Заявления министра энергетики и угольной промышлености Игоря Насалика о том, что Украина в зимний сезон 2016-2017 гг. справится и без угля из зоны АТО, оказались лишь словами.
Блокирование поставок антрацита с неподконтрольных территорий показало, что без донбасского угля украинские ТЭС могут остановиться.
Оказалось, что за полгода с момента, когда летом 2016-го уже возникали аналогичные проблемы с поставкой сырья с Донбасса, практически ничего не было сделано для того, чтобы как-то уменьшить зависимость украинской энергетики от угля из зоны АТО.
Чрезвычайному положению в энергетике быть
Уже почти три недели активисты вместе с народными депутатами блокируют грузовые железнодорожные сообщения с оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей, мотивируя свои действия борьбой с контрабандой.
На заседании Кабмина, которое состоялось 14 февраля, премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что такие действия могут привести к кризису в энергетике и металлургии.
"Сегодня некоторые украинцы собственными руками хотят сорвать отопительный сезон и заставить применить веерные отключения электроэнергии. Это недопустимо. Нужно разграничить борьбу с контрабандой и борьбу с украинским народом", - заявил он.
В правительстве утверждают, такие действия активистов могут оставить часть украинцев без света. Поскольку 30% электричества в Украине вырабатывается теплоэлектростанциями, которые работают на угле антрацитовой группы, и на подконтрольной части страны этот уголь не добывается.
Поэтому в правительстве стали всерьез задумываться над введением чрезвычайного положения в энергосистеме. Вице-премьер Геннадий Зубко 14 февраля заявил, что особое положение могут ввести через день-два.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский уточнил, что это уже шестое чрезвычайное положение за последние три года.
Но в чем проблема? Почему уже три года подряд украинская власть наступает на одни и те же грабли?
Еще в начале сентября 2016 года министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик утверждал, что Украина сможет обойтись без угля из зоны АТО за счет импорта сырья из-за рубежа, а также переведя те ТЭС, которые работают на антраците, на уголь газовой группы.
У «Нафтогаза» не хватит газа на запуск газомазутных блоков ТЭС?
В крайнем случае на теплоэлектростанциях будут запускаться газомазутные блоки. В этом случае придется потратить больше газа.
Учитывая это, Минэнерго поручило «Нафтогазу» запастись на зимний сезон 2016-2017 гг. 17 млрд куб. м газа. Однако «Нафтогаз» норматив не выполнил и закупил лишь 14,5 млрд куб. м топлива, из которых на сегодня осталось уже 9 млрд.
«Газа не хватит. Господин Коболев не накопил к началу отопительного сезона 17 млрд куб. м газа, чего от него требовало Минэнерго, поставив нас всех в очень неприятную ситуацию», - отметил эксперт по энергетическим вопросам Дмитрий Марунич.
Более того, по словам эксперта, на некоторых ТЭС газомазутные блоки будет очень сложно запусти, если вообще удастся.
«По моей информации, в компании ДТЭК газомазутных блоков просто нет, они долгое время не работали и запустить их практически невозможно. Такие блоки остались только на Трипольской и Змиевской ТЭС», - сказал Марунич.
Зимой импортировать уголь из-за рубежа прекратили
Что же касается импорта угля из-за границы, то, по данным компании «Центрэнерго», в январе - ноябре 2016 года на ТЭС и ТЭЦ Украины отгружено почти 1,2 млн тонн импортированного угля энергетических марок, в том числе из ЮАР поступило 424 тыс. тонн угля, из РФ - 639,5 тыс. тонн, из Польши - 129,2 тыс. тонн.
На днях в "Центрэнерго" заявили, что изучают возможность заключения долгосрочных контрактов на поставку угля из ЮАР.
Но почему зимой поставки импортируемого угля прекратились – непонятно.
Ясно лишь одно: было бы желание и деньги, Украина могла бы ввозить 700-720 тыс. тонн угля в месяц только через порты.
Теперь, когда поставки с неподконтрольной территории прекратились, быстро закупить антрацит можно будет только в России, уверен эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
Импорт угля из той же ЮАР займет как минимум два месяца, к тому сейчас его цена будет на 1 тыс. грн выше, нежели цена угля с неподконтрольных территорий, уверен эксперт.
