Петр Порошенко еще в августе заявил, что в ближайшие месяцы страна может возобновить экономический рост. Экспертное сообщество, анализируя все связанные с этим экономические показатели, недоумевало: на чем зиждется сия уверенность Президента? Глава же государства отметил, что наша «экономика преодолела причиненный войной глубокий стресс», поскольку «бизнес адаптируется в сложившейся ситуации и находит для своей продукции новые рынки вместо закрытого российского».
В сентябре заявления Петра Алексеевича были продублированы: начала восстановления экономики и роста ВВП он ожидает уже с 2016 года, поскольку «удалось значительно сократить инфляцию, стабилизировать финансовую и банковскую системы, бюджетную дисциплину». Кабмин, в свою очередь, выдал собственный прогноз: при 12% инфляции в декабре ВВП в следующем году добавит 2%. Но Премьер отмечает, что процесс по утверждению бюджета на следующий год – из-за сокращения поступлений вкупе с увеличением расходной части казны – будет еще более сложным, чем утверждение того, по которому страна живет сейчас. Тем не менее, не далее, как позавчера, рост экономики нашей страны зафиксировал и Всемирный банк, отметив, что в третьем квартале по сравнению с предыдущим ВВП вырос на 1%.
Причем в то же время, несмотря на зафиксированные в конце лета признаки экономической стабилизации, ВБ – в макроэкономическом прогнозе для Украины – говорит о сокращении ВВП в этом году на 12%, прогнозируя, как и МВФ, восстановление украинской экономики уже в следующем. Согласитесь, подавляющему большинству граждан нашей страны разглядеть даже слабые ростки этого восстановления сейчас, когда продуктовая корзина все больше оскудевает, крайне трудно, поэтому «Аналитическая служба новостей» с помощью экспертов попыталась отыскать ответ на вопрос, действительно ли у украинцев есть повод для оптимизма.
Поспешить – людей насмешить
Александр Жолудь«Говоря о том, достигла или нет отечественная экономика дна, нужно понимать, как мы его, это дно, определяем, – разъясняет АСН экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. – Нужно понимать, что заявление НБУ от 24 сентября 2015 года, что, скорее всего, в третьем квартале будет зафиксирован рост ВВП, – это, в принципе, особенности квартального подсчета». Посему, по его мнению, говорить о возобновлении в Украине экономического роста, а следовательно, и о выходе из затяжной депрессии, в которой пребывает наша страна, пока еще рано.
Эксперт прежде всего обратил внимание на сезонные факторы. В частности, что значительную часть сельского хозяйства составляет растениеводство, дающее прирост как раз в третьем квартале: «Почти все зерновые собираются в 3-м квартале, а также часть зернобобовых, например, та же кукуруза. Соответственно, в третьем квартале по сравнению со вторым есть рост. Но не из-за того, что имеет место улучшение, а по причине определенных сезонных факторов». Более корректно, уверяет Александр Жолудь, сравнивать третий квартал текущего и предыдущего года, что действительно позволит увидеть замедление падения.
Кроме того, он обратил внимание на статистику по промышленному производству: «Ситуация значительно улучшилась. Тут стоит учитывать, что самые масштабные боевые действия были летом 2014 года. И очень сильно сократилось промышленное производство в связи с ситуацией на востоке именно с августа 2014 года. Поэтому в 2015 году падение будет незначительным. А что касается роста, то о нем, к сожалению, мы сможем говорить, надеюсь, в следующем, 2016 году».
Ярослав ЖалилоЧто наша экономика застряла в фазе депрессии, отметил и экономический эксперт Ярослав Жалило. Сейчас, по его словам, можно говорить о стабилизации, начало которой совпало с приходом лета, но не об экономическом росте. «Мы видим, что прекратилось падение, – заверил он АСН. – Это сопровождается замедлением темпов инфляции, некоей стабилизацией банковского сектора и курса, наполнением бюджета. Но говорить о росте пока рано, потому как для него еще нет благоприятной экономической среды». У нас, по словам экономиста, очень жесткая монетарная и фискальная политика. Это тормозящие факторы для экономической динамики. Не наблюдается и улучшения инвестиционного климата, который бы способствовал экономическому росту.
