В Киеве только за последнюю неделю с подачи полицейских эвакуированы почти четыре десятка автомобилей, прежде всего, припаркованных с нарушением Правил дорожного движения. Они получили такое право после того, как Верховная Рада приняла Закон № 596-VIII «О совершенствовании регулирования отношений в сфере безопасности дорожного движения», предусматривающий расширение полномочий новой патрульной полиции, который глава государства, не мудрствуя лукаво, подписал 6 августа. И хотя ключевая новация этого документа – «зеленый свет» для автофиксации нарушений Правил дорожного движения, не менее значим и возврат на наши дороги эвакуаторов.
Как утверждают в полиции, пока что патрульные вызывают эвакуаторы, кроме случаев с явным игнорированием правил парковки, только к злостным нарушителям ПДД (при подозрении на угон автомобиля или если водитель позволяет себе садиться за руль в пьяном виде) либо при серьезной аварии, когда машину иначе с места происшествия не увезти. Но, что очень показательно, автомобиль с пешеходного перехода на Контрактовой площади в столице увезли на эвакуаторе еще в конце прошлого месяца, то бишь, до вступления в силу этого закона. Конечно, можно говорить о том, что оставлять машину на переходе ай-йя-яй как плохо, но где, скажите на милость, вообще можно остановиться на Подоле, если вдруг появится в этом крайняя нужда?!
Новый старый знакомый
Меня как водителя больше всего достает «аргумент» чиновников, ратующих за возврат практики эвакуаторов и использования различных устройств, блокирующих колеса автомобиля, мол, за рубежом это – распространенная практика. И почему-то при этом никто не говорит, что за рубежом: а) качество дорог на несколько порядков выше, чем у нас; б) организовано парковочное пространство – и тамошним водителям не приходится бросать машину где попало, ведь там возле каждого офиса предусмотрена возможность оставить свой автомобиль. Посему расследование, связанное с парковками и организацией парковочного пространства в городе, а не простой поиск властями путей сшибания дополнительных денег в бюджет, – одна из следующих тем, которые будут обнародованы в нашем издании.
Тема возврата в первую очередь на киевские дороги эвакуаторов для меня всегда ассоциируется с дичайшим случаем, который произошел в столице в 2008 году где-то в районе книжного рынка «Петровка»: тогда сотрудники службы эвакуации якобы неправильно припаркованных автомобилей умудрились увезти иномарку со спящим внутри полугодовалым ребенком. О том, какой стресс пережила мать, оставившая машину на каких-то 10–20 минут, не говорю (даже в случае острой необходимости что-либо приобрести оставлять дитя без присмотра в наших реалиях крайне рискованно, так что женщина наказана вполне резонно).
Речь о другом: сколько еще тогда не искала информацию о том, что лихие молодцы, «не заметившие» в салоне дитя, перед женщиной-водителем хотя бы извинились, так ее и не нашла. Поэтому вопрос «А где гарантия, что эта история – в тех или иных вариациях – не повторится сейчас?» остается крайне актуальным. Кстати, в России, где практика эвакуаторов используется властями просто на «ура!», случаев, когда забирают машины с маленькими детьми внутри – вагон и маленькая тележка: и в Питере, и в Москве, и в другой Тмутаракани. И, что выглядит особенно цинично, там еще потом умудряются подавать в суд на женщину-водителя – за то, что подвергла ребенка опасности, даже если она на 5 минут заскочила в ближайшую аптеку за лекарствами для того же малыша.
Посему главный вопрос, который волнует автомобилистов: чем это для них обернется – реальной помощью на дорогах, когда, прошу прощенья за тавтологию, при помощи эвакуаторов будут учить жить по общепринятым правилам всех, кто их нарушает? Причем учить будут в том числе и тех, кто до сих пор умеет решать вопросы при помощи одного телефонного звонка. Или же очередным налогом на кошелек, как было в Киеве, когда мэром был Леонид Черновецкий? Ни для кого не секрет, что эвакуаторщики тогда просто сшибали деньги, действуя по очень простой схеме. Они погружали машину на эвакуатор, отъезжали на пару десятков метров от места, где она была припаркована изначально, и ожидали там не просто прихода водителя, а его жгучего желания «договориться с ними полюбовно».
За что?
Интересен вопрос, за что же теперь – после внесения изменений в Кодекс административных правонарушений Украины – вам могут навязать услуги, которых вы не заказывали. Среди причин – в первую очередь использование автомобиля с неисправностями тормозной системы или рулевого управления, а также езда ночью без света. А также управление неисправным или незаконно переоборудованным транспортным средством, которое используется для перевозки пассажиров.
