Казалось бы, что могло бы затмить скандал, который разразился вокруг временного отстраненного от должности председателя Государственной фискальной службы Романа Насирова и его ареста на два месяца по подозрению в незаконном предоставлении налоговой рассрочки компаниям с орбиты олигарха Александра Онищенко? Вероятно, ничего.
Ничего, кроме отчета Счетной палаты о результатах проверки взимания рентной платы за пользование недрами для добычи нефти в Украине. Или невзимания ...
Ведь в самой Счетной палате констатируют - ведомства, которые должны контролировать уплату налогов и сборов, а также правильность пользования недрами, не делают этого вообще либо делают неправильно.
Фактически сотрудничество Фискальной службы и Госгеонедр в вопросе контроля за добычей нефти в Украине можно сравнить с ситуацией, когда левая рука не знает, что делает правая, а страдает от этого голова.
Что проверяла Счетная палата
Упомянутое аудиторское исследование было плановым, и его результаты были утверждены решением Счетной палаты от 5 декабря 2016 года, хотя обнародованы были уже далеко в новом году.
Касалось оно периода 2014-2015 годов и первого полугодия 2016-го. Счетная палата пыталась установить, кто, где и сколько нефти добывает в Украине и насколько эффективно соответствующие органы государственной власти выполняют свои обязанности в вопросах контроля за полнотой начисления и своевременностью поступления от этих компаний рентной платы в государственный бюджет.
Итак, если обобщить наиболее распространенные нарушения, на которые указала Счетная палата в своем отчете, до двух абзацев, то:
а) не все компании, которые получили специальные разрешения на добычу нефти, встали на учет в органах ГФС как плательщики рентной платы. То есть ни один из контролирующих органов в дальнейшем не проверил, действительно ли эти компании ничего не добывали. Или же добывали, игнорируя необходимость встать на учет в ГФС.
б) компании, которые получили специальные разрешения на добычу нефти и все-таки стали на учет в ГФС, отчитывались в Государственную фискальную службу об отсутствии добычи. Однако никто их не проверил - действительно ли не добывалась нефть, или, может, добыча шла «по полной».
Примеры таких сомнительных действий Счетная палата нашла не единичные.
По официальным данным, объемы добычи нефти в Украине в последние годы сократились на 14%, то есть - на 0,6 миллиона тонн. В то же время объемы добычи нефти в Украине за 2012-2013 годы составили 4,4 миллиона тонн, а за 2014-2015 годы сократились до – 3,8 миллиона тонн.
То есть, констатирует Счетная палата, тенденция ниспадающая. По крайней мере официальная добыча уменьшается, поэтому государственный бюджет со временем будет получать все меньше поступлений от рентной платы. Понятно, что будет сокращаться и производство отечественного топлива на нефтеперерабатывающих заводах, а доля продукции зарубежных производителей на внутреннем рынке будет расти.
Но не все так, как кажется на первый взгляд.
В течение 2014-2015 годов и I полугодия 2016 года в государственный бюджет поступило в общей сложности почти 10 млрд грн рентной платы за пользование недрами при добычи нефти.
И если несколько лет назад поступления от рентной платы составляли треть от всех поступлений в госбюджет, то в 2016 году эта доля сократилась в разы - с 32,7% в 2014 году до 7,9% в I полугодии 2016 года.
Впрочем, на самом деле в Украине никто точно не знает, сколько у нас добывается нефти, сколько платится и не платится за нее налогов.
Ведь, как указывает Счетная палата, на сегодняшний день не работает автоматизированный учет объемов добычи нефти, не обеспечен оперативный и полноценный информационный обмен информацией между ГФС и Госгеонедрами, не организована надлежащая работа по предотвращению увеличения налогового долга по этому платежу.
В Украине отсутствует учет объемов добычи нефти
Так прямо и говорит в своем отчете Счетная палата. То есть компании, занимающиеся добычей нефти могут занижать, и даже существенно, отчетные данные об объемах добычи. В результате в государственный бюджет ежегодно не поступают миллиардные суммы рентной платы за пользование недрами для добычи нефти.
Стоит обратить внимание и на еще один парадокс - увеличение количества выданных разрешений на добычу (с 01.01.2014 по 01.07.2016 - на 15,2%) на фоне общего падения добычи нефти. То есть все больше компаний получают разрешения на добычу нефти, но сам добыча при этом не растет, а наоборот - падает.
