Итак, Россия с Украиной обменялись очередными реверансами, на сей раз торговыми. Сначала РФ ввела запрет на украинские продовольственные товары и сельхозпродукцию, а заодно и транзит этих товаров в третьи страны, который начал работать с 1 января этого года. Затем зеркально ответило наше правительство – и с 10 января вступило в силу ограничение на реализацию целого ряда товаров российского производства, которое будет действовать как минимум семь месяцев. «Черный список» достаточно обширный, в нем оказались мясо, рыба, молоко, сыры, продукты детского питания, чай, кофе, шоколад, хлеб, водка, сигареты, корм для животных и другая продукция.
Кстати, общество к такому шагу было готово давно: акцию «Не покупай российское!», которая появилась в ответ на аннексию Крыма, поддерживает подавляющее большинство патриотически настроенных граждан нашей страны. Но все же интересно, какими будут последствия этих запретов прежде всего для самих украинцев? Будем ли мы чувствовать дефицит привычных продуктов питания или, наоборот, это повлечет за собой позитивные для страны в целом процессы? Если говорить о бюджете страны, то правительство считает, что уже в этом году наши потери будут оцениваться в 420–600 миллионов долларов, некоторые эксперты называют другую цифру – около миллиарда долларов.
Политическое решение
Честно говоря, когда цены на товары, маркировка на которых указывала, что они произведены в России, в последнее время удвоились, а то и утроились, хотелось только одного – чтобы появились аналогичные украинского производства. Говорю прежде всего о различных моющих средствах – россияне почему-то решили, что они тут у нас на вес золота, а посему мы их будем покупать по любой цене, и взвинтили эти самые цены чуть ли не до небес. Но если еще месяц назад на вопрос «А есть ли украинский аналог?» продавцы отвечали отрицательно, в январе на полках магазинов уже появилась украинская продукция. Что же касается сыров и мясо-молочной продукции, то, скорее всего, наш внутренний производитель среагирует адекватным образом – и образовавшиеся ниши вскоре будут заполнены. К тому же этот процесс будет сопровождаться еще и появлением новых рабочих мест, что тоже для Украины, с ее заоблачным уровнем безработицы, немаловажно.
Илья НесходовскийРасширение на 70 позиций списка товаров, запрещенных к ввозу из России, которое недавно одобрил Кабмин, отражает лишь показательную борьбу Украины с российскими товарами. Это больше политический перечень, чем экономический, заверил «Аналитическую службу новостей» (АСН) экономический эксперт Илья Несходовский. «Несмотря на отсутствие каких-либо санкций, товарооборот между Украиной и Россией падал и раньше, причем значительно, – отметил он. – Основная причина этого была в том, что украинские потребители самостоятельно отказывались от использования российских товаров. Перечень же товаров, указанных в первом списке, не составляет существенной доли в товарообороте между Украиной и Россией».
Логистика станет дороже
Кстати, многие эксперты, особенно экономического направления, просто уверены: мы с вами, дорогие украинцы, отсутствия товаров Made in Russia даже не заметим. К примеру, директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко отмечает, что интерес к российским товарам со стороны украинцев демонстрирует стойкое падение – люди еще в 2014-м стали проявлять повышенный интерес к маркировке, игнорируя товар, который был произведен на просторах страны-агрессора. По его данным, за два последних года с нашего рынка ушло более 70% российских товаров: часть – из-за сознательного бойкота украинцами всего российского, часть – по причине падения покупательной способности наших людей.
По предварительным экспертным выводам, кое-что с наших магазинных полок все же исчезнет. К примеру, отдельные виды кондитерских изделий, которые прекрасно можно заменить своей продукцией, макароны твердых сортов, вместо которых можно использовать более дорогие итальянского производства или более дешевые украинские из мягких сортов пшеницы. Что же касается бытовой химии и моющих средств, то в этом торговом сегменте правительственное эмбарго Украине только в плюс: запрет ввозить стиральный порошок, шампуни и другую продукцию из этой же серии в упаковках, скорее всего, подтолкнет процесс создания фасовочных цехов на территории нашей страны. Опять-таки это – еще и дополнительные рабочие места, которых Украине сейчас катастрофически не хватает.
