Коммунистам не везде теперь у нас дорога. Отныне им официально закрыт путь на выборы, - есть соответствующее решение Министерства юстиции. У политиков появилась возможность занять освободившееся место. К тому же вопрос существования в Украине политической силы, способной хотя бы выглядеть как действенная альтернатива нынешнему строю, назрел давно. И если на правом фланге новые проекты постоянно появляются, то левый был монополизирован КПУ.
Свободное место
Красный свет в Минюсте зажгли для Коммунистической партии Украины, а также для более мелких и малоизвестных Коммунистической партии Украины (обновленной) и Коммунистической партии Украины рабочих и селян (КПСС), которых часто называли сателлитами КПУ.
«Приказы Минюста изданы в разрезе принятого ранее «пакета о декоммунизации» (Закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрет пропаганды их символики», - авт.). Более того, новый закон о местных выборах, принятый недавно парламентом, также гласит, что партии, подпадающие под действие закона о декоммунизации, не могут принимать участие в выборах», - разъяснил АСН законодательные ходы член комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия, народный депутат от фракции Блока Петра Порошенко Александр Черненко.
В то же время, он отметил, что если эти партии поменяют свои коммунистические названия, то могут и посоревноваться за голоса своего электората.
Ущемленные желания
Но первый секретарь ЦК КПУ Симоненко и слышать не хочет о переименовании КПУ, например, в партию Петра Симоненко. «А зачем? Мы ни от кого не прячемся. Мы четко говорим, в чем наши программные положения заключаются, какие цели и задачи мы ставим. Мы не собираемся переименовываться, прятаться» - подчеркнул он.
В своей традиционной манере Петр Симоненко рассказал АСН не только о политической диктатуре и мародерстве, ущемлении свобод народа и попрании конституционных прав членов партии мира и конструктивных предложений, но и о ближайших планах.
«Коммунисты обязательно будут принимать участие в выборах. Конституция и законы Украины это предусматривают. Иначе ее снимают с регистрации. Так вот партия (КПУ, - авт.) остается зарегистрированной, юридически осуществляет свою деятельность, поскольку она не запрещена», - заявил он.
Запретный пиар
Евгений МагдаДля КПУ и ее сателлитов действительно принципиально не переименовываться, оставаться «коммунистическими», - уверен в частности политический эксперт Евгений Магда. По его словам, в этом вопросе нас еще ждет много юридических маневров, а нынешнее решение Минюста - скорее пиар министра Петренко, нежели конкретное и нужное решение.
Он отметил, что является противником запрета разнообразных политических сил: приговор коммунистам должны вынести наши сограждане-избиратели. А подобные решения приводят к эффекту запретного плода.
«Но дело даже не в переименовании, а в том, что самая большая левая партия в стране - КПУ - не самостоятельная отечественная политическая сила, а обломок советской КПСС. Все попытки создать на ее основе национал-коммунистическую силу тщетны», - обратил внимание эксперт, добавив, что в Украине существует протестный электорат и спрос на левую идею.
Спрос рождает предложение
Запрет на участие в выборах стоит рассматривать не только со стороны восстановления исторической справедливости, но и в рамках раздела наследия компартии Украины: как электорального, так и идеологического.
Виктор Небоженко«Министр Петренко просто добил старую КПСС на территории Украины, поставил точку в том, что начиналось в 1991 году. Этим он не только расчистил дорогу Порошенко в использовании электората коммунистов, но и для новых проектов с левой ориентацией. Они появятся буквально в ближайшее время. Но сегодня запрет КПУ очень удобен «Оппозиционному блоку», который соберет голоса на востоке Украины, а также ББП, собирающему левые движения в центре и на западе страны», - пояснил свое виденье ситуации политолог Виктор Небоженко. По его словам, также попытается получить часть наследства КПУ партия «Свобода».
Что касается новых левых проектов, то Небоженко считает, что хорошей почвой для появления новых проектов могут стать местные выборы. Подпиткой для них будет обнищание населения, а риторика - антиолигархической. «Обязательно появятся вожди. Как правое, так и левое движения всегда зиждутся на неких полухаризматичных личностях и мощном пиар-обеспечении», - пояснил он.
Справа налево
Понятно, что незаменимых людей и партий нет. И после смерти современной КПУ ее нишу кто-то займет. Уже сегодня левые идеи активно используются очень даже правыми партиями. Например, идея борьбы с олигархами присуща риторике Президента Петра Порошенко и представителей его фракции в парламенте, премьера Арсения Яценюка и его «Народного Фронта».
Остальные три политические силы, имеющие фракции в парламенте и являющиеся де-юре в провластной коалиции, также любят левые идеи. «Батькивщина» действует уверенно, не сбавляя темпов. Ее лидер Юлия Тимошенко, в прямом значении - вся в белом, часто появляется в эфирах, где сладким голосом рассказывает о том, как нужно отстаивать права граждан, усиливая патернализм государства. «Вона» уже давно и, судя по последним рейтингам, успешно использует темы несправедливых цен и низких зарплат и пенсий.