«Есть «украинский Роттердам», который работает сейчас в формуле НКРЭКУ, уголь продается по цене 1730 грн за тонну внутри страны и по этой же цене закупается на неконтролируемой территории. И уголь, который будет закупаться в Роттердаме в режиме онлайн, - в лучшем случае его цена без доставки на станции будет составлять 2700 грн за тонну. На сегодняшний день котировки в Роттердаме по углю составляют около 85-86 долларов за тонну, добавьте сюда транспорт, добавьте сюда надбавки, которые появятся в договорах за риски, плюс 100-процентная предоплата», - посчитал Землянский.
Для перехода с антрацита на уголь газовой группы понадобится 2-2,5 года
Также в прошлом году в Кабмине заявляли о необходимости отказа от использования антрацитовой группы угля в энергетике. Но лишь недавно профильный министр уточнил, что для этого понадобится 2-2,5 года.
По словам Насалика, решение о переводе блоков ТЭС с антрацита на уголь газовой группы министерство приняло после остановки поставок угля с неконтролируемых территорий в мае-июне 2016 года. Но до конкретных действий еще далеко, уверен эксперт Дмитрий Марунич.
«На уголь газовой группы хотят перевести два блока Змиевской теплоэлектростанции, это будет стоить 240 млн грн. Но пока нет еще даже технико-экономического обоснования, утвержденного Кабмином, и надо учитывать, что эти блоки легче перевести, потому что там фактически нужно лишь изменить систему подачи топлива, а это гораздо легче и дешевле, чем перестраивать другие составляющие угольного блока», - уточнил эксперт.
Даже если перевести всю генерацию, которая работает на антраците, на уголь газовой группы, возникнет другая проблема.
«Где взять столько угля этой группы? Его нет столько в Украине», - уверен Марунич.
Подорожает ли электричество?
Все эти действия: и закупка угля за рубежом, и переход ТЭС на газовую группу угля, и запуск газомазутных блоков на ТЭС - приведут к тому, что цена на электроэнергию для населения может вырасти.
«Самая дорогая электроэнергия получится на тех ТЭС, которые будут запускать газомазутные блоки, она будет стоить почти 3 грн за кВ/час, и это только себестоимость производства. Производство электроэнергии из импортного угля будет составлять приблизительно 2,20-2,15 грн за кВ/час при сегодняшней себестоимости 1,32 грн за кВ/час», - предположил Землянский.
Он считает, что по окончанию отопительного сезона оптово-рыночная цена на электроэнергию будет пересмотрена в сторону повышения, а соответственно, будут пересматриваться и тарифы как для промышленности, так и для населения.
«Мы уже слышали заявления НКРЭКУ, что мы с вами недоплачиваем почти 60%, то есть цена за кВ/час для населения должна составлять 2,30 грн. Так вот, это будет еще не так много в условиях, если Украина полностью перейдет на импортный ресурс», - считает Землянский.
Веерных отключений электроэнергии не избежать
То, что в ближайший месяц украинцев ожидают веерные отключения, эксперты не сомневаются. Но это при условии, что блокада поставок угля с неподконтрольной территории не прекратится.
«В течении этих 40 дней веерные отключения станут само собой разумеющимся явлением в ряде украинских регионов. Первой попадает под это промышленность, следом за ней идет население», - сказал он.
А любое веерное отключение - это колоссальные убытки для промышленности.
«Причем, чем более технологичное производство, тем большие убытки оно будет нести. Высокотехнологическим предприятиям в условиях отключения электричества лучше прекратить работу. Если останавливается роботизированный конвейер, чтобы его запустить, понадобятся сутки, а то и больше», - констатирует эксперт по экономическим вопросам Всеволод Степанюк.
Нужно работать ночью
Решить проблему пиковых нагрузок на энергосистему можно простым путем, который использовали еще в советское время, считает Валентин Землянский.
«К сожалению, у нас не пересматривается график потребления электрической энергии, как это было в советское время. Тогда предприятиям предлагалось переходить на ночной режим работы для того, чтобы базовую атомную энергию использовать и уменьшать эти пики нагрузки. Более того, предприятия, переходившие на ночной режим работы, получать дополнительные средства из бюджета за то, что они пользуются дешевой электрической энергией», - рассказал эксперт.
Но к таким советам наши чиновники обычно не прислушиваются.