В 2050 году численность населения Украины сократится до 35 млн человек и каждый третий украинец будет пенсионного возраста. Таковы прогнозы Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины.
И если не менять кардинально пенсионную систему в стране уже сейчас, экономика не выдержит такого давления.
Но до сих пор только ведутся переговоры правительства с Международным валютным фондом о том, какая модель пенсионной реформы наиболее оптимальна для Украины.
Главное не возраст, а стаж - Минфин
6 февраля министр финансов Александр Данилюк на пресс-конференции заявил, что представители министерства разрабатывают с МВФ модель пенсионной реформы, которая не требует увеличения пенсионного возраста. Именно эта рекомендация международного донора вызвала самый большой резонанс в обществе.
По словам Данилюка, решить проблему с дефицитом Пенсионного фонда правительство планирует путем увеличения уровня трудового стажа.
«Если человек работал, платил взносы - это основной индикатор. Есть достаточно стажа - выходишь на пенсию. Простого увеличения пенсионного возраста не будет, мы считаем это неправильным», - подчеркнул он.
Сокращение страхового стажа и возможность его приобрести - проект Минсоцполитики
Вместе с тем в тот же день министр социальной политики Андрей Рева отметил, что его ведомство тоже разработало проект Пенсионной реформы, который находится на согласовании в Кабинете министров, сообщает 112 Украина.
Ранее на правительственном портале появились некоторые подробности предложенной Минсоцполитики пенсионной реформы, предусматривающие уменьшение страхового стажа с 20 до 15 лет и возможность приобретения этого стажа за 130 тыс. грн.
Три уровня пенсионного обеспечения
А вот третий вариант проекта пенсионной реформы еще с мая 2016 года находится в Верховной Раде. В интервью «Урядовому кур’єру» от 7 февраля 2017 года вице-премьер-министр Украины Павел Розенко назвал его одной из составляющих пенсионной реформы. В нем, в частности, речь идет о введении накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования.
«Недаром в действующем украинском законодательстве предусмотрено введение трехуровневой пенсионной системы: солидарной, накопительной и негосударственной. То есть в идеале пенсия каждого украинца должна состоять из трех частей: 60% - солидарная, 30 - накопительная и 10 - негосударственное пенсионное страхование. А проблема низких пенсий заключается в том, что фактически работает только солидарная система», - отметил Розенко в интервью.
Почему два ведомства работают над проектом пенсионной реформы отдельно и почему нет единой рабочей группы по этому вопросу, непонятно. Насколько эффективной будет такая работа вообще?
Над чем работает правительство
В то же время из заявлений заместителя председателя Стратегической группы советников при Кабинете министров Украины Павла Кухты следует, что в настоящее время правительство работает не столько над кардинальным изменением пенсионной системы Украины, сколько над изменением лишь некоторых параметров, позволяющих не увеличивать дефицит Пенсионного фонда.
«Сейчас вопрос, к решению которого мы подходим, чем занимается и правительство, и МВФ, - это фактически решение вопроса влияния демографии в ближайшие десятилетия на состояние пенсионной системы. Условно говоря, чтобы сохранить долю в экономике пенсионных выплат на нынешнем уровне. Для этого требуется изменение определенных параметров в системе, которые позволят удержать выплаты в ней от раздувания», - объяснил он.
В частности, по его словам, достичь такого результата можно за счет увеличения пенсионного возраста, увеличения минимального трудового стажа, а также - существенного сокращения перечня профессий с ранним выходом на пенсию. Сейчас в Украине 4,5% пенсионеров уходят на пенсию раньше наступления пенсионного возраста.
Безработица среди молодежи составляет 25%, среди людей пожилого возраста - 9%
Ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины Лидия Ткаченко считает, что в поднятии пенсионного возраста ничего страшного нет.
Аргумент большинства противников таких изменений, что пожилые люди займут рабочие места, которых и так не хватает для молодежи, научный сотрудник назвала стереотипом, ведь у молодежи и пожилых людей разные приоритеты при выборе работы и они не занимают ниши друг друга. К тому же в перспективе в Украине прогнозируется дефицит рабочей силы.
«Молодые люди, которые родились во второй половине 90-х годов - в начале 2000-х и вступают в рынок труда, - это очень малочисленные поколения, у нас был очень большой спад рождаемости. Поэтому если у нас не будет дальнейшего падения экономики, то у нас, наоборот, будет дефицит рабочей силы. У нас все демографические прогнозы показывают, что население трудоспособного возраста, если не пересматривать границы, будет сильно сокращаться», - отметила Ткаченко.