Но лично мне, хоть, кажется, и не блондинка, не совсем понятно, каким образом наши копы эдак на глаз будут эти самые неисправности и незаконные переоборудования определять… Эвакуатор грозит и в случае, если вам вздумается оставить свой автомобиль на полосе, предназначенной для движения общественного транспорта, а также за нарушение правил остановки или стоянки, что создает препятствия дорожному движению, а то и угрозу его безопасности. Или, к примеру, покататься без водительского удостоверения, причем нежелание по каким-либо причинам его предъявлять тоже расценивается как его отсутствие. Езда подшофе – тоже достаточная причина для того, чтобы ваша машина оказалась на штрафплощадке. Как и, кстати, незаконная перевозка иностранцев и лиц без гражданства (а вдруг террористы, что сегодня крайне актуально?!) по территории Украины.
Но водители должны помнить, что в одной из статей закона сказано, что эвакуировать автонарушителя можно лишь тогда, когда его размещение «существенно мешает дорожному движению», иначе машина «не может быть доставлена для хранения на специальную площадку». Хотя определять, когда автомобиль мешает существенно, а когда – не существенно, скорее всего, будут сами полицейские, потому как закон об этом ничего не говорит.
Без коммерческой основы
Кстати, попыток протянуть через парламент разрешение на использование эвакуаторов было как минимум две: первая – удачная – это уже вступивший в действие закон № 596-VІІІ, которым благословили возврат эвакуаторов, вторая – законопроект № 2228 – о новых правилах парковки и остановки/стоянки автомобилей, который еще находится на рассмотрении Верховной Рады. Лоббисты этого законопроекта – в первую очередь структуры, занимающиеся сбором денег за парковку. Судя по всему, осенью они снова поднимут вопрос о скорейшем рассмотрении этого законопроекта, поскольку этим документом в том числе хотят узаконить нехилые суммы за пребывание машины на штрафплощадке. Посему понятно, что тема возврата эвакуаторов не могла не всколыхнуть общественность – и социальные сети буквально взорвались волной возмущения и различных точек зрения.
Особенно по нраву их энное пришествие сотрудникам коммунального предприятия «Киевпастранс», которые говорят, что до сих пор приходилось по несколько раз на дню убирать машины с трамвайных рельсов. Что эвакуаторы нужны (мол, как еще образумить нерадивых водителей?!), уверяют и некоторые эксперты. Схему работы эвакуаторов они видят примерно такой: мол, если автомобиль мешает дорожному движению, коп вызывает эвакуатор – и досадную «помеху» увозят. А чтобы вернуть, кстати, свою собственность, водителю придется: а) заплатить штраф за нарушение правил парковки (нарушение водителем правил стоянки влечет за собой штраф от 255 до 340 гривен, если же нарушение правил стоянки создает преграду дорожному движению или угрозу безопасности движения, то штраф составит уже 680 гривен, а в случае, когда из-за неправильно припаркованного автомобиля произойдет авария, водителю грозит штраф от 680 до 850 гривен или лишение водительских прав на срок от 6 месяцев до 1 года), б) заплатить за услуги собственно эвакуатора, которых он не заказывал.
По этому поводу разгорелась дискуссия в соцсетях. К примеру, один из инициаторов создания Автомайдана, депутат Киевсовета, сын экс-министра обороны Анатолия Гриценко Алексей Гриценко на страничке в Фейсбуке высказался кратко, но емко: «Предлагаю оспорить вопрос взимания платы за услуги, которые не заказывались. Хотя в целом эвакуация нужна, но без снова коммерческой схемы, которая работала во времена Черновецкого».
И цена вопроса
А теперь, как говорится, изюминка, то бишь цена вопроса. Чтобы забрать автомобиль со штрафплощадки, водитель должен будет заплатить штраф. Его размеры определены законодательством. Но денежный вопрос в этом деле имеет еще как минимум две составляющие: во-первых, стоимость той «услуги, которую не заказывали», то бишь собственно перевозки автомобиля на эвакуаторе. Сейчас тарифы на услуги эвакуатора по городу зависят от класса авто: легковые автомобили транспортируют за 170 гривен, джипы и микроавтобусы — за 200 гривен. Но! Наше родное правительство, видимо, в поисках дополнительных поступлений в бюджет, и тут подсуетилось – и отредактировало предусмотренный в своем же постановлении № 1102 порядок проведения эвакуации, оговорив там суммы за транспортировку и хранение машины на штрафплощадке.
Итак, правительство Яценюка считает, что «услуги» эвакуатора, если масса вашего автомобиля не превышает двух тонн, должны стоить не меньше 600 гривен. Если ваша машина весит от двух до трех тонн включительно, это уже 700 гривен. Эвакуация более тяжелых автомобилей будет обходиться в 850 гривен. Ну и накиньте сюда положенные проценты налога на добавленную стоимость… Имеют ли право эти суммы считаться экономически обоснованными и какие такие экономические параметры в них заложены, никто и никому не объяснял. Посему водители уже отнесли их к правительственным «хотелкам».
Вторая составляющая – стоимость пребывания проштрафившегося автомобиля на специальной площадке. В том же правительственном постановлении обнародованы такие цифры: сутки хранения в течение первой недели (т.е. семь дней включительно) – по 120 гривен, начиная со второй недели, сутки будут обходиться в 20 гривен.
