О Крыме, о том, как он был аннексирован, сейчас снова активно заговорили. Даже немного открыли секретную информацию. Но во что выльется снятие грифа со стенограммы заседания СНБО, на котором новая послереволюционная власть решала, как действовать? И почему судьбу решали именно эти люди? Или почему только сегодня стали известны некоторые призывы?
Cherchez la femme
В частности вопрос: что там делала Юлия Тимошенко, которая на тот момент не была ни депутатом, ни чиновником. Но Она не только была на вполне тайной беседе, но еще и принимала участие в дискуссии. В частности настаивала на необходимости нестандартных мирных действий. И что нельзя говорить о срочном членстве в НАТО, потому что это вызовет еще большую агрессию России. Или: «Ни один танк не должен выйти из казармы, ни один солдат не должен поднять оружие, потому что это будет означать проигрыш. Никакого военного положения и активизации наших войск! Мы должны стать самой мирной нацией, просто вести себя как голуби мира...»
С одной стороны, прочитав сказанное тогда только освобожденной из тюрьмы Юлии Владимировны, которая как бы и не хотела выступать, но как лидер крупнейшей партии коалиции не могла молчать, потому что цена того решения невероятно высока и нет права на ошибку, вроде бы и веришь. Как и соглашаешься, что мы должны были умолять все международное сообщество встать на защиту Украины, были слабыми.
Вспомнить все
Но как вам, к примеру, фраза Юлии Владимировны: «Я провела консультации с самыми опытными людьми и должна сказать, что Путин хочет реализовать абхазский сценарий, и только нужно, чтобы мы дали ему повод»?.. Надеемся, ЮВТ проинформирует, кто эти люди.
Хорошо прошлась Она и по Саакашвили. «Вы помните, как тогда повелся на его провокацию (Путина. - Авт) Саакашвили. И проиграл! Мы не имеем права повторять его ошибки. Поэтому призываю всех и каждого семь раз подумать перед тем, как сделать хоть один шаг», - цитируют Тимошенко в стенограмме.
Еще другое вспомнилось. Но не о Саакашвили. А о позиции премьер-министра Украины Тимошенко и ее фракции в парламенте. Точнее, как Тимошенко молчала о Грузии в 2008 году. А фракция БЮТ распространяла заявление с призывом к парламенту сделать все возможное, чтобы Украина не была втянута в конфликт в Южной Осетии на любой стороне. А потом, во время «очной ставки», организованной парламентскими журналистами, председатель фракции БЮТ Иван Кириленко на вопрос главы фракции НУ-НС Романа Зварыча о готовности осудить акт российской агрессии в Грузии ответил: «Категорически нет! Потому что агрессию начала Грузия, а мы не сторона конфликта» (это было 26 сентября 2008 года).
«Юля! Юля!»
Александр ПалийПолитолог Александр Палий уверяет, что сказанное Тимошенко на СНБО его не удивляет, хотя и выступила не просто против введения военного положения, а против любых мобилизационных усилий, за капитуляцию.
«Очевидно, что Тимошенко подыгрывала Путину достаточно долгое время. Она занимала именно такую позицию во время оккупации. ...Люди увидят, что политики это не совсем то, о чем они говорят. Думаю, ей трудно будет выступать на ток-шоу. Хотя, как показывает прошлое, в частности ее «Все пропало!» и коалиция с Януковичем, она же и дальше выступает. Так и сейчас сможет. Но уже ей не так просто будет», - отметил политолог.
Палий добавил также, что, если бы она когда-то, мягко говоря, не упустила возможность вступления Украины в НАТО, история развивалась бы иначе: «Она бегала от Генерального секретаря НАТО будучи премьер-министром... И часть крови, которая сейчас есть, на ее и Ющенко руках, которые упустили тот шанс».
В силках
Евгений МагдаА политический эксперт Евгений Магда отметил, что ответ на вопрос, что на закрытом мероприятии - заседании СНБО - делала Тимошенко, должны задавать компетентные правоохранительные органы. А главное здесь другое. В частности, Тимошенко сейчас напоминают, что она была «голубкой мира»:
«Некоторые наши политики несколько заигрались. В частности, в стремлении показать, что они хорошо относятся к Юлии Владимировне, хотя еще тогда были планы на политический развод. А теперь хотят показать: кто виноват в том, что сдали Крым», - отметил Магда АСН.
Он подчеркнул, что сейчас мы имеем только углубление политического кризиса. Кроме того, отметил: «Тимошенко сегодня более рейтинговый политик, чем те, кто ее обвиняет, - это факт. И думаю, Президент очень доволен, что его не было на том заседании СНБО. И он сейчас может выступать в качестве своеобразного арбитра».
Принуждение к миру
Тарас БерезовецВ том, что стенограмма является элементом внутренней политической борьбы, уверен и политический эксперт Тарас Березовец. «Видно, что за введение военного положения выступал только Турчинов. Пикантно выглядит из-за того, что позже Юлия Владимировна во время избирательной кампании атаковала Порошенко, требуя ввести его на Донбассе», - отметил он в комментарии АСН.
По его убеждению, политические потери от текста стенограммы будет иметь не только Тимошенко, но и Валентин Наливайченко, Олег Махницкий и Игорь Тенюх, которые показаны как безответственные и слабые неэффективные руководители, из-за которых все произошло. А также можно ожидать возобновления расследования относительно преступной бездеятельности руководителей СБУ, ГПУ и МОУ по Крыму.
Березовец говорит, что политические дивиденды получат Петр Порошенко и Александр Турчинов, которые друг друга усиливают как политические союзники. Что касается Тимошенко, ее если и не вынудят к полному политическому миру, то обороты снизить Юлии Владимировне все же придется.