counter

Откроют ли нам двери в Европу?


Просмотров: 114


Откроют ли нам двери в Европу?

Многолетние обещания европейских партнеров Украины о безвизовом статусе подталкивают нашу страну проводить реформы. Правда, не всегда вовремя и не всегда ответственно. Украинцы верят, что с введением биометрических загранпаспортов Европа распахнет нам двери, позволив проезжать на ее территорию без виз. И вот на скорую руку мы собираем вещи, упаковываем чемоданы. И так с тяжелой ношей и стоим у закрытых дверей, искренне делая вид, что не понимаем, что хотим везти не что иное, как недоработанные документы, не принятые законопроекты, не созданные агентства и бюро.

В середине октября парламент провалил так называемый безвизовый пакет: из 12 законопроектов, необходимых для отмены в обозримом будущем виз в ЕС для украинцев, депутаты проголосовали лишь несколько. И то в первом чтении. Работу отложили на время после местных выборов.

Чтобы исправить ситуацию, у народных избранников времени мало – до 9 ноября. Именно до этого дня европейцы еще готовы принимать от Украины отчеты о проделанной работе. А уже 15 декабря 2015 года Европейская комиссия огласит свои рекомендации – стоит ли надеяться Украине на безвизовый режим с ЕС. Поэтому глава МИДа Павел Климкин попросил парламент в сжатые сроки «найти консенсус… по законам, которые составляют основу». Ведь для европейцев важно не только наличие необходимых законов, но и четкое их выполнение.

Семь лет диалогов

Разговор между Украиной и Европейским союзом о визовой либерализации начался почти семь лет назад – 29 октября 2008 года. Спустя два года наша страна получила план действий, выполнив который, Украина могла бы рассчитывать на введение безвизового режима. С тех пор мы выполняем написанное в документе, переходя с законодательного уровня к имплементационному. И преодолеваем барьеры.

Первый – обеспечение безопасности документов и введение биометрики. Нашей стране необходимо было внедрить паспорта с биометрическими данными, отвечающие европейским стандартам. И с января этого года они появились. Правда, при этом до сих пор продолжается процесс обеспечения всех пропускных пунктов на границе специальным оборудованием для считывания биометрических данных. Планируется, что он завершится только к концу следующего года.

Еще один аспект проблемы – идентификация граждан. Вопрос в том, не будут ли, например, преступники получать украинские паспорта, а на их основе – загран, и ехать без виз в Европу. То есть государство должно надежно контролировать не только этап выдачи паспортов для выезда за границу, но и выдачу внутренних документов.

Кроме того, Европейский союз рекомендовал Украине ввести в оборот так называемые ID-карточки, или внутренние паспорта – пластиковые документы с фото и биометрическими данными. Ожидается, что в будущем они смогут заменить загранпаспорта. Ныне в Государственной миграционной службе утверждают, что ID-карточки будут выдаваться уже с 1 января 2016 года. Правда, остается вопрос о должном финансировании. Стоит напомнить, что выпуск биометрических загранпаспортов задерживался именно из-за недостатка средств в бюджете.

В плане визовой либерализации совершенно четко указан и пункт сотрудничества Украины с Интерполом. То есть должна заработать в полном объеме система быстрого оповещения о случаях утери документов и изменении имен и фамилий. Чтобы это стало возможным, все правоохранительные органы должны иметь доступ к Единому государственному демографическому реестру.

Второй уровень задач – миграция и управление границами. Надо сказать, что в вопросе миграционной политики ЕС уже официально признал, что почти все требования Украина выполнила. Единственное, чего еще ждут, – это неких деталей, которые могут быть завершены и после внедрения безвизового режима. Для европейцев важно, чтобы Украина вовремя предоставляла обновленные данные по миграционным рискам. А у нас миграционный профиль, который готовит Госпогранслужба, появляется только один раз в год. Как чиновники говорят, из-за недостатка ресурсов. Хотя справедливости ради следует заметить, что служба работает в усиленном режиме, и исход дела от нее зависит не всегда – многие действия приходится согласовывать с пограничниками, представителями МВД.

Третий – безопасность и борьба с коррупцией, реформа правоохранительной системы. Именно в этом блоке у Украины дыр больше всего. Речь идет о проблемах в создании Национального агентства по предотвращению коррупции. Оно должно собирать все данные о доходах и анализировать декларации госчиновников. Кроме того, рекомендовано основать офис по возвращению активов, полученных от коррупционных и других преступлений, в том числе чиновниками времен Януковича. Отдельный вопрос – формирование антикоррупционной прокуратуры. Нынешними процессами в этой сфере в Брюсселе, мягко сказать, недовольны. Парламент сделал все, чтобы процесс был зависим от генпрокурора.

