Пресс-конференция Президента — это всегда событие. Ведь, несмотря на весь скепсис или негативные впечатления, информации из нее немало. О чем-то говорится прямо, что-то — намеками. На чем-то акцентируется, а что-то вуалируется. Но важно каждое слово, особенно когда оно касается приближенных к Петру Порошенко лиц, которым давно и упорно пророчат проблемы: генерального прокурора Виктора Шокина, председателя НБУ Валерии Гонтаревой и заместителя председателя парламентской фракции БПП Игоря Кононенко с главой Одесской обладминистрации Михаилом Саакашвили. Кто же в немилости? Интриги нет. Но давайте о тех, кого отметил Президент на пресс-конференции 14 января 2016 года, по порядку.
Зона компетенции
Генпрокурор получил президентскую индульгенцию от увольнения.
«Если возьмете 25 лет украинской истории, не найдете ни одного генерального прокурора, которым было бы довольно общество, эффективностью которого был бы доволен украинский народ», — отметил Президент, комментируя перспективы отставки Шокина.
Генпрокурор теперь, по словам Порошенко, не отвечает за «посадки» коррупционеров. Для этого есть Антикоррупционное бюро и специализированная независимая антикоррупционная прокуратура.
Оставалось у прокуратуры, и значит, в ответственности Шокина, разве что следствие. Но Порошенко «случайно» имел при себе проект закона, предусматривающий создание Государственного бюро расследований. «Закон о Государственном бюро расследований поступил мне на подпись. Я подписываю этот закон. И тем самым мы начинаем процесс, когда и следствия у прокуратуры уже не будет», — сказал он и поставил автограф.
Создавалось впечатление, что расчет был на аплодисменты. Но аплодисментов не последовало. И Петр Алексеевич сам поставил точку в вопросе. «Я не буду идти по пути, когда мы будем менять кандидатов на должность генерального прокурора», — отрезал он.
Viva Valeriya
Если Шокина Порошенко спрятал за новыми органами, то Гонтареву расхвалил. Да еще и так сильно, что курс гривны к доллару на радостях подпрыгнул в обменниках на 20-30 копеек.
«Я хочу высказать слова удовлетворения деятельностью главы Национального банка», — сказал Порошенко, добавив, что аргументов для этого имеет достаточно. В частности, отметил он, страна лишилась банков-пустышек с политическим или олигархическим прикрытием, которые инфицировали всю банковскую и экономическую систему.
Петр Алексеевич поделился, что ему приятно от того, что кандидатуру Гонтаревой «выдвинут на позиции лучших глав центробанков мира». И после этих слов почему-то вспомнилось, как в 2012 году в СМИ активно тиражировались новости, что лучшим главой Центробанка в Восточной Европе стал Сергей Арбузов как поборник кризисных явлений в экономике...
Гарантов поручитель
Вступился Петр Алексеевич и за человека, которого считают финансовым поручителем в парламенте, — Кононенко. Нет, прямо сказано не было, что Игорь Витальевич гарантированно останется приближенным к Банковой и лично Порошенко.
«Ключевая позиция, которую мы сейчас создали, — это то, что независимо от того, приближенный или удаленный человек от президента, премьера, председателя парламента или еще кого-либо, это его не защитит от обоснованного антикоррупционного расследования. Единственное, что нужно сделать еще, — это снять депутатскую неприкосновенность: проголосовать мой законопроект, который я внес. Чтобы никто не ограничивал деятельность новосозданных антикоррупционных органов», — отвел внимание прессы от конкретного человека.
Но тут же добавил, что в отличие от многих, фамилии которых не назвал, он не требует никаких финансовых советников или «кошельков», потому что человек небедный (правда, Кононенко за глаза называют не «кошельком», а «носителем кошелька» Порошенко).
Но кого-то Петр Алексеевич все же грозно предупредил: «Я не для того пришел на пост президента, чтобы кто-то пытался использовать мое имя, мои связи, и зарабатывать на этом. К тем, кто ближе, реакция будет еще жестче...»
Наставник Саакашвили
Что же касается Саакашвили — его успехов и поражений в широко анонсированной борьбе с коррупцией в Одесской области, — Порошенко не стал давать ему оценку. Зато вспомнил студенческие годы.
«Саакашвили был мной приглашен в Украину как человек, которого я хорошо знаю в течение, страшно подумать, уже почти тридцати лет. Вы знаете, что мы учились вместе. Я был немного старше. Был авторитетом для их курсов», — поделился.
Рассказал также, что хоть не распоряжается кабинетами и не является завхозом на Банковой, знает — у председателя Одесской ОГА есть кабинет на Банковой, хотя с должности председателя группы иностранных советников уволил его, когда предоставил гражданство Украины.
За компанию с Саакашвили Порошенко похвалил фракцию БПП в парламенте, назвав ее опорой реформ, а также губернаторский корпус: Геннадия Москаля, Георгия Туку (с поправкой на неопытность), Олега Синютку, Валерия Коровия, Степана Барну и др.
Плохая невестка
В целом все выглядело, как в присказке: «Похвали меня, мой ротик, а если не похвалишь — разорву тебя». Но были и те, кому досталось на орехи. Это, уже традиционно, правительство.
Требований к нему немало. В частности, Кабмину необходимо обеспечить экономический рост, переход от «кредитных кислородных подушек к инвестиционной терапии» и активизацию реформ по всем направлениям.
«По Конституции Президент не отставляет и не назначает правительство. Это дело коалиции. Я думаю, у коалиции впереди очень серьезный разговор. Я очень заинтересован в том, чтобы сохранить единство коалиции, но вопрос о формировании правительства должен быть профессиональным, ответственным... Президент в данном случае будет только принимать предложения коалиции», — сказал Порошенко, который от парламентского большинства ожидает, в частности, весомых кадровых изменений в правительстве, что, «безусловно, должны усилить его потенциал».
Из этого ясно: парламент и дальше будет лихорадить, а у Порошенко нет 300 голосов под конституционную реформу, поэтому Арсения Яценюка и его «Народный фронт» надо держать в тонусе.
К тому же должности в КМУ — хорошие аргументы для принятия решений другими фракциями или группами. Так было не раз и не два. И пока эта практика рискует повторяться. Здесь важно не переусердствовать, потому что амортизаторы (например, в виде нежелания идти на досрочные выборы) могут и не сработать.