«После кризиса происходит обновление и начинается фаза подъема. Но мы застряли в фазе депрессии, – констатировал Ярослав Жалило. – 1-2% не являются показателями для утверждения того, что начался экономический рост. Кроме того, глубина падения 2014-15 годов делает достижения в 1-2% в 2016 году чисто техническим заданием».
Алексей ПлотниковСогласен с тем, что реальные предпосылки для роста национальной экономики отсутствуют, и доктор экономических наук, заслуженный экономист Украины Алексей Плотников. «Достигла ли экономика дна? – переспрашивает эксперт. – Это вопрос очень интересный. Ведь даже национальная статистика у нас говорит, что примерно 60% ВВП находится в «тени». И мы можем достичь дна в официальной экономике, но еще работает теневая. В поисках дна мы можем еще идти и идти, опускаться еще долго. Может быть, снижается динамика падения. И в этом году не будет такого падения экономики, как в 2014-м. Но говорить, что национальная экономика успокоилась, прогнозировать рост я не могу». По его мнению, в первую очередь на ситуацию влияют события на юго-востоке, в Донецкой и Луганской областях. Сейчас продолжается перемирие. А «когда реально будет установлен мир, появится понимание, что дальше с этими регионами будет происходить, тогда реально можно будет говорить, что экономика разворачивается в сторону роста. Есть и другие факторы. Но мир – ключевой».
Развиваем наши села?
Сергей ИващукВ свою очередь, член Первого национального аграрного кооператива Сергей Иващук, с которым побеседовала «Аналитическая служба новостей» (АСН), считает, что на социально-экономическое положение государства в целом повлияет развитие каждого отдельного украинского села и поселка, поскольку в условиях экономического кризиса необходимо стимулировать обеспечение прибыльности сельского хозяйства. «Украина – страна с чрезвычайным аграрным потенциалом, – сказал он. – Но, к сожалению, сегодня не приходится говорить о влиянии аграрных кооперативов на рост или падение национального ВВП. Не те масштабы производства. Практически все последние годы развитие было на дне».
По словам Иващука, несмотря на все сложности, сейчас есть основания полагать, что развитие кооперативов в Украине демонстрирует начало положительной динамики. Поскольку все больше домохозяйств в агросекторе признают кооперативное движение действенным механизмом своего экономического развития и социального возрождения сельских территорий. «На примере, в частности, Хмельницкой области мы видим, что десятки практических и прибыльных для людей проектов наглядно свидетельствуют о перспективности кооперативных принципов в условиях экономического кризиса», – отметил Сергей Иващук, акцентируя, что отработанные правила и принципы будут распространены в масштабах всей страны.
Олег УстенкоДля обеспечения роста экономики, уверяет АСН исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, необходимо провести структурные реформы. А для того, чтобы восстановиться, украинской экономике понадобится значительный рост – на уровне 5%, однако это тяжелая задача из-за долговой нагрузки и отсутствия реформ. «Экономика продолжает падение, единственный позитивный момент – в том, что темпы этого падения замедлились, – констатирует он. – Но вместе с этим украинская экономика упадет на протяжении 2015 года на уровне порядка 11%. Она продолжает падение третий год подряд с увеличивающимся коэффициентом падения. Если ранее падение было около 7,5%, то в этом году – уже 11%. Ситуация достаточно сложная, мы точно не показываем рост». При этом эксперт подчеркнул, что для улучшения ситуации потребуется колоссальный экономический рост, учитывая ряд факторов, которые давят на Украину в плане экономики. Это, по его словам, прежде всего «фактор огромной долговой нагрузки. По результатам этого года такая нагрузка будет находиться практически на уровне 100% ВВП. Это колоссальный объем, который будет вымывать деньги из нашего госбюджета долгие годы».