Ну и четвертый уровень – права человека. Говоря о них, мы прежде всего должны вспомнить антидискриминационные поправки к Трудовому кодексу.

Обязательные и добровольные реформы

Ирина СушкоИрина СушкоК тому же надо различать законопроекты, которые появились в результате рекомендаций европейцев, и те, что обязательны для выполнения. «Первые – это предмет для переговоров, - говорит исполнительный директор ОО «Европа без барьеров» Ирина Сушко. - И на них европейская сторона не настаивает. Так, в нашем парламенте появились законопроекты, которые являются предложениями самой Украины, основанные на рекомендациях, которые были озвучены Европейской комиссией. Например, некоторые антикоррупционные законы. Для европейцев важно обеспечить большую ответственность государственных служащих, чиновников. Поэтому появился документ о конфискации активов. Но какой новый орган этим вопросом займется, какая будет процедура, европейцы не уточняли».

Напомним, Верховная Рада с третьей попытки приняла в первом чтении правительственный законопроект №3040, предусматривающий создание Нацагентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. 237 народных депутатов отдали свои голоса за документ, предусматривающий арест активов, зачисление их на депозитные счета созданного Национального агентства и определение их судьбы в зависимости от дальнейшего судебного решения. Интересно, что в «визовый четверг», когда в парламенте происходило голосование за пакет документов, на рассмотрение депутатов были предложены, так сказать, и эти необязательные законы по антикоррупции. И как раз они были одобрены в первом чтении.

«Но и это позитивный знак – ЕС за всем следит, - отмечает Ирина Сушко. – Хотя в то же время из-за того, что подобные законопроекты не получили необходимого одобрения в парламентских кругах, есть риски, что и они не будут проголосованы во втором чтении. Чтобы убрать из них все неточности, было предложено сразу после голосования создать специальный совет, куда вошли бы и депутаты, и министры, чтобы вместе заняться этим устранением. Но, по нашим наблюдениям, он хоть и собирался, его работа не была эффективной. Поэтому не все спорные вопросы сняты».

Главные все же те законы, принятия которых европейцы требовали от Украины в случае намерения получить безвизовый режим. Не надо забывать, что, двигаясь по пути либерализации, мы остаемся перед Европой в должниках. Ведь когда два года тому назад мы получили от Еврокомиссии подтверждение, что Украина может переходить с первого этапа – законодательного на второй – имплементационный, получилось, что это решение нам было выдано авансом: мы до сих пор не утвердили все документы и поэтому работаем над ними сейчас.

Виктор ТаранВиктор ТаранК обязательным изменениям можно отнести Трудовой кодекс, в который должны быть внесены изменения для защиты чувствительных групп населения, в частности сексуальных меньшинств, инвалидов. Интересно, что этой осенью они даже не были представлены на рассмотрение депутатов. Кроме того, эксперты акцентируют внимание: для ЕС предельно значимо видеть в Украине реальную борьбу с коррупцией. Руководитель Центра политических студий и аналитики Виктор Таран говорит, что в вопросе противодействия коррупции у ЕС к Украине было три требования, которые должны были отобразиться в соответствующих законопроектах. «Первое из них – закон о прозрачном финансировании политических партий и избирательных компаний и выделении средств на это из госбюджета, - уточняет он. - Речь идет о проголосованном в первом чтении законопроекте №2123-а. Второе – запуск антикоррупционного бюро и антикоррупционного прокурора. Третье – существование агентства по предотвращению коррупции».

Александр ХараАлександр Хара«Надо понимать, что важно же не только формирование юридических оснований для создания всех антикоррупционных органов, но и нормальная их работа. Этого как раз сейчас не видно, - говорит дипломат, эксперт «Майдана иностранных дел» Александр Хара. – Наши иностранные партнеры, и в первую очередь послы, то и дело говорят о неудовлетворительном состоянии наполнения антикоррупционных органов персоналиями, которые должны бороться с коррупцией».

На неопределенный срок

«Если бы мы сегодня говорили о законодательных изменениях в стране и не касались безвизовых перспектив, то можно было бы заявлять, что происходит нормальный процесс, - считает Ирина Сушко. - Но учитывая то, что Президент то и дело называет какие-то сроки, очевидно, что мы их пропускаем. Надо смотреть, что считать приоритетом. Если безвизовый режим, тогда нам надо закрывать глаза на спорные моменты и неточности, вносить поправки о защите трудовых прав сексуальных меньшинств. Если для нас более важно качественное законодательство и консенсус с обществом, тогда безвизовый режим откладывается».

