Тема парковок в первую очередь для столичных автолюбителей всегда остра. Тем более, что мэр Киева Виталий Кличко еще в конце прошлого года заявил, что в 2015-м киевлян ожидают новые правила парковки. И хотя прошло более чем полгода, водители об этой новой системе пока не слышали.
В то же время в парламенте находится законопроект №2228, которым в том числе планируется внести изменения в правила парковки, в частности, вернуть на киевские улицы блокираторы и эвакуаторы. О том, что на самом деле происходит в сфере парковок, «Аналитической службе новостей» (АСН) рассказал директор коммунального предприятия «Киевтранспарксервис» Владимир Першин.
– Дело в том, что в Киевсовете есть группа депутатов, которые весь накопившийся негатив, кстати, по вполне объективным причинам, хотят представить как управленческую проблему, – поведал Владимир. – Но на самом деле проблемы предприятия лежат в законодательной плоскости. Именно законопроект №2228, который сейчас находится в парламенте, предусматривает законодательное обоснование использования блокираторов и эвакуаторов. Международные эксперты, которые консультируют нас в этом вопросе, говорят, что пока человек не будет нести реальную ответственность за нарушение, решить проблему с платежной дисциплиной у нас не получится.
– Владимир, «Киевтранспарксервис» – монополист в своей сфере, и у общества много вопросов, связанных с доходами, которые предприятие показывает, и реальными. Многие считают, что реальные отличаются от декларируемых. Что поменялось с вашим приходом на эту должность?
– Я приступил к обязанностям в канун Нового 2015 года. В первую очередь необходимо было решить кадровые вопросы. Я считаю, что без смены ключевых руководителей предприятия добиться изменений невозможно. Поэтому в течение нескольких недель мы оптимизировали штат, провели необходимые сокращения, попытались минимизировать основные статьи расходов и приступили к изучению хозяйственной деятельности.
Чтобы было проще, проблемы предприятия сгруппировали по двум типам: связанные с дневной парковкой и с ночными автостоянками. Как раз первая группа проблем лежит в плоскости слабого законодательного регулирования – там нет действенного механизма привлечения водителя к ответственности за неуплату парковки. Пока что единственным мотивирующим фактором и в то же время наиболее весомым аргументом для водителя, чтобы оплатить парковку машины, является парковщик, вернее его присутствие на парковочной площадке. Вот тут у киевлян и возникают вопросы относительно прозрачности и полноты учета средств, поступающих в бюджет города Киева.
Действующая нормативная база предусматривает обязанность водителя оплатить парковку через паркомат либо услуги мобильной парковки. Однако проведенный в конце 2014 года эксперимент, когда парковщиков заменили на инспекторов, показал, что отсутствие законно установленной ответственности за нарушение правил парковки сводят поступления в бюджет от парковочного сбора к нулю. Поэтому и мы, и руководство города считаем, что до тех пор, пока не будут внесены соответствующие изменения в законодательство, парковщики вынуждены будут оставаться на улицах города.
Дело в том, что при всей несовершенности системы годовой доход в размере более 25 миллионов гривен обеспечить без помощи парковщиков невозможно. Этим положением вещей пользуются оппозиционные депутаты Киевсовета и всячески пытаются дискредитировать руководство предприятия в частности и города в целом. С одной стороны, мы имеем несовершенную законодательную базу, а с другой – четкую потребность города в наполнении бюджета. Убрать парковщиков с улицы можно за один день, но обеспечить поступления в бюджет как минимум на том же уровне без них невозможно.
Все перечисленные проблемы вызывают вопросы и у депутатов Киевсовета, и у киевлян. Но мы надеемся, что в ближайшее время законопроект №2228, который поможет с ними справиться, в конце концов будет принят. Ведь речь – не только о Киеве, но и о других больших городах Украины, в которых вопрос парковки стоит не менее остро.
Из-за временного отсутствия законодательной базы мы решили повысить степень контроля и за приемом платежей, и за работой парковщиков. Создали специальный отдел контроля качества, ввели регулярную ротацию парковщиков, изменили дизайн парковочного талона (теперь парковочный талон без чека недействителен), ввели обязательный мониторинг парковочных площадок службой безопасности предприятия с использованием скрытого видеонаблюдения и так далее. И знаете, эти методы оказались действенными – поступления с дневных парковок стали повышаться.