Радикалы Олега Ляшко, кроме как устраивая драки и дебоши, «отстаивая права» на землю, справедливость и свободу побратимов, тоже умеют «быть ближе к народу». Лексика Ляшко у простого народа ассоциирующегося с вилами, коровой в ВР, а у тех, кто видят его часто, с хорошими костюмами и всегда безупречным отнюдь не пролетарским видом, а побратимы его не брезгуют и матом. Опять же, как только кто-то решится заговорить с людьми в разрезе левых идей, например, что каждый имеет право иметь надел земли, Ляшко и «Ко» быстро перехватывают инициативу, превращая идею в требование, приставляя громогласное: «Уже! Немедленно!».
Самые лайт-левые «большевики» - это «Самопомич». Они тоже пытаются «бороться с несправедливостью власти», говорить об индексации зарплат и пенсий и возвращении людям украденных то ли банкирами, то ли чиновниками денег. Но спикеры у них слабоваты. Олег Березюк в своих речах так лихо закручивает сюжет, что даже галичане с трудом понимают, о чем речь, и на самом деле он сказал «да» или «нет». А растяжное мяуканье Егора Соболева - пытка звуком.
Есть левизна и у якобы правого «Укропа». Чего только стоят события на 205 избирательном округе в Чернигове. Кандидат в народные депутаты, председатель Политсовета «Украинского объединения патриотов - УКРОП» Геннадий Корбан рассказал, что народ продолжает беднеть, а волонтеры и фронтовики держат на себе оборону. «Больше так продолжаться не может!» - сказал Геннадий Корбан в эфире программы «Право на власть» на телеканале «1+1» Он заявил, что в Чернигове люди живут за чертой бедности, нет работы, нет медицинского обслуживания, они не могут дать образование своим детям - проще умереть, чем выжить... Опять же, «Укропы» в прямом значении кормят людей: раздают продпайки.
И радикально-правый «Правый сектор» порой ходит налево, использует принцип (не будем обсуждать тут, на сколько честно и прозрачно) - забрать у богатых и обдать бедным.
Каждому по потребностям
Но наибольшие надежды на протестный электорат и левые настроения у «Оппозиционного блока». Они активно играют на том, что сегодня жить хуже, чем вчера, планируя собрать голоса не только «Партии регионов», но и бывших союзников - КПУ. Говорят, если они соберут на местных выборах 20% «электоральных сливок», то сделают все, чтобы как можно скорее состоялись досрочные парламентские выборы, позволяющие им провести больше своих в Верховную Раду.
Но и КПУ пока рано хоронить как участников выборов. Не исключено, что старые партийцы созовут тайный пленум ЦК (где-то в уютном ресторане или на пикнике) и отправят в отставку Симоненко. Назначат какого-то молодого и перспективного руководителя. И начнется реальное переформатирование КПСС в отечественную национал-коммунистическую силу. Или же все силы будут брошены в проект объединенных левых, куда войдут разгромленные остатки КПУ и партия Наталии Витренко.
Не стоит сбрасывать со счетов и «Союз левых сил». Василий Волга имел все шансы стать звездой на левом фланге. Кто знает, какую позицию в политическом рейтинге он занимал бы сейчас, если бы его в 2012 году не посадили в тюрьму. Но если он грамотно воспользуется освободившейся нишей и настроениями - имеет шанс красиво выйти из тени, разыграв карту политического мученика режима Януковича и подлого предательства лжекоммуниста Симоненко.
Еще одной лидершей может стать Оксана Калетник, которая в мае 2014 года, покидая фракцию Компартии Украины, заявляла: в это сложное для страны время партия должна не занимать аморфную позицию, а самоочищаться от инертных функционеров, потерявших волю к победе, стремящихся лишь наблюдать за тем, что происходит, а не действовать, чтобы изменить ситуацию. Калетник говорила - продолжит с политическую карьеру. И даже создала партию. Но решила взять тайм-аут – поговаривают, пока она активно отдыхает.
Также есть информация, что Игорь Калетник, Николай Азаров, Андрей Клюев, Артем Пшенка решили продолжить политическую карьеру в Украине и создают партию. Рабочее название проекта - «Альтернатива». Пока непонятно, какие электоральные перспективы у партии с лидерами-беглецами без проведения выборов на всем Донбассе. Но продемонстрировать верным идеям регионалам и коммунистам свое присутствие они могут попытаться. Там есть и денежные ресурсы, и умение жестко добиваться своего.
Кроме того, есть риск появления новых «красных комиссаров». Насаждаемые Москвой левые молодежные террористические проекты могут прикрываться идеей, что нужно сражаться с украинскими буржуями и капиталистами. Но их успех или провал - это уже зона ответственности спецслужб.