По оценкам экспертов, очень важно, чтобы наши чиновники, в том числе и Президент, не называли конкретных дат введения безвизового режима. Важна максимальная концентрация на координации процесса. Потому что какие бы задания мы для себя ни ставили – по безопасности документов или противодействию дискриминации – мы должны видеть связи между ними всеми. Таким координатором должно выступить правительство. Потому что МИД, который ныне официально согласовывает этот процесс, не всегда наделен полномочиями, чтобы влиять на некоторые ситуации. В первую очередь, на Генпрокуратуру или парламент.

А пока ЕС названы иные даты. И мы не можем о них не говорить. В случае, если парламент, как и обещал, на очередном заседании 3 ноября примет все необходимые законы, для ЕС это будет означать, что мы умеем находить компромисс, что мы целенаправленно идем к цели. Далее – ожидание официального отчета Еврокомиссии 15 декабря. Вполне возможно, что в нем будут рекомендации об отмене визового режима. Но надо осознавать, что рекомендации – это лишь рекомендации, первый шаг. За ним должно последовать решение Европейского совета.

Если же законы не будут одобрены парламентом к началу ноября, а дела с ними продвигаются действительно крайне медленно, вполне возможно, что ЕС не заметит прогресса в действиях Украины. Конечно, нельзя исключать, что Еврокомиссией могут быть приняты какие-то политические решения, на что-то она может закрыть глаза.

«Американцы и европейцы не смотрят на то, какие удачные шаги делают наши парламентарии или министры, они ориентируются на то, чтобы построить в Украине институции, которые работали бы при любом парламенте, Кабмине или президенте, - уверен Александр Хара. - Я как бюрократ со стажем могу сказать, что напишу неплохой отчет, ничего при этом не делая. Но вряд ли в этом случае европейцы будут идти нам на уступки. Потому что, во-первых, они знают, что наша болезнь – делать что-то наполовину, а затем просить авансом. А во-вторых, они не могут рисковать – они должны учитывать миграционные риски на фоне волны беженцев из Сирии. Скорее всего, эти два фактора могут повлиять на рассмотрение украинского вопроса в ближайшей перспективе».

И еще вопрос: есть ли политическая воля в самой Украине выполнить в сжатые сроки все требования ЕС? Возможно. Складывается такое впечатление, что большинство представителей власти до недавних пор даже до конца не знали, что необходимо сделать, чтобы получить безвизовый режим. Кажется, только сейчас, когда визовому вопросу уделяется столько внимания, депутаты начали понимать, чего от них все ждут, что это не просто какие-то фрагментарные технические критерии, а что это реальные комплексы действий, которые требуют значительных усилий.

Тем не менее, сегодня Президент в визовом вопросе настроен жестко, и у него есть все полномочия превратить мечту в реальность. По его словам, отступать от своих намерений получить безвизовый режим с ЕС Украина не собирается. Осталось посмотреть, насколько эти заявления будут воплощены в жизнь.

«Безвизовый режим – это та морковь, которую ЕС показывает нашим властям, и они хоть что-то делают, - говорит Александр Хара. - Потому что без внешнего влияния мы не собираемся реформировать себя. Только под давлением европейцев украинская власть худо-бедно проводит реформы, выполняет положения соглашений об ассоциации с ЕС и о зоне свободной торговли. То же касается и безвизового режима. Мы, украинцы, видим, что есть болтовня, неплохие показатели на каких-то там веб-страницах, но нет реальных изменений касательно процессов руководства государством и экономических достижений. Поэтому эта «морковка» важна и для нас. Даже если нам не дадут рекомендаций в декабре, а перенесут решение на более позднее время, это тоже будет позитивом – у европейского сообщества останутся еще инструменты влияния на украинскую власть».

Татьяна Катриченко, для АСН

Читайте АСН в Google News




Новости партнеров




Другие важные новости и публикации
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Когда в доме появляется маленький котенок, владельцу необходимо обеспечить надлежащий уход Тогда питомец будет....
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
В современном мире заботы, хлопоты и вечная гонка за счастьем часто порождают тревожность и стресс Обрести душ....
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Чакры — это энергетические уровни развития человека Это наши внутренние центры силы, по которым протекае....
Как создать место силы в своей квартире
Как создать место силы в своей квартире
Дом может не только защищать нас от внешних факторов, но и придавать сил Такой уголок можно создать в каждом п....
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека Несмотря на то, что в жизни каждого из нас быв....
больше материалов
/-0,44598698616028-/ /-pc-/
Top