Что же касается ночных площадок, то здесь история совсем другая. Предприятие работает в этой сфере в сотрудничестве с предпринимателями, передавая ночные площадки в оперативное управление субъектам хозяйствования на договорных началах. В связи с этим в начале января 2015 года группа недовольных предпринимателей одновременно отказались платить почти по девяти десяткам договоров, настаивая на внесении в договора изменений. Из-за этого на протяжении первого квартала, пока шли переговоры с привлечением руководства КГГА, предприятие несло финансовые потери. Но мы сумели найти общую позицию по всем вопросам, разработали новые договорные условия и восстановили отношения сотрудничества с этой группой предпринимателей. Тем не менее, сами события негативно отобразились на доходах предприятия за первое полугодие.
– Вас обвиняют в том, что вы пришли на эту должность, чтобы довести дело банкротства КП до логического завершения, передавая прибыльные дневные парковки в частные руки. Мол, эта схема работала и раньше, а с вашим приходом должна набрать обороты. Как на самом деле обстоят дела?
– В той статье, которую вы видели, говорится о том, что я то ли специализируюсь, то ли специализировался на банкротстве предприятий. С таким же успехом я могу сказать, что отдельные журналисты за деньги специализируются на заказных статьях!
Но давайте оставим этот бред за кадром. Что же происходит на самом деле: еще два года назад у коммунального предприятия была возможность передавать парковки, которые находятся на улицах, в управление третьим лицам. Ими могли быть гостиницы, рестораны, торговые центры. Но в августе 2013 года правительство приняло постановление, которым запретило такую передачу. С того времени наше предприятие выступает единым оператором на рынке парковочных услуг.
Но больше всего сыграл свою роль экономический аспект этого постановления: со времени его принятия наше коммунальное предприятие ежегодно теряет 10 миллионов гривен. Мы совместно с КГГА пытались инициировать внесение изменений в это постановление, но противником выступило МВД, которое в свое время и инициировало этот запрет. Министерство регионального развития дало свое согласие на изменения, но из-за отказа МВД этот процесс заморожен. Поэтому сейчас мы вынуждены работать на этих площадках самостоятельно.
– Но почему такой провал в деньгах?
– Дело в том, что когда мы передавали парковки третьим лицам, они платили – исходя из расчетного количества парковочных мест и зоны, в которой находится площадка, – независимо от того, стояли там машины или нет. Сейчас там стоят наши парковщики, оплата происходит за наличные деньги, водители кто платит, а кто и так уезжает, поэтому о стабильности прибыли речи нет.
Во-вторых, парковки для ресторанов, гостиниц, торговых центров и так далее создавались исключительно под клиента. Как правило, количество машиномест для одного субъекта варьировалось от двух до пятнадцати. Но после принятия названного постановления предприятие стало перед выбором: либо полностью закрыть эти площадки, либо зайти и работать самостоятельно. Но экономического эффекта за этим не последовало. Наоборот, предприятие, контролируя такие площадки, начало нести убытки.
Почему, спросите. Содержание и обслуживание парковки на пять машиномест обязывает предприятие создать одно рабочее место, обеспечить одно бесплатное парковочное место для инвалидов, обеспечить парковщика кассовым аппаратом или установить паркомат, установить дорожные знаки, нанести разметку. И все это –ради всего пяти машиномест. Поэтому сейчас самостоятельно работать на таких площадках экономически не выгодно.
– Кстати, а что же на самом деле стало причиной принятия этого одиозного постановления, из-за которого вы теряете такие деньги?
– История достаточно интересная: мне ее рассказывали люди, которые тогда работали на предприятии. Все случилось из-за водителя одного из экс-министров МВД: он хотел остановиться, а его не пустили на одну из таких парковок, мотивировав тем, что она как бы частная. После этого он доложил все своему руководителю – и тот дал команду внести изменения в постановление.
Так нас лишили возможности нормально работать. Поскольку теперь передавать третьим лицам мы можем только те площадки, которые находятся вне дорог и на тротуарах, то есть вне так называемых красных линий (пример – площадка около гостиницы «Салют», чтобы было понятно), из имеющейся ранее базы переданных в аренду и управление осталась пятая часть.
– Владимир, вы утверждаете, что сделан большой шаг в деле выведения парковочного бизнеса из тени. Что именно?
– Эта работа ведется до сих пор, поскольку создание нелегальной парковочной площадки занимает не так уж и много времени и ресурсов: люди определяют пустырь, завозят туда материалы, обустраивают эту площадку, ставят забор, какую-то будку – и получается стихийная парковка. Наиболее активно этот процесс проходит в районах, где много новостроек или есть незаселенные площадки: люди действуют на перспективу, но в бюджет не платят ни копейки парковочного сбора, поскольку работают как предприниматели на едином налоге.
