На фоне бесконечных обещаний об очистке судейского корпуса и проведения полномасштабной реформы неожиданным и резонансным стало увольнение четырех судей. В числе которых и одиозный Киреев, запомнившийся всей стране делом Юлии Тимошенко.
Будет ли это событие одноразовой акцией, или за ним последует парад отставок служителей Фемиды, разбиралась АСН.
Несчастная четверка
Как говорится в сообщении, обнародованном во вторник, 19 января 2016 года, на сайте Президента, с предложениями об увольнении с должностей судей к главе государства обратился Высший совет юстиции (ВСЮ).
Так, Киреев — по заключению ВСЮ — при рассмотрении уголовного дела по обвинению экс-премьера Юлии Тимошенко безосновательно изменил меру пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей, чем допустил безосновательное и незаконное лишение ее свободы. Его действия, считают, повредили авторитету и судебной власти, и государства Украина.
Кроме одиозного Киреева уволили и судью Елену Васильеву (Краснозаводской районный суд Харькова), решениями которой были привлечены к административной ответственности участники акций протеста 19 февраля 2014 года в Харькове. (Напомним, активисты участвовали в блокировании ворот Академии внутренних войск и получили по 15 суток административного ареста за свою акцию.)
Третья фамилия принадлежит судье Оболонского районного суда Киева. Это Виталий Литвинов. Он лишился мантии из-за необоснованного решения по делу активиста Евромайдана в январе 2014 года. (Александра Кравцова неправомерно удерживали под стражей с 23 января по 23 марта 2014 года. Кроме того, из-за ряда других решений в отношении участников массовых акций на Литвинова было открыто три дисциплинарных дела.)
В «четверке» также оказался судья Ленинского районного суда Луганска — Алексей Золотарев. Он в феврале 2013 года принял четыре решения о праве собственности на трубопроводы в Луганской области. Впоследствии из-за частичного демонтажа трубопроводов произошло разрушение мелиоративной системы.
Пожизненные гарантии
Казалось, что наконец-то награды нашли своих героев. Но безумного восторга и аплодисментов увольнения «первой четверки» не вызвали. А большая армия судей не боится, что фамилии кого-то из них окажутся в тождественном указе. Ведь, согласно действующему законодательству, впервые судья назначается на пятилетний срок президентом, после чего бессрочно избирается Верховной Радой.
Анна МалярТаким образом, как объяснила АСН кандидат юридических наук, юрист-криминолог Анна Маляр, президент имеет право увольнять с должности не всех судей, а только тех, которые президентом и назначались.
«Поэтому, уволив днях с должностей четырех судей, в том числе и судью Печерского районного суда Киева Родиона Киреева, Порошенко действовал в рамках своих полномочий. Но ожидать массового увольнения судей не стоит, поскольку большинство судей избраны бессрочно, а следовательно, увольнять их может только Верховная Рада», — акцентировала Маляр.
Кроме того, юрист объяснила, что из-за необходимости проходить процедуру избрания на должность бессрочно первые пять лет судьи предпочитают не участвовать в «опасных» для их карьеры делах, «поэтому среди судей, которых имеет право увольнять президент, не так уж много откровенных коррупционеров».
Обертка от конфеты
Не оценили увольнение пресловутого Киреева (который, говорят, скрывается в аннексированном Крыму) и еще троих и политики.
Игорь ЛуценкоТак, активист Евромайдана Игорь Луценко, который сейчас возглавляет подкомитет по вопросам взаимодействия с гражданским обществом Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, отметил, что после «А» Банковая должна была бы сказать и «Б». Ведь наказанные судьи не самостоятельно принимали решения, а выполняли указания.
«Меня интересует, будет ли звонок из АП в прокуратуру с требованием уволить прокуроров, которые, по сути, требовали у судьи этих заведомо незаконных решений, за которые наказали судей?» — акцентировал Луценко в комментарии АСН.
На том, что большинство судей и дальше себе работают, занимаясь политическими расправами над украинскими патриотами и «отжиманием» бизнесов, настаивает также секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия Андрей Лозовой.
Андрей Лозовой«К сожалению, настоящего «судьепада» нам сейчас ожидать не приходится... Надо уволить всех судей. Вместо этого Порошенко показательно, для красивой картинки, увольняет время от времени мизерное количество судей, а сам руками заместителя главы АП Алексея Филатова фактически уже выстроил судейскую вертикаль (точнее «приручил» ту, что осталась в наследство от режима Януковича) и использует ее в собственных интересах. К сожалению, в Украине суды не выносят приговоры, а оказывают услуги. За деньги или тем, кто их контролирует вследствие политической власти — держа на крючке дел в Генпрокуратуре и пугая возможным увольнением или даже арестом», — заявил он АСН.
Олесь ДонийА политик Олесь Доний видит в действиях Банковой опасный сигнал. «Это увольнение — важный прецедент. Нужно понять, что у нас в стране есть только одна власть. И это — Президент. Судьи ориентируются на него, а теперь будут еще больше ориентироваться: любое указание из Администрации Президента теперь будут выполнять с тройной скоростью», — предостерег политик.
А судьи кто?
Итак, получается, реальной погоды в очистке корпуса и восстановлении доверия к судам лишение мантий «первой четверки» не делает. Разве что вызывает ряд вопросов. И не столько «Кто следующий?», сколько «Что хотел сказать Президент: просто понравиться или кому-то напомнить о старых прегрешениях (не только в судейском корпусе, но и, например, фигурантам дел, ведь увольнение судьи может быть основанием для пересмотра судебного решения по исключительным обстоятельствам или вновь открывшимся обстоятельствам)?».
Выводы можно будет сделать только увидев, получит ли «дело четырех» продолжение, или же застынет — останется исключением из правил, чем подтвердит, что традиция действовать на публику и «в назидание другим» осталась.
Работы же — и для Президента, и для парламента — непаханное поле: с июня 2015 года Высшим советом юстиции принято более 300 решений об увольнении судей с должностей при особых обстоятельствах, а еще около 5 тысяч жалоб на действия судей сейчас на рассмотрении во ВСЮ. И только понимать главные общественные ожидания по очистке судебной власти и борьбе с коррупцией и кумовством — слишком мало.