counter

Как экология стала помехой безвизу


Просмотров: 2121


Как экология стала помехой безвизу

31 октября Президент Украины Петр Порошенко ветировал два "евроинтеграционных" закона: "Об оценке воздействия на окружающую среду" и "О стратегической экологической оценке".

Важно, что сделал он это накануне саммита ЕС 24 ноября, где сам обещал нам решение о таком долгожданном безвизовом режиме.

Гарант вернул в парламент "зарубленные" законы со своими предложениями. Правда, депутаты пока не видели полной аргументации главы государства. Она отсутствует и на сайте Порошенко. Однако парламентарии уже поспешили заявить, что позиция Президента "непонятна".

Ведь законы были одними из базовых на пути европейской интеграции. А их ветирование может иметь весьма негативные последствия накануне судьбоносного саммита. Такие же, к сожалению, неутешительные прогнозы дают и европейцы, которые крайне негативно восприняли известие об отклонении законов.

Экология для европейцев - сверхважна

Уже на следующий день после ветирования в Киеве во время конференции руководитель отдела программ внешней помощи "Энергетика, транспорт, окружающая среда" делегации Европейского Союза в Украине Иоганнес Баур предупредил о негативных последствиях для Украины после ветирования закона Президентом.

"Это нехорошая новость на пути более тесной интеграции Украины, и это нехорошая новость перед саммитом, который должен состояться в конце этого месяца. Это часть выполнения обязательств Украины по конвенции Эспо (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте), где этот закон, о котором мы говорим, является абсолютно необходимым, если мы ожидаем прогресса в области окружающей среды, и я хочу обратиться к украинским органам - поработайте над тем, чтобы этот закон был принят как можно быстрее", - отметил Баур.

Он еще раз напомнил, что закон об экологической оценке является одним из тех документов, которые Украина обязалась принять в рамках Соглашения об ассоциации и договора о присоединении к Энергетическому сообществу.

"Мы анализируем вето, что оно означает, и, как Европейский союз в координации с другими донорами и странами, мы отреагируем на это вето", - предупредил он.

Интересно, что до принятия закона в октябре заместитель министра экологии и природных ресурсов по вопросам евроинтеграции Николай Кузьо признал, что международные партнеры негативно оценивают задержку с принятием этого и ряда других экологических законопроектов, которые Украина обязалась принять в рамках Соглашения об ассоциации и договора присоединения к Энергетическому сообществу.

Однако сейчас, после вето Президента, в Минэкологии пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре.

Так, министр Остап Семерак констатировал, что оба закона возвращены в Верховную Раду с целью их улучшения.

"Другого выхода как следовать принципам регламента и Конституции у украинского парламента нет и у нас, как сообщества природоохранного, тоже. Поэтому я думаю, что нам нужно очень быстро вместе с нашей экспертным средой, вместе с европейской экспертной средой на базе экологического комитета ВР провести широкую быструю дискуссию, привлечь представителей Администрации Президента, потому что в конце концов тот, кто подписывает документ, тот и отвечает за его смысловую нагрузку», - утверждает Семерак.

Он настаивает, что у главы государства есть дельные замечания, которые нужно услышать, обсудить и имплементировать. И дальше - снова искать в парламенте 226 голосов. И последнее, по словам министра, и будет самым трудным, поскольку организовывать депутатов со временем становится все труднее.

В чем камень преткновения

Напомним, что закон "О стратегической экологической оценке" был принят в первом чтении еще в июле, до "летних каникул" нардепов. И только 4 октября Верховная Рада проголосовала его во втором чтении и в целом. Закон, как написано в пояснительной записке, "предусматривает обязанность органов власти планировать на длительную перспективу возможное влияние на окружающую среду решений по стратегии развития региона, создания предприятий, особенно тех, которые добывают полезные ископаемые".

Председатель подкомитета Комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Иван Рыбак, докладывая о законе, уверял, что

"он даст возможность стратегически планировать в генеральных планах организации территорий места, где могут размещаться промышленные объекты. Соответственно, рассчитывать заранее, чтобы инвестору можно было предлагать территорию под строительство промышленного объекта и рассчитывать все экологические риски, с которыми может столкнуться территория".

Тогда же Рада приняла во втором чтении и в целом закон "Об оценке воздействия на окружающую среду". Секретарь Комитета Верховной Рады по экологической политике и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Остап Еднак также объяснил, что этот документ Украина обязана принять, поскольку она присоединилась к европейским стандартам в сфере охраны окружающей среды.

"Законопроектом предусматривается проведение процедуры оценки воздействия на окружающую среду. В то же время мы отменяем экологическую экспертизу и полностью удаляем ее из нашего законодательства", - сказал Еднак.

Также законом предусматривалось ведение единого реестра оценки воздействия на окружающую среду промышленных объектов, который будет находиться в свободном доступе для общественности. Согласно пояснительной записке, документ обязывал предоставлять экологическую оценку воздействия на окружающую среду новых промышленных объектов, чтобы получить разрешение на их сооружение.

Этот закон с весны текущего года дважды рассматривался в парламенте, и оба раза он был направлен на повторное второе чтение. Остап Еднак уверен, что крупный бизнес с помощью парламентского лобби противодействовал принятию Закона "Об оценке воздействия на окружающую среду".