Когда за владельцами парковок стоит, например, милиция или прокуратура – люди, которым по разным причинам невыгодно делиться с бюджетом, решить вопрос бывает крайне сложно
Поэтому когда я говорю о выведении парковочного бизнеса из тени, речь как раз о таких парковках, которые мы легализируем. Но есть площадки, которые работают не год и даже не два, но они, используя различные аргументы и предлоги, не хотят заключать договора. Когда за ними стоит, например, милиция или прокуратура – люди, которым по разным причинам невыгодно делиться с бюджетом, решить вопрос бывает крайне сложно, а то и невозможно в принципе. Но мы все равно проводим инвентаризацию, выявляем такие площадки и запускаем процесс их легализации. Ведь чтобы их легализировать, эти адреса надо провести через решения Киевсовета. И только после этого мы получаем формальное право заключать договора с предпринимателями.
– А чтобы понимать ситуацию, какие деньги крутятся в тени именно в парковочном бизнесе?
– Подсчеты могут быть только приблизительными, причем как по дневным парковкам, так и по ночным. Почему? Потому что точно подсчитать невозможно. Если говорить о дневной парковке, можно, исходя из зоны расположения и количества машиномест, вывести лишь приблизительные коэффициенты: заполняемости, оплаты и так далее. Но цифры в чистом виде мы не получим, так как делать прогнозы, основываясь на желании человека платить или не платить, не можем. Поскольку отсутствие ответственности за нарушение правил парковки превращает обязанность в право. Но представьте ситуацию, что каждый будет сам решать, платить ему налоги или нет! Здесь легко понять размеры потерь бюджета, а в нашем случае речь идет как раз о местном налоге – парковочном сборе.
Мы провели эксперимент: вместо парковщиков, которые взимают деньги, а сами получают зарплату в зависимости от выработки, на нескольких центральных улицах повесили плакаты, что оплата производится через паркоматы, и поставили инспекторов (эти 10 человек работали на ставках), которые контролировали оплату. Инспектора подходили к нарушителям и говорили: мол, вы не заплатили – я должен составить протокол. Но поскольку действующим Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрена необходимость предоставлять водительское удостоверение кому-либо, кроме сотрудника МВД, нашим инспекторам это и объясняли. В общем, результат 47-дневного эксперимента такой: мы заплатили 142 тысячи гривен зарплаты инспекторам, было более 5500 фиксаций нарушения, с более 4500 водителями пообщались, при этом составлено 38 протоколов, 18 из них комиссия приняла к рассмотрению, по двум было принято решение, а в бюджет было выплачено ноль. Нужны еще примеры?
Оборот денежных средств от ночных парковок тоже можно считать только приблизительно. Так, на Троещине машиноместо стоит 10–13 гривен, а ближе к центральным районам и до 20-ти доходит. Поэтому я затрудняюсь назвать сумму оборота, но она исчисляется десятками миллионов гривен в год.
– В апреле на вашем сайте появился документ под названием «Антикризисные меры на 2015 год». Во-первых, почему в апреле, а не в январе или еще декабре прошлого года, что было бы более логичным? И, во-вторых, сделать что-то уже успели?
– Наши антикризисные меры охватывают несколько направлений работы. Но почему, как вы заметили, именно в апреле? Потому что когда я принял дела, на предприятии начали проводить инвентаризацию, ревизию документов, различные проверки, и все это заняло достаточно много времени. Кроме того, в январе меня в прямом смысле слова «встретили». Я об этом уже упоминал выше. Пришла группа предпринимателей, которые представляют порядка 70% рынка парковок города Киева. Люди, которые давно профессионально и серьезно задействованы в этом бизнесе, пришли со мной лично познакомиться. Они были настроены радикально. Их интересовало в первую очередь, каким я вижу развитие предприятия, процесс взаимоотношений с ними как с предпринимателями, собираюсь ли я использовать те палочные методы, которыми пользовался предыдущий руководитель, буду ли я на них натравливать прокуратуру, милицию и другие контролирующие органы.
Помимо такого эмоционального знакомства, было выдвинуто ряд требований, которые необходимо было выполнить любой ценой. Дело в том, что прежний руководитель не продлил договора с этими людьми – не успел, не захотел или сделал все возможное, чтобы их не было, это уже вопрос десятый, – и мне было заявлено, что 87 предпринимателей из 200 продлевать договора с КП желания не имеют. Это почти половина наших договоров. Отсюда – наш провал по финплану за первый квартал, причем по не зависящим от меня причинам: мы длительное время договаривались по множеству пунктов, пока не разработали такой договор, который всех устроил.
