Люстрация - все? Иначе с какой стати Комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции вынес ее на рассмотрение, еще и пригласил принять участие в заседании представителей силовых ведомств? В зал заседаний на Садовой действительно пришла уйма народу. Что и не удивительно, ведь тема интересная и запутанная.
Списки и отписки
Кроме депутатов, в основном были представители СМИ. Поскольку список приглашенных в анонсе поражал, обещал немало новостей, а может, и конфликтов. Из руководителей пришел только председатель Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров. Министерство внутренних дел это грандиозное мероприятие просто проигнорировало. Из ГПУ прислали письмо, в котором заметили, что комитет ВРУ - не тот орган, который уполномочен вызывать на ковер прокуроров, дабы те отчитывались за люстрацию. СБУ было представлено на уровне замов.
Интересным было разве что выступление-отчет руководительницы департамента по вопросам люстрации Минюста Татьяны Козаченко. Она сообщила, кто и как избегает люстрации, назвала фамилии помощников.
Козаченко рассказала, что в Украине уже люстрированы 897 должностных лиц. В частности, прокуратуру «очистили» от 201 человека, МВД - от 193, ГФС - 258, СБУ - 48. А областные/районные администрации - от 45 человек, остальные центральные органы власти - от 172.
Прокурорские гарантии
По словам Козаченко, наиболее качественно люстрация задела прокуратуру. Хотя и там не обошлось без проблем. Многих прячут от действия закона об очищении власти. Поэтому сейчас в рядах прокуратуры есть шесть человек, которые непосредственно во время Майдана, акций массовых протестов были руководителями прокуратуры города Киева или их заместителями, - это Погорелый, Софиев, Васильев, Безкоровайный, Твердохлеб и Кровошецкий. «Как только началась люстрационная проверка, они были переведены обычными прокурорами в области», - рассказала Козаченко.
Она также акцентировала, что еще ряд сотрудников органов прокуратуры (а именно главный бухгалтер, занимавший эту должность при всех генеральных прокурорах с 1996 года, руководитель генеральной инспекции внутренних расследований и безопасности, заместитель руководителя судебного департамента прокуратуры) обошли люстрацию с помощью суда. И что спасительные решения были приняты в основном судьями Киевского админсуда. И назвала их имена: Игорь Качур, Владимир Келеберда и Виктор Данилишин. Впоследствии члены комитета решили внимательнее присмотреться к их деятельности, как и к мотивам ряда других судей. Если в очередной раз не «заговорят» тему, найдут много интересного. К примеру, в архивах есть сообщения СМИ о том, что в мае 2015 года писал на своей странице в соцсети Игорь Качур, почему считал войну на востоке Украины гражданской, а действующую власть обвинял в ее разжигании.
Три буксира
А вот МВД, СБУ и ГФС Козаченко не хвалила. Отметила, что там люстрация пробуксовывает. Причин много. В частности, кому-то позволили уволиться по собственному желанию или соглашению сторон, кого-то спрятали на других должностях, у кого-то также имеются решения судов в свою пользу. Больше всего досталось ГФС, где 42% работников центрального аппарата больше года находились на должностях вопреки закону о люстрации.
В Министерстве внутренних дел, по ее словам, два позорных случая: «Это Паскал Василий Федорович, которого, несмотря на все, так и не уволили, но он был вынужден уйти под давлением общественности. И Сиренко Анатолий Петрович, который подпадает под запрет, поскольку возглавлял Департамент ГАИ Украины. Он восстановился благодаря тому, что подал иск через три года после увольнения, и суд изменил дату его приказа на полгода раньше».
В СБУ трое областных руководителей должны попасть под прямое действие закона об очищении власти. Это председатели СБУ - Ратиев из Винницкой, Будовицкий из Хмельницкой и Довженко из Черниговской областей.
Медиа-повод
Обсуждение темпов проведения люстрации продолжалось более двух с половиной часов. Представители ведомств, которые все-таки пришли, пытались сказать что-то в свое оправдание. А депутаты, упражняясь в ораторском искусстве, вносили предложения. Это традиционно для Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, который еще называют комитетом медиа-поводов. Да, вопросы там поднимают важные. Но часто пошумят-пошумят и утихнут или переключатся на более рейтинговый контент. Чем не с коррупцией борются, а медиа горяченькими сюжетами, скандалами кормят.
Также отметим, что по окончании люстрационной темы некоторые «комитетчики» на неофициальное вопрос, что это за активизация, какова цель действа, отвечали: скорее всего, найти виноватых в провале люстрации. Похоже, это так и есть. Хотя очень хочется верить, что все же какая-то польза от встречи будет. К примеру, она станет толчком к разрушению схем «спрячь своего» и судейской поддержки. Фамилии названы. Ими грех не апеллировать публично. Это и рейтинги повысит, и стране поможет. А просто заговаривать проблему - это уже устаревший тренд.