Но, что интересно, под украинское эмбарго попали в своем большинстве международные компании, имеющие свои производственные мощности на территории России. Их менеджмент, просчитывая свою деятельность на несколько ходов вперед, учел общую тенденцию – и успел что-то начать фасовать прямо у нас, а что-то завозит в Украину другими путями. Если же говорить об Украине, то значительная часть наших потерь – это следствие введенного Москвой транзитного эмбарго: стоимость доставки украинских товаров в среднеазиатские страны по альтернативному маршруту будет значительно выше. Так, по словам министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко, «логистика с двумя паромными переправами более дорогая, чем была раньше прямая». Кроме удорожания собственно доставки есть еще один негатив: по более длинному пути, который занимает 11 дней, нельзя будет доставлять скоропортящиеся продукты (к примеру, молочная продукция или овощи-фрукты в сезон). В любом случае главное то, что запущен поиск путей решения проблемы. Это, уверяют эксперты, – половина успеха.
Цены поползут вверх
Возвращаясь к последствиям этих запретов для простого украинца, нельзя не отметить, что если с наполняемостью полок все более-менее понятно (пройдет какое-то время – и от российских товаров может не остаться даже воспоминаний), то вот с ценами не совсем. Для обнищавшего украинца, каким является среднестатистический гражданин нашей страны, качество и цена товаров – категория на самом деле более важная, нежели наличие или отсутствие в торговых сетях российских товаров. Но если представители больших торговых сетей считают, что изменение логистики никак не повлияет на цены, в экспертной среде на этот счет немного другое мнение.
Александр ОхрименкоКак отметил в комментарии АСН президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, стоимость многих товаров будет иметь тенденцию к повышению. Но причина будущего роста цен – вовсе не эмбарго и новые пути доставки, а рост курса доллара. По его словам, «цены, особенно на импортную продукцию, будут меняться быстрее, нежели курс доллара, а происходит это потому, что импортеры обязательно закладывают в цену любого товара все валютные риски». К тому же Александр Охрименко советует потребителю быть более внимательным: мол, могут появиться кустарные производства, где будут штамповать брендовый товар.
Стать более демократичными – вследствие закрытия для нашего продовольствия российских рынков сбыта – могут разве что цены на фруктово-овощную и мясо-молочную группы товаров, которые придется реализовывать дома, т.е. в Украине. Ведь отныне им заказана дорога не только в Россию, но и в другие страны СНГ, куда эти товары как раз и попадали через территорию РФ. Переориентировать же их куда-либо сложно из-за небольшого срока хранения, поэтому все это добро производителю придется продавать на внутреннем украинском рынке, что для потребителя – только плюс.
В общем, как видим, активизация торговых баталий между Украиной и Россией, если воспользоваться сложившейся ситуацией с умом, Украине должна принести больше пользы, чем урона. Хотя и без него, конечно, не обойдется. Тут нужно еще учитывать, что Москва ввела санкции против Украины фактически из-за того, что мы в торговом плане, так сказать, подружились с Европой – именно с 1 января этого года Украина вошла в зону свободной торговли с ЕС. И планирует и в дальнейшем отстаивать свои права и интересы во Всемирной торговой организации. К примеру, собирается судиться с РФ в рамках процедуры по урегулированию споров, предусмотренной в этой организации. В правительстве надеются, что заявление относительно незаконных действий России, касающихся повышения пошлин, эмбарго на продовольствие и запрета транзита, в Генеральном совете ВТО рассмотрят уже в феврале.
Что же касается обычных украинцев, то, по словам Александра Охрименко, результаты открытия зоны свободной торговли с ЕС для них пока что будут незаметными. «Если внимательно послушать официальные выступления европейского сообщества, то они прямо говорят, что качественно положительные изменения в экономике Украины можно будет увидеть где-то через 5–7 лет после создания зоны свободной торговли, – поясняет он АСН. – А если брать в глобальном плане, это 10 лет, так прописано в Соглашении об ассоциации. Тогда мы действительно увидим перемены, а пока что они незначительны. В 2016-м дешевых товаров не будет и ждать их не стоит. Ведь даже если будет снижаться пошлина, товары же все в евро, а никто не будет продавать себе в убыток. И если вы пересчитаете цену в евро по курсу, даже машины в гривне подорожают, поскольку курс евро растет. Это же касается лекарств, вещей и других товаров».