По данным Госстата, среди молодежи безработица составляет 22-25%, тогда как среди пожилых людей 7-9%. В то же время в Институте демографии прогнозируют, что в 2050 году, если не произойдет повышения пенсионного возраста, доля людей старше 60 лет среди населения Украины увеличится с нынешних 22% до 33%.
«Пенсионный возраст у нас слишком низкий по сравнению с другими странами. Люди выходят на пенсию в 57-60 лет, в Европе этот показатель 65 лет и больше. В 2020 году соотношение количества пенсионеров и количества работающих ухудшится из-за демографического состояния. И если ничего не делать, то количество работающих людей не потянет то количество пенсионеров. Экономика не выдержит», - отметила заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.
Однако эксперты советуют, если чиновники все-же решатся на повышение пенсионного возраста, делать это надо медленно. В частности большинство стран растягивало такое поднятие на несколько поколений, а не как у нас - на 10 лет.
Быть ли накопительной пенсионной системе в Украине
Что же касается накопительных пенсионных фондов, создание которых предусмотрено проектом закона № 4608, о котором мы упоминали выше, то Лидия Ткаченко считает, что такие фонды не должны быть государственными.
«Эти системы должны быть рыночными, капиталистическими, и очень хорошо, если бы они были корпоративными. Это уменьшает индивидуальную ответственность людей и административные расходы такой системы. То есть в идеале ответственность на себя должны взять работодатели, которые подавляющее количество взносов в накопительную систему должны платить сами. Потому что, очевидно, мы не выйдем в скорой перспективе на те доходы, чтобы люди могли сами абсолютно безболезненно откладывать средства на пенсию», - отметила эксперт.
Вводить их сейчас опасно, считает Ткаченко, поскольку в Украине сейчас очень слабые финансовая и банковская системы, и самая слабая - система надзора.
На чем зарабатывают негосударственные пенсионные фонды в Украине
Так называемый 3-й уровень пенсионного обеспечения в форме негосударственных пенсионных фондов в Украине уже действует. По словам члена Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Натальи Веселовой, их у нас насчитывается 66. Всем этим фондам украинцы доверили 2,5 млрд грн. Пенсионные фонды должны использовать эти средства на фондовых рынках или как инвестиции в рентабельные сферы. Однако в Украине все не так.
«Сейчас у них очень ограниченный выбор - это депозиты, ценные бумаги и банковские металлы. Если немного помочь этим негосударственным фондам и разрешить им вкладывать, например, в производство, строительство, то это не только поможет развитию негосударственных фондов и 2-му накопительном уровню, это расширит возможности фондовых рынков и будет стимулировать экономический рост в стране», - считает депутат.
Европейский опыт и печальные украинские реалии
К примеру, активы пенсионных фондов в Германии составляют 216 млрд евро, в Венгрии - 4 млрд евро. К тому же в Европе каждый пенсионер имеет возможность выбирать: вкладывать ему средства в негосударственный пенсионный фонд своей страны или любого другого европейского государства.
74 млн долларов активов негосударственных пенсионных фондов Украины - это мизер по сравнению с европейским рынком, считает заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Рыбко.
«25 лет независимости у нас якобы развивался фондовый рынок. Все эти годы мы очень сильно защищались от иностранного капитала, Украина не разрешала гражданам инвестировать за границу. За эти 25 лет протекционизма индекс Украинской биржи имеет 5 ликвидных бумаг. Индекс FTSE - это 7400 ценных бумаг из 47 разных стран. Это то, во что могут вкладывать пенсионеры в странах Европы», - пояснила эксперт.
Рыбко убеждена, что Украине в вопросе негосударственных пенсионных фондов надо открывать границы и разрешить украинцам делать пенсионные взносы в зарубежные фонды. Только тогда эта система будет эффективной, считает она, и приводит пример, как негосударственные пенсионные фонды «работают» в Украине.
«Есть завод, который создает пенсионную программу, он выпускает 20-30-летние облигации под 2% годовых и продает эти облигации Пенсионному фонду. Эти бумаги не имеют никакого отношения к рынку, эти бумаги не могут быть проданы, будут ли они погашены - это огромный вопрос. Это похоже на аналог банка «Михайловский», - рассказала Репко.
Для того, чтобы в Украине заработал прозрачный рынок негосударственного пенсионного обеспечения, нужны системные изменения, в частности в вопросе верховенства права, дерегуляции и защиты права собственности.
Однако, пока чиновники сосредоточены на вопросе уменьшения дефицита Пенсионного фонда, наведение порядка в уже действующих звеньях трехуровневой системы пенсионного обеспечения, скорее всего, отойдет на второй план.