Украину с первым визитом посетил польский президент Анджей Дуда. Вопреки опасениям, был настроен доброжелательно. В частности, дал понять, что Польша готова не педалировать спорные моменты общей истории двух стран. Но взамен ждет от Украины реальных действий, а не пустых деклараций.
Анджей Дуда и Петр Порошенко могли встретиться еще в мае этого года. Планировалось, что украинский глава государства познакомится со своим польским коллегой во время футбольного матча между «Днепром» и испанской «Севильей», который проходил в Варшаве. Однако накануне визита его отменили, а от пресс-служб обоих президентов поступили какие-то невнятные объяснения.
И вот наконец встреча Петра Порошенко и Анджея Дуды состоялась. Стоит отметить, что визита польского президента в Киеве слегка опасались. Это с прежним главой Польши Брониславом Коморовским было легко и комфортно. Он не скрывал любви к Украине и неоднократно выражал готовность к постоянной и всецелой поддержке нашей страны.
После того как Коморовского сменил Дуда, а его партия «Право и справедливость» получила карт-бланш на формирование правительства, эксперты отметили смену акцентов. Общий доброжелательный тон, безусловно, остался прежним. Польша, как и раньше, осталась главным адвокатом Украины в Евросоюзе. С той разницей, что сосед стал меньше доверять словам. И больше – реальным делам.
Маркиян ЛубкивскийВизит польского президента в Киев обсуждали в обеих странах. Накануне приезда Анджея Дуды в украинскую столицу эксперт Маркиян Лубкивский заметил, что это событие по степени значимости не уступает и визиту вице-президента США Джо Байдена. По его мнению, именно от Польши во многом зависит формирование европейской и евроатлантической политики относительно Украины.
Польские эксперты изначально заявили, что никаких сенсаций от визита Дуды ожидать не приходится. Польша была и остается другом Украины. Но с некоторыми оговорками.
Ян МалицкийТак, профессор Варшавского университета Ян Малицкий подчеркнул, что от визита Дуды будет зависеть, по-прежнему ли актуально стратегическое партнерство Польши и Украины. По мнению Малицкого, прошло то время, когда наша страна могла безоговорочно рассчитывать на позитивную реакцию соседа на любое дело.
«Мне кажется, настало время более решительных, жестких взаимоотношений. Разумеется, это не исключает дружбы и разного рода союзов, но они должны опираться на главный принцип: если кто-то что-то дает, он что-то требует взамен. Каждое правительство Украины считает, что можно не вкладывать ничего в отношения с Польшей, потому что Польша и так будет постоянно поддерживать Украину, поскольку для нее это важно – иметь на востоке союзника и ослаблять Россию. Но этот этап уже закончился», - подчеркнул профессор.
Впрочем, сам Анджей Дуда ни о какой смене формата взаимоотношений с Украиной не говорил. Наоборот, неоднократно подчеркивал, что мы и дальше можем рассчитывать на Польшу, в том числе на ее поддержку в конфликте с Россией. По мнению Дуды, санкции против агрессора должны продолжаться.
«Политика санкций в связи с Минскими договоренностями и ситуацией на востоке Украины должна быть продолжена, и мир не должен отказываться от этой политики», - заявил он.
Однако дальше отстраненной поддержки в этом вопросе Польша идти не готова. Несмотря на предварительные сообщения о возможном расширении «нормандского формата» за счет Польши, Анджей Дуда этот вариант опроверг.
«Мы не вмешиваемся и не хотим вмешиваться в «нормандский формат», – заявил президент Польши.
Зато на помощь Варшавы в вопросах сотрудничества Украины с НАТО мы, по словам Дуды, можем смело рассчитывать. «Варшава в 2016 году принимает саммит НАТО. Мы выступаем за присутствие Украины на следующем саммите НАТО в Варшаве. Я постараюсь, чтобы Украине было место за столом», - пообещал польский глава государства.
Кроме того, стороны договорились усиливать экономическое и военное сотрудничество. Не случайно параллельно с президентами обеих стран свои встречи провели и министры обороны. И даже подписали договор о сотрудничестве в сфере безопасности.
Не обошлось и без исторических вопросов – некоторые эксперты опасались, что «правый» Дуда будет уделять этой теме подчеркнутое внимание, чем снизит градус доброжелательности визита. Однако этого не случилось. Польский президент дал понять, что никто не собирается заострять внимание на трагических страницах, которые есть в общей истории обеих стран. Правда, добавил, что и замалчивать их тоже никто не намерен.
«Та несправедливость, которая происходила в ХХ веке, не должна бросать тень на наши отношения, но об этом нужно говорить. Отношения должны опираться на правду», - заявил Дуда.
Петр ПогожельскиТакая «нерешительность» польского лидера вызвала определенное непонимание у польских экспертов и представителей прессы. Так, журналист «Польского радио» Петр Погожельски отметил в комментарии АСН, что во время публичных переговоров с украинскими властями ни разу не прозвучало слово «Волынь».
«Мне кажется, что польская сторона тем самым показала, что готова к диалогу, который касается событий семидесятилетней давности. Дуда продемонстрировал, что готов пожертвовать политическими бонусами, которые бы ему дало заострение темы «Волынской резни», ради достижения конкретных результатов в переговорах. Хорошо бы, чтобы украинская сторона это оценила. Потому что часто украинцы не понимают, насколько рискованными являются подобные шаги для польских политиков», - отметил эксперт.
В основном же в польском медиапространстве визит их президента в Украину оценили позитивно.
Артур Волек«Как и ожидалось, визит Анджея Дуды в Киев не стал революционным в отношениях двух стран. Однако стороны продемонстрировали намерение выйти за рамки политических деклараций, которые часто не имеют ни малейшего шанса на реализацию. Сейчас обе страны должны сосредоточиться на реальном сотрудничестве в экономической и общественной плоскостях», - отметил польский политолог Артур Волек.
После отъезда Анджея Дуды украинские дипломаты и журналисты вздохнули с облегчением: все прошло спокойно и предсказуемо. Но нам недвусмысленно дали понять, что даже такая терпеливая и толерантно настроенная по отношению к нам страна, как Польша, устала от пустых деклараций и ждет реальных дел. Теперь от обеих сторон зависит, будет ли стандартная формулировка «стратегическое партнерство между Польшей и Украиной» наполнена реальным смыслом.