Кстати, вопрос цены – давний камень преткновения в решении этой проблемы, потому как является ее главной коррупционной составляющей. Один из экс-руководителей департамента ГАИ Украины откровенно считал использование штрафплощадок и эвакуаторов кладью коррупции и взяточничества, оговаривая, что в крайнем случае их использования суточная плата за содержание транспортных средств на штрафплощадке не должна превышать 20 гривен. И начиная не с восьмого дня, а уже с первого! Но нам – в виде узаконенной схемы – фактически навязывают коммерциализацию этого процесса. Посему понятно, что если водителю-нарушителю хотя бы раз придется забирать машину со штрафплощадки, он и врагу своему закажет оставлять автомобиль поперек дороги или на трамвайных путях.
А юристы – за справедливость
Вадим Володарский«Что касается эвакуаторов, – разъясняет «Аналитической службе новостей» (АСН) адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на автомобильной тематике, – во-первых, их хотят применять не только в случае нарушения правил парковки, но и в случае неисправностей, что нелогично: как устранить неисправность, когда машину забрали? Не говоря о том, что диагностировать неисправность неспециалист не может, да и полномочий таких на данный момент у милиции/полиции нет. Во-вторых, в части парковки их хотят применять не только тогда, когда парковка мешает проезду. То есть будет фантастический произвол.
Наконец, изъятие имущества из владения лица без решения суда, по сути, противоречит статье 41 Конституции. Думаю, все эти новации станут поводом для многочисленных судебных исков. Конфликты могут быть в критерии «мешает – не мешает». А что говорит статья 41? Что нарушение права собственности возможно только по решению суда. Ко всему, у нас проблема парковок не только не решена, но и создается искусственно. Нужно начинать с того, чтобы дать возможность людям нормально парковаться. А если вспомнить, как работали эвакуаторы при Черновецком, то из-за их использования заторов будет еще больше».
В части фотофиксации (это – главное новшество, которому депутаты дали старт этим законом), по словам адвоката, «можно будет ссылаться на конституционные нормы, истолкованные Конституционным Судом, и суды не будут иметь другого выхода, кроме отмены постановлений, которые составлены на владельца, а не на непосредственного нарушителя».
Виталий Воронин«Использование эвакуаторов – один из многих спорных вопросов в среде власти и автомобилистов, – поделился с «Аналитической службой новостей» (АСН) директор проектов Фонда содействия безопасности дорожного движения Виталий Воронин. – Выскажу свое мнение как общественник по БДД и как водитель. Считаю, что эвакуация нужна, но при условии реальной помехи автомобиля для дорожного движения и с целью снижения опасности для других участников дорожного движения. При этом стоимость эвакуации должна быть не коммерческой и выше, а государственной и экономически обоснованной». Штрафплощадки, считает Виталий Воронин, могут быть либо государственными, либо коммерческими, но пребывание на них эвакуированных автомобилей-нарушителей не должно превышать стоимость обычной парковки, а не 200 гривен в сутки, как это планируется у нас.
«Что касается блокировки колес, – говорит директор проектов Фонда содействия БДД, – то я категорически против. Кроме, возможно, случаев, когда однозначно установлено, что автомобиль в розыске, с высокой вероятностью участвовал в ДТП и мог скрыться, принимал участие в преступлении и в других серьезных случаях». Стране, по словам Воронина, нужны «эффективные законы и процедуры их работы с обязательным условием неотвратимости наказания для всех участников дорожного движения». Эксперт, занимающийся решением проблемы безопасности на дорогах, отмечает, что «управлять автомобилем стало невыносимо, нарушения ПДД зашкаливают, аварийность, а также травматизм и смертность от ДТП не падают. Эффективных государственных программ по БДД нет, а то, что я видел в разработке, такими назвать не могу. Существующее законодательство, направленное на БДД, эффективно не выполняется. Таким образом, без серьезных изменений законодательства, подзаконных актов и процедур, просто так вводить эвакуаторы и блокираторы нельзя».
Но самое главное, на что ни чиновники, лоббирующие принятие подобных законов, ни народные избранники, которым чаще всего закон не писан, не обратили внимания, – Вадим Володарский отмечает: нужно учитывать, что «нарушения правил парковки – следствие необоснованных запретов и проблем с паркоместами, часто созданных искусственно». Ну что тут скажешь, когда следствие и причина меняются местами не случайно, а вполне преднамеренно? Как метко намедни написал в своей ленте один из друзей в Фейсбук-сообществе: «Все, кто соблюдает правила дорожного движения, угрожают экономической стабильности государства». Внимательно анализируя в том числе этот законопроект и правительственное постановление, в котором закреплен механизм решения вопроса с эвакуаторами, «приправленный» экономической подоплекой, понимаешь: а ведь он прав. К сожалению…