«Я прошу больших людей освободить наших детей. Они ждут, что мы им поможем!» - говорит Галина Выговская. Она - мать осужденного в России украинца Валентина Выговского. «Они страдают, сидят в камерах-одиночках, им не приходят от нас письма», - продолжает она и просит Президента о помощи: «Петр Алексеевич, смилуйтесь над нами».
В глазах Галины - слезы, ее руки влажные от волнения. Мама рассказывает, как живет почти два года без сына: «Знаете, когда он пропал, то я не чувствовала, что он жив. Я потом на свидании в Лефортово в Москве у Валика спросила, почему так случилось. Он мне ответил: «А я и не был живой, из меня всю душу выбили, тело ходило отдельно, прежнего Валика больше нет».
О деле Валентина Выговского сегодня известно немного, ведь оно было и остается засекреченным. Со слов родителей знаем, что Валика взяли в Крыму в сентябре 2014 года. На полуостров он поехал по делам. Даже ночевать там не собирался. Его схватили на железнодорожном вокзале представители так называемой крымской самообороны и передали в руки ФСБ. Больше месяца родители Валентина не знали, где их сын. Его искали СБУ и МИД, но только в середине октября Украина получила официальный ответ от компетентных органов России, что Выговский задержан и прибывает в Лефортовском следственном изоляторе в Москве. Там он и просидел 18 месяцев. Долгое время без свиданий с родными и украинским консулом. Его пытали. «Я дважды прощался с жизнью», - напишет впоследствии украинец своей маме. 15 декабря 2015 года Московский областной суд приговорил украинца к 11 годам тюрьмы «за шпионаж». Мол, «шпион из Украины пытался купить в РФ технологии двигателя Су-25», а для этого «вербовал» людей в соцсетях».
В письмах же Валентин Выговский писал, что в РФ ему предлагали работать на Россию. «Молодой человек, зачем вам сидеть в тюрьме – служили бы Родине. Неважно, какой родине. Вот так дословно и сказали, - рассказывал он своей маме Галине в одном из писем. - Я ответил, как какая разница?! Не хотелось таких нюансов писать в письмах, просто цирк, честное слово, товарищи! Хочу быстрее домой, надоело все это!»
Российский адвокат Илья Новиков вступил в дело уже после оглашения приговора. По скайпу он говорит: «Надеялся, что Валентин на самом деле шпион, - это существенно упростило бы его освобождение, спецслужбы боролись бы за своего». Но материалы дела, которые остаются засекреченными, свидетельствуют об обратном. Выговского фактически обвинили в том, что он работал сам на себя, добывая секретные чертежи самолетов с целью последующей продажи.
«Валентин с детства дружил с авиацией. Приходил к нам на завод, где мы строили маленькие самолеты, всем интересовался. Это был живой интерес. Валик – честный человек, я не могу поверить, что он шпионил. Человек, который продавал в жизни автомобильные диски, не может им быть», - говорит друг семьи, авиаконструктор Виктор Ващенко, стоя на ступеньках Украинского дома.
Сюда Виктор пришел поддержать семью и поздравить Валентина с днем рождения. 3 августа ему исполняется 33 года.
За его спиной - плакаты и фотографии. На одном из фото Валентин с сыном. Малышу и сегодня папа пишет особые письма. Это единственные весточки из России, которые цензура пропускала на украинском языке. «Кірюшка, привіт! Як у тебе справи? Чим ти займаєшся, поки мене поруч немає?» - написано в одном из писем. Мальчик не знает, что его папа, которого он так ждет, находится в тюрьме. Родные говорят, что он работает в Москве и вот-вот приедет.
На это надеются и все пришедшие на акцию. С верой в освобождение люди запускают в небо десятки бумажных самолетиков. На крыльях каждого - строки из писем Валентина Выговского и адрес, куда можно ему написать: «ФКУ ИК-11 УФСИН России по Кировской области, пос. Утробино, Кировская обл., Россия, 613040. Вигівський Валентин Петрович, 1983». Но письма доходят лишь на русском языке.