«Черное золото» – из-за имеющегося в мире перепроизводства – продолжает дешеветь: 14 декабря баррель нефти марки Brent стоил 37 долларов, 18-го – уже $36,7. И, утверждают эксперты, это не предел. Так, по прогнозам Научно-технического центра «Психея», мы сейчас наблюдаем третий этап снижения цен, который должен остановиться на отметке $20-25 за баррель. В случае запуска так называемого инновационного сценария падение будет еще ощутимее – до $10-15.
С одной стороны, в мире дешевая нефть означает снижение цен на бензин и дизтопливо. А заодно и удешевление российского газа, цены на который привязаны к стоимости нефти. С другой, снова возникает вопрос: сможет ли Украина, при нынешнем состоянии ее экономики, тоже правильно воспользоваться очередным периодом дешевых энергоносителей? Ответ на этот вопрос «Аналитическая служба новостей» (АСН) попыталась отыскать при помощи экспертов топливного рынка.
Факторы риска
Так, по словам заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, снижение цен на нефть больнее всего ударит по российской экономике, которая сильно зависит от экспорта энергоносителей. А вот что касается нашей страны, то «падение цен на нефть для страны, которая импортирует порядка 80% нефтепродуктов, является положительным фактом. И сформирует тенденцию снижения цен на топливо на автозаправочных станциях». Но тенденция – это еще не само снижение цен. И цены на бензин и дизельное топливо пошли бы вниз, отмечает эксперт, «если бы не валютная нестабильность, а также финансовые риски, которые сформировались к концу года в Украине. Поскольку субъекты хозяйствования, работающие на топливном рынке, не знают, чем им грозит новая налоговая политика — естественно, все валютные риски они превращают в наценку, которую закладывают в розничную цену». А это означает только одно: несмотря на снижение цен на нефть, бензин и дизтопливо пока дешеветь не будут.
Геннадий Рябцев поясняет, что цены на нефтепродукты на наших автозаправочных комплексах зависят от четырех основных факторов: во-первых, действительно от цен на нефть, которые снижаются и таким образом способствуют падению стоимости нефтепродуктов. Второй фактор — курс гривни, при снижении которого цены на нефтепродукты, наоборот, растут. Третий — уровень спроса на бензин и дизтопливо в зимний период, когда многие водители предпочитают не выезжать, обычно снижается. И четвертый фактор — уровень налогообложения, который неизвестен. Это повышает валютные риски. Получается, у нас два фактора, «играющих» на повышение цен на нефтепродукты на АЗС, и два — на понижение.
Леонид КосянчукКстати, если учитывать, что на цену влияют четыре фактора, о которых говорит Геннадий Рябцев, причем два из них ее снижают, а два, наоборот, «работают» на повышение, то сразу бросается в глаза, что самый простой сценарий развития ситуации с ценами на нефтепродукты в нашей стране – должно удерживаться равновесие. Но не все так просто, потому как так могло быть лишь в случае, если бы все факторы влияли на цену в равной степени, чего на самом деле не происходит. К примеру, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» Леонид Косянчук заверил «Аналитическую службу новостей» (АСН), что от состояния национальной валюты цена на топливо в розничных сетях зависит – ни много ни мало! – аж на 94%.
«Дело в том, – говорит эксперт топливного рынка, – что 80% нефтепродуктов в нашей стране – это импорт, а это значит, что завозим за доллары, а здесь уже продаем за гривни. Поэтому вопрос о стоимости бензина и дизтоплива – не к операторам топливного рынка, а скорее к госпоже Гонтаревой. Объективно: за последние два месяца нефтепродукты на внешних рынках подешевели на $50 на тонне, а наша валюта потеряла больше чем 1,6 гривни на долларе. Это соответствует росту цены на 1,5 гривни на литре, чего на самом деле не произошло по другим причинам».
Влияние «левого» товара
Сама структура цены бензина, как поясняет эксперт инвесткомпании Concord Capital Андрей Герус, такова: $220 – акциз, $50 – розничный акциз и $180 – НДС. Около $500 за тонну – это себестоимость нефтепродуктов и приблизительно $100-150 – маржа, которая покрывает все операционные затраты, всю деятельность компаний. Поэтому в цене топлива очень высокую роль играют налоги, а также выплачивают их компании или нет, то есть работают легально или в тени. По словам Андрея Геруса, кроме курса гривни, который только за последние два месяца снизился на 10%, огромную роль играют ограничения Нацбанка, которые ставят нефтетрейдеров в сложную ситуацию. «На сегодняшний день действуют жесткие ограничения со стороны НБУ, который практически в ручном режиме удовлетворяет заявки на покупку валюты, и удовлетворяет только те, где есть прямой импорт от производителей, и те, где идет послеоплата, что усложняет покупку валюты нефтетрейдерами», — поясняет он.