Поэтому когда подошел вопрос по разработке антикризисных мер, это уже был конец марта – начало апреля. Как бы там ни было, нам удалось вернуть фактически всех предпринимателей назад. У нас и сейчас нормальные рабочие взаимоотношения с предпринимателями. Таким образом, в апреле мы занялись антикризисными мерами, разделив их на несколько направлений. Первое – постоянный мониторинг дневных парковок. Второе – легализация ночных парковок, о чем мы уже говорили. Это происходит путем внесения соответствующих адресов в решения Киевсовета. Кстати, последнее подобное решение было успешно принято 2 июля 2015 года. Хочу отметить, что за последние полтора года это первое решение о внесении новых адресов парковочных площадок.
Потребность в приобретении материально-технических ценностей для обеспечения жизнедеятельности предприятия осталась на уровне предыдущих лет. А стоимость приобретения такой продукции выросла в три раза
Следующая антикризисная мера – снижение затратной части. В частности, потребность в приобретении материально-технических ценностей для обеспечения жизнедеятельности предприятия осталась на уровне предыдущих лет. А стоимость приобретения такой продукции (работы и услуг) выросла в три раза. Виной тому повышение курса доллара и соответственно повышение уровня инфляции. Поэтому, как я уже говорил, было принято решение провести оптимизацию штата предприятия. Уже подходит к концу вторая волна сокращений, по моим подсчетам не последняя.
Но основной момент, если говорить об антикризисных мерах – это работа по внесению изменений в законодательную базу. Речь идет о законопроекте №2228, о котором я говорил ранее, это эвакуаторы и блокираторы. Без этого закона ситуацию мы не изменим. Кроме того, мы просим парламент убрать нижнюю планку парковочного сбора (сейчас это 4 гривни 20 копеек за квадратный метр площади), что позволит более рационально организовать единое парковочное пространство города.
– То есть вы сейчас стоите за то, чтобы вернуть эвакуаторы и блокираторы?
– Да, именно этот путь решения вопроса видим и мы, и департамент транспорта, и КГГА в целом…
– А я помню ситуацию, когда на «Петровке» эвакуатор забрал машину, в которой находился годовалый ребенок. Где гарантия, что такая ситуация не повторится?
– Гарантия только в том, что если вы себе представите, что вашего ребенка могут эвакуировать, вы сделаете все, чтобы к вам не было вопросов ни со стороны парковщиков, ни тем более эвакуаторов. А это значит, вовремя оплатите парковку. Неужели 5–10 гривен за час стоят чьих-то нервов?! В этом и состоит принцип ответственности, и вы знаете, что это будет неотвратимо. Соответственно, вы сопоставляете нанесенный вам моральный ущерб, материальный – от штрафа, от компенсации эвакуации, с 5 гривнями за час – и делаете свой выбор. Причем отдаете эти деньги не кому-то в руки, а вот паркомат или мобильная парковка – и все, к вам не будет никаких вопросов.
– В декабре прошлого года Киевский городской голова обещал, что в 2015 году в Киеве появится новая система парковки. Так у нас уже новая система парковки или еще старая?
– Те изменения, что подразумеваются под новой системой, как раз и заложены в законопроекте №2228. Речь – о системе контроля парковочного пространства (СКПП). Много вопросов и неприятия вызывает как раз эвакуация и блокировка. Но, согласно законопроекту, та же эвакуация, например, возможна только тогда, когда автомобиль существенно мешает движению спецтранспорта: троллейбусам, трамваям и т.д. Бросил водитель свой автомобиль под углом, и троллейбус не может проехать – пробка в городе. Приезжает эвакуатор, забирает машину и увозит. А блокировка – только тогда, когда есть система контроля парковочного пространства.
Это фактически единый процессинговый центр, который будет обрабатывать информацию о нарушителях. Порядок такой: инспектор будет фиксировать нарушение, информация попадает в базу данных, приходит ответ из базы данных, оплатили парковку или нет. Если не оплатили, портативный принтер, который есть у инспектора, автоматически распечатывает постановление о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа. С наличными деньгами инспектор дела иметь не будет. Именно это и имел в виду мэр, когда говорил о новой системе. Но она внедряется на основании закона. И пока его не будет, мы можем говорить об этом только в теории. Технически внедрить все это возможность есть, но нет законодательной базы. Есть надежда, что осенью удастся этот вопрос закрыть. Иначе навести в этой сфере порядок на должном уровне не выйдет, и виноват в этом не конкретный руководитель КП «Киевтранспарксервис», а законодательные условия, в которых работает это предприятие.
Фото Дмитрия Липавского