По словам депутата, документ устанавливает новые прозрачные правила ведения бизнеса и европейские стандарты по охране окружающей среды. Сегодня нередки случаи, когда инвесторы строят экологически опасные объекты, а затем узаконивают их, используя лазейки в законодательстве.

Депутат сообщил, что перечень видов деятельности, по которым требуется соответствующая оценка, четко прописывался в законе. При этом из-под его действия выводился малый бизнес. Например, для тепловых электростанций необходимость производить оценку возникала бы только при мощности 50 МВт и выше, а для предприятий по производству целлюлозы устанавливали нижний предел 200 тонн выработки в сутки.

Экологическое рейдерство в действии

"Мне непонятно, почему и как Президент ветировал закон, который прошел все комитеты, в частности энергетический комитет, который всегда очень внимательно относится к экологическим вопросам. Закон, по сути, прошел все круги, был проголосован в парламенте. И в конце концов Президент наложил вето. Для меня это просто неприемлемые вещи",

- заявил в интервью АСН Председатель подкомитета по вопросам энергосбережения и энергоэффективности Комитета топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Алексей Рябчин.

Разумеется, вопросы экологии в воюющей стране – не приоритетны. Но этот закон имел целью урегулировать очень много проблем для бизнеса.

"Ведь именно бизнес был его самым яростным инициатором. И иностранные инвесторы, которые хотели инвестировать сюда средства. Для этого необходимы были европейские нормы, которые бы позволили предприятиям здесь работать без угроз экологического рейдерства или взяточничества, которое было и есть... Поэтому для меня, как человека, который боролся за принятие этого закона, это просто непонятные вещи, почему после того, как мы ратифицировали Парижское климатическое соглашение и другие важные документы и решения, наложено вето", - добавил нардеп.

При этом на уточняющий вопрос АСН о наличии групп интересов и лобби вокруг Президента, которые могут быть заинтересованы в ветировании закона и новых принципов, которые он предлагал, народный депутат отвечать не захотел.

"Я не хочу делать голословные заявления. Но точно могу сказать, что последствия для Украины накануне саммита ЕС будут весьма негативные. Потому что я знаю, что в ЕС вопросы экологии очень важны. Это вопрос ценностей. И мы показывали ЕС, что мы движемся к европейским ценностям, несмотря на то, что у нас война. Это вопросы глобального масштаба. Поэтому последствия будут весьма негативные", - прогнозирует он.

Экологи шокированы и разочарованы

Так, Анна Голубовская-Онисимова, председатель координационного совета ВЭОО "МАМА-86" считает, что с самого начала затягивание с принятием соответствующих законов ставило под сомнение приверженность Украины приоритетам евроинтеграции и готовность к цивилизованному развитию.

"Общественные организации надеются на быструю и жесткую реакцию западных партнеров на неожиданное вето Президента, которое перечеркивает 10-летние усилия очень многих специалистов, работу министерства, а также двухгодичную работу Верховной Рады Украины", - сказала она.

Глава отдела по вопросам изменений климата Экологического Национального центра Ирина Ставчук напомнила, что эти два заветированных закона "висели" в парламенте по крайней мере последние два года. Делалось все, чтобы их не принять, несмотря на все международные обязательства Украины не только по экологическим вопросам, а прежде всего в рамках Энергетического договора, который открывал для нас колоссальные возможности по энергосбережению и инвестированию в сферу энергетики.

Закон "Об оценке воздействия на окружающую среду", по сути, "ломал" старую советскую систему, при которой можно было строить любое, даже вредное для людей и экологии производство, не слушая их мнения.

"Закон прописывал открытые процедуры, когда обязательным было бы общественное обсуждение, а также большая публичность, открытость и доступ к информации о намерениях строительства того или иного объекта", - сказала она.

А сейчас получить такую информацию можно только при условии, если это строительство предприятий происходит с участием международных организаций. Во всех остальных случаях на пути становятся коррумпированные чиновники. Что же касается закона "О стратегической экологической оценке", то такая практика, когда тот или иной объект, предприятие и оценка его экологических последствий делается еще на стадии проектирования, - это норма для цивилизованных стран. Но не для Украины, к сожалению.

Поэтому у нас продолжают строить в лучшем случае фермы, рядом с которыми не могут жить люди из-за вони и загрязнения воды, рассказывает эколог.

"И на это нет управы", - добавила эксперт в интервью АСН.

"То, что законы заветированы, еще раз подтверждает тот факт, что в стране есть ряд бизнес-интересов, которые и в дальнейшем хотят управлять предприятиями, строить производства без учета прав общин, людей, их экологических интересов и без оглядки на возможные негативные последствия для окружающей среды. Других причин нет. Только так можно объяснить то, что законы не вступили в силу", - уверена она.


Читайте АСН в Google News




Новости партнеров




Другие важные новости и публикации
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Когда в доме появляется маленький котенок, владельцу необходимо обеспечить надлежащий уход Тогда питомец будет....
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
В современном мире заботы, хлопоты и вечная гонка за счастьем часто порождают тревожность и стресс Обрести душ....
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Чакры — это энергетические уровни развития человека Это наши внутренние центры силы, по которым протекает энер....
Как создать место силы в своей квартире
Как создать место силы в своей квартире
Дом может не только защищать нас от внешних факторов, но и придавать сил Такой уголок можно создать в каждом п....
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека Несмотря на то, что в жизни каждого из нас быв....
больше материалов
/-0,3684549331665-/ /-pc-/
Top