Сергей КуюнА вот директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн считает, что падение цен на нефть является для Украины как импортозависимого потребителя очень хорошей новостью. «По расчетам наших специалистов, – сказал он «Аналитической службе новостей» (АСН), – при стабилизации цен на нефть ниже отметки $40 за баррель цены на украинских АЗС должны уйти ниже отметки 20 гривен за литр по бензину А-95 и 16 гривен за литр по дизельному топливу». Однако, отмечает и Сергей Куюн, намного более сильным фактором ценообразования в Украине является валютный курс. По его словам, «около 50% стоимости нефтепродуктов в розничной сети приходится на закупочную цену топлива, которое преимущественно импортируется, т.е. закупается за валюту. Еще около 35% приходится на налоги – акцизный сбор (установлен в евро) и НДС на сумму закупочной стоимости и акциза. Именно девальвация вызвала рост цен на бензин в Украине, несмотря на снижение нефтяных котировок уже почти втрое за последние два года».
Эксперт также отмечает, что на фоне высоких цен по-прежнему актуальным остается вопрос качества бензина. Причем уже можно говорить о том, что в 2015 году ситуация только усугубилась. «По нашим оценкам, – подчеркивает он – если в 2014 году доля контрафакта составляла около 20% рынка автомобильного бензина, то в 2015-м, очевидно, достигнет 25%. Главным стимулом этого процесса является растущая цена и растущие налоги на топливо, это автоматически увеличивает заработок тех, кто кустарным образом производит нефтепродукты, ведь налоги с них никто не платит. На сегодня при цене бензина в среднем 20 гривен за литр налоги составляют около 45%, или 9 гривен на литре. При этом еще 2-3 гривни на литре – это заработок АЗС. Иными словами, рентабельность торговли «левым» бензином превышает 50% – очень солидный уровень, даже в стабильные времена, не говоря уже о нынешнем кризисе».
Посему основные надежды на исправление ситуации легальные операторы топливного рынка Украины связывают с принятием пакета законопроектов в рамках Налогового кодекса, которые ожидают голосования в Раде. Речь идет о разработанном в профильном комитете парламента во главе с Ниной Южаниной законопроекте об ужесточении администрирования акцизного сбора на нефтепродукты. Принцип нововведения, поясняет Сергей Куюн, таков, что все операции с топливом регистрируются в единой базе данных и осуществляется автоматический сквозной контроль уплаты топливного акциза. Трейдер не сможет продать больше топлива, чем купил ранее. Это резко усложнит операции с неучтенным топливом, а соответственно и его производство.
Кто виноват больше?
Сложно не заметить, что отечественный рынок нефтепродуктов, и прежде всего бензиновый, несмотря на позитивные процессы, которые происходят на мировом топливном рынке, потерял эластичность и не спешит реагировать на удешевление нефти падением цен. Сергей Куюн считает, что виною тут – огромная доля теневого рынка, которая умертвила чувствительность реальных цен. В свою очередь Геннадий Рябцев отмечает, что в стране созданы все условия не только для существования, но и для роста теневого топливного рынка. Государство, напоминает он, «запретило любые проверки на АЗС, кроме фискальных, и пытается продлить мораторий и на следующий год», при этом «для проверки какого-либо субъекта хозяйствования необходимо отдельное постановление Кабмина, отсутствует лабораторное оборудование, специалисты, которые могут проверять что-то кроме ксерокопий документов». Он также отмечает, что «нелепая политика государства сказывается и на том, что нефтетрейдерам приходится закупать валюту по курсу, значительно превышающему установленный Нацбанком уровень». Соответственно, операторы рынка стремятся увеличить свои доходы за счет неуплаты налогов, на долю которых приходится до 40% стоимости нефтепродуктов.
А Леонид Косянчук, которого поддерживают и другие эксперты, считает, что прежде всего виновата в сложившейся ситуации политика Нацбанка. Как бы там ни было, водителям от этого радости мало. В то же время, как отмечает Куюн, рынок дизельного топлива, в отличие от бензина, быстрее реагирует на уменьшение стоимости нефти. Причина проста – цены на дизтопливо в Украине «четко привязаны к мировым ценам». В общем, как видим, вывод экспертов для наших водителей не слишком утешительный: на стоимость бензина, который продают на отечественных заправках, влияют три основных фактора: политика нынешнего правительства, действия Нацбанка, а также поведение монополистов топливного рынка. Надеяться, что хотя бы один из этих факторов «изменит лицо», не приходится, а посему, считают специалисты, если бензин и подешевеет, то незаметно.