день рождения Независимости? Пока что нагло отжатый россиянами Крым, живущий в состоянии войны Донбасс, крайне нестабильную и очень сдавшую позиции гривню, зависшую над бездной экономику и процветающую коррупцию, которая — благодаря менталитету — пустила настолько глубокие корни, что с наскока с ней не справиться, потому что родственники всегда будут оставаться родственниками, а друзья-кумовья — друзьями-кумовьями. Но! Благодаря этим майданам, логичным продолжением и одновременно итогом которых стала Революция достоинства, мы имеем и пробудившееся от долгой спячки самосознание украинцев как нации.
Примечательно, что сразу после 24-й годовщины независимости Украины начинается очень важная предвыборная кампания в стране. Люди имеют возможность почти полностью перезагрузить власть на местах. Осталась самая малость — с умом воспользоваться своим правом, закрывая период революций и в то же время открывая период реформ. Тогда уже в следующем году мы сможем сказать, что наши майданы были не зря.