С 2014 до 2016 года включительно было проведено 8 аукционов, по результатам которых выданы специальные разрешения на 17 участков нефтегазоносных недр.
Владельцы специальных разрешений на пользование недрами для добычи нефти отчитываются, что ничего не добывают. Учитывая тот факт, что системы учета добычи нефти в Украине не существует, то не исключено, что добывающие компании воспользовались возможностью не документировать добытую нефть и не платить ничего в госбюджет.
Можно сказать, что украинские владельцы разрешений на добычу нефти ведут себя как собака на сене - разрешения имеют, но ничего "не добывают".
В 2014-2015 годах и I полугодии 2016 года владельцы 141 специального разрешения на пользование недрами отчитывались о нулевых показателях добычи нефти. Большинство таких участков находились в распоряжении ОАО "Укргаздобыча" (70 специальных разрешений) и ОАО "Укрнафта" (13 специальных разрешений), говорится в отчете Счетной палаты.
Примечательно, что многие из специальных разрешений, по которым компании декларировали нулевые показатели, были выданы им более десяти лет назад.
Напомним, согласно законодательству, недропользователь, которому предоставлено разрешение, должен приступить к пользованию участком недр в течение двух лет с даты его предоставления (кроме разрешения на пользование нефтегазоносными недрами - здесь пользования участком должно наступить не позднее чем через 180 календарных дней).
Если этого не произошло в указанные сроки или в работе компании был перерыв на 2 года или 180 дней соответственно, то лицензия должна быть отозвана.
Например, 9 специальных разрешений, по которым ПАО "Укрнафта" декларировало нулевые показатели добычи нефти, были выданы компании еще в 1997-1999 годах, а четыре - в 2003-2007 годах, и при этом лицензии так и остались неотозванными до сих пор.
В то же время аудитором Счетной палаты установлен и документально подтвержден факт добычи нефти одним из подразделений ПАО "Укрнафта" в объемах, которые на 107,24 и 189,20 процента превышают плановые. При этом органам ГФС подавались отчеты о "нулевых" показателях добычи нефти, говорится в отчете.
Например, Госгеонедра в ходе проведения геологического контроля установили, что в 2015 году на Верхнемасловецком месторождении проводилась добыча углеводородов, говорит в отчете Счетная палата. Примечательно, что Госгеонедра о выявленых результатах проверки не уведомили налоговиков, а те, в свою очередь, не учли риски возможного недекларирования при разработке плана проведения проверок органами ГФС на 2016 год.
Фокус №2: Получил разрешение, но в налоговой на учет не стал
Отдельные компании, которые получили разрешения на добычу нефти, даже не стоят на учете в ГФС как плательщики рентной платы за нефть, говорится в отчете Счетной палаты.
Всего по состоянию на 01.07.2016 аудиторами Счетной палаты установлено 42 (из 103) компаний не состоящих на учете и не отчитывающихся в ГФС, однако имеющих специальные разрешения на добычу нефти (вероятно - еще и добывающих нефть).
Во время проверки Счетная палата установила, что сверки указанных данных, проводимых территориальными органами ГФС (Миндоходов), были неэффективными, о чем свидетельствуют значительные расхождения между данными Госгеонедра по количеству недропользователей - владельцев специальных разрешений на использование недр для добычи нефти и плательщиков рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, которые учитывались в органах ГФС.
Основной причиной расхождений было банальное отсутствие полноценного обмена информацией между ГФС и Госгеонедрами о действующих, выданных, аннулированных специальных разрешениях, а также о приостановлении или возобновлении их действия.
Например, Счетной палатой проведено сравнение отчетности Госгеонедр и данных учета плательщиков рентной платы за пользование недрами, которые добывали нефть на территории Полтавской области.
Установлено, что на учете в налоговых органах, подчиненных ГУ ГФС в Полтавской области, не находились два субъекта хозяйствования, получивших специальные разрешения на пользование недрами для добычи нефти.
Но одновременно на учете в территориальных подразделениях ГУ ГФС в Полтавской области состояли восемь субъектов хозяйствования, которые на 01.07.2016, так и не зарегистрировались в базе учета Госгеонедр как владельцы специальных разрешений.