Украина еще на один шаг приблизилась к новой Конституции. Проект частично обновленного Основного закона Украины предварительно утвердили, как это любят в нашей стране, под дату — накануне Дня Конституции. Якобы по нему Украина взяла курс на децентрализацию. Но некоторые политики скептически утверждают, что вместо децентрализации получим «дОцентрализацию».
В тишине и без огласки
С первого дня своего президентства Петр Порошенко заявил о необходимости проведения децентрализации в стране. За образец решили взять польский опыт усиления и расширения полномочий регионов. И закрутилось. Последние полгода политики и эксперты активно трудились над написанием новой Конституции в части децентрализации. Справедливости ради отметим, что процесс был закрытым, но для создания иллюзии прозрачности по всей стране проводились различные экспертные конференции и круглые столы (их результаты на реальный ход написания Основного закона вообще не влияли).
26 июня Конституционная комиссия утвердила и отправила на рассмотрение Президенту Петру Порошенко изменения в Конституцию, касающиеся децентрализации. Примечательно, текст утвержденных изменений не спешили предавать гласности — ни на одном официальном сайте не был обнародован проект конституционных изменений (по состоянию на 27.06.2015).
О содержании предлагаемых конституционных изменений журналисты узнавали из собственных источников и отдельных комментариев политиков.
Новое административно-территориальное устройство
Итак, какие изменения ждут Украину? Согласно проекту изменений в Основной закон, в стране будет другое административно-территориальное устройство. Такие понятия, как области, районы, города, районы в городах, поселки и села канут в Лету. Вместо них — громады (общины), районы, регионы.
По замыслу авторов конституционных изменений, громада станет «базовой единицей в системе административно-территориального устройства». Громада может состоять как из одного, так и нескольких населенных пунктов, решение за Верховной Радой. Громады в свою очередь будут объединены в район, а районы — в регион. Количество регионов будет равно количеству нынешних областей.
Кстати, вопросы регулирования местного самоуправления во временно оккупированных регионах страны вынесут в Переходные положения Конституции. Они будут звучать следующим образом: «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей определяются законом об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Предлагается и новое руководство регионами. Районные и областные государственные администрации ликвидируются, взамен будут созданы префектуры во главе с префектами (аналог губернатора).
Кто перед кем в ответе?
Александр МоскалюкСамые большие дискуссии относительно конституционных изменений проходили вокруг того, кто и как будет назначать, увольнять префектов, и закрепят ли за Президентом право останавливать акты общин и префектов. Эксперты выразили обеспокоенность тем, что глава государства намерен узурпировать власть. «Если мы говорим, что идем по пути проведения децентрализации по польскому опыту, то слова и действия не должны расходиться. Очень показательный момент. В украинском варианте децентрализации (тот, который изначально хотели утвердить, — авт.) прерогативу досрочно прекращать полномочия местных советов хотят закрепить за Президентом. В то время как в Польше такое право — компетенция Сейма и правительства», — заявил АСН эксперт по конституционному праву Александр Москалюк. — Глядя на то, как выписывают децентрализацию в Украине, создается такое впечатление, что ключевые политические игроки процесс децентрализации пытаются подстроить под себя».
Как показало время, такие опасения не оправдались. В последний момент все спорные нюансы из проекта Конституции изъяли. «Больше всего критиковали, в частности, две нормы. Первое — изначально в проекте Конституции предлагалось закрепить, что префекта назначает Президент по представлению Кабинета Министров. Но после конструктивных дискуссий норму изменили — увольнять префекта можно будет тоже с представления Кабмина», — сказал АСН член Конституционной комиссии Виктор Мусияка. Он также уточнил, что члены КК усовершенствовали норму, касающуюся приостановления полномочий органов местного самоуправления.Виктор Мусияка
«В первом варианте проекта Президент мог остановить решение и деятельность любого органа местного самоуправления, если оно угрожает территориальной целостности и суверенитету. Естественно, это вызвало много критики — шло усиление полномочий главы государства. Поэтому норму расширили — спорное решение органов местного самоуправления передается на рассмотрение Конституционного Суда. Если суд признает его антиконституционным, Верховная Рада назначает дату перевыборов, — добавил Мусияка, уточнив, что проект Конституции не предусматривает узурпации власти Президентом.
Что касается полномочий префектов, то они будут обширными: на них, в частности, возлагаются функции надзора за соблюдением Конституции и законов органами местного самоуправления, обеспечения выполнения государственных программ. Также префект может издавать акты, которые являются обязательными на соответствующей территории.
Конституционные изменения в корне меняют и принципы финансирования местных органов власти. На сегодня финансирование идет по утвержденному «вслепую» в Киеве бюджету. Предлагается же принцип субсидиарности — финансирование районов, регионов и громад будет осуществляться из расчета их нужд.
Конституционный календарь
Президент Петр Порошенко пообещал не тормозить конституционный процесс — изменения в Основной закон страны в части децентрализации внести на рассмотрение парламента уже на следующей неделе (30 июня — 3 июля, — авт.). «У нас еще есть шанс, чтобы проголосовать изменения в Конституцию до даты местных выборов, до 25 октября», — подчеркнул Порошенко.
Леонид ЕмецЧтобы успеть к выборам, депутатам придется хорошенько постараться. «Процедура следующая. На второй сессии парламента нынешнего созыва (до 17 июля, — авт.) депутаты 226 голосами должны поддержать изменения в Конституцию. Затем документ для экспертной оценки отправят в Конституционный Суд. И лишь потом голосование во втором чтении 300 голосами на очередной сессии ВР (третья сессия по календарному плану работы ВР откроется 1 сентября, — авт.)», — разъяснил АСН народный депутат Леонид Емец.
Но и это еще не все. Одних конституционных изменений мало, чтобы в полном объеме запустить в стране процесс децентрализации. «Еще нужно будет принять несколько десятков законов. К примеру, понадобится отдельный закон про общины, префектуры», — уточнил АСН народный депутат Вадим Денисенко. А для этого нужно время.Вадим Денисенко
Поэтому власть, избранная на местных выборах 25 октября, будет временной. Через год-два придется проводить перевыборы под новые конституционные полномочия.
PS Менять Конституцию Украины будут в три этапа. В рамках первого — децентрализация. Второго — судебная реформа. Третьего — пересмотрят раздел относительно конституционных прав украинцев. То есть в лучшем случае полностью новую Конституцию Украина увидит не раньше 2017 года.