Андрей Новак«Украинская экономика сейчас на такой стадии, что еще рано говорить о положительной динамике, – поддерживает в разговоре с корреспондентом «Аналитической службы новостей» глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Единственное, что положительно, – это замедление темпов падения, но это не означает хотя бы стабилизацию и тем более не означает развитие. Это просто замедление темпов падения, поскольку украинская экономика еще не достигла своего дна и уверенно к нему идет. Только после того, как мы его достигнем, тогда уже не будет другого пути, кроме стабилизации, а потом очень медленного восстановления роста. Но сейчас об этом слишком рано говорить, потому что по всем секторам экономики происходит падение в разных темпах. В аграрном секторе – минус 4%, в промышленности – минус 20%, в грузовом и транспортном обороте – минус 23%, в пассажирских перевозках – минус 18%, в строительстве – минус 27%».
А вот преломить ситуацию помогут только реформы. В данном случае, уверяет Олег Устенко, «очень многое зависит от скорости и желания вообще проводить реформы. Если они будут делаться, если будет, например, проведено реформирование судебной системы, если будет обеспечен закон и порядок, если будет хотя бы уменьшена коррупция и снижены административные барьеры для ведения бизнеса, тогда Украина сможет сделать прорыв и получить эти 5% и выше. В противном случае надо ожидать, что этот прогноз, о котором заявляет премьер-министр (1-2% в год), – может стать реальностью на долгие годы».
Избавляемся от войны олигархов…
Александр ОхрименкоЧто бы ни делало правительство, если не прекратить в стране войну олигархов, уверяет АСН президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, сделать что-либо существенное вряд ли удастся. При этом аналитик тоже разглядел всего лишь замедление темпов падения экономики, но не увидел собственно экономического роста, подчеркивая, что позитивную динамику не стоит ожидать раньше 2018 года. «Это не рост. В сельском хозяйстве падение было около 4%, сейчас 3,6%, – констатирует Охрименко. – ВВП в первом квартале упало почти на 18%, а во втором – на 15%. Понятно, что к концу года будет немного лучше. Но сначала надо добиться полной остановки падения. Только тогда можно будет говорить о росте экономики. Но в этом году вряд ли будет ноль, как и в следующем. В 2017-м будет падение ВВП около нуля. И тогда действительно в 2018 году может быть рост ВВП, а потом уже и промышленности, и сельского хозяйства, но не раньше».
Эксперт отметил, что ключевая причина падения экономики вовсе не в конфликте на Донбассе, как принято считать. «Донбасс вообще ни при чем к экономике. У нас самая большая проблема – это война олигархов. Если она прекратится, то процесс восстановления ускорится. Если же нет, то будет усиление конфликта на Донбассе, проблемы в экономике и конфликт между ветвями власти», – сказал руководитель Украинского аналитического центра, подчеркнув, что для экономики очень важны кредиты и частные инвестиции.
«Надо понимать, что в Украину не будут инвестировать ни американцы, ни европейцы, – отметил он. – Крупных инвестиций у нас очень мало. В 2014 году из Украины ушло 11 миллиардов долларов, а в первом полугодии 2015-го еще 4 миллиарда. Это забрали олигархи. Если деньги вернут, а их могут вернуть, то у нас будет рост прямых зарубежных инвестиций. За счет этих денег можно обеспечить рост экономики. В принципе, в Украине своих ресурсов валюты достаточно много: на руках у населения где-то 100 миллиардов долларов, а в офшорах - где-то 50-60. Суммы громадные. Но понятно, что заставить отдавать их тяжело, и вкладывать просто так никто не будет. Но надо прекратить войну олигархов, и тогда даже мелкий и средний бизнес начнет вынимать деньги и вкладывать в развитие бизнеса».
Борис КушнирукВ свою очередь, экономический эксперт Борис Кушнирук отмечает, что возможности для экономического роста стали появляться. С одной стороны, темпы падения замедлились, и у бизнеса появился интерес вкладывать деньги, но с другой, проблемой по-прежнему остается неэффективная политика Нацбанка. «Если смотреть динамику год от года, то видно продолжение падения экономики. Но если брать динамику последних месяцев, то из разговоров с бизнесменами я вижу, что у них появляется интерес относительно инвестиций, они готовы покупать какие-то крупные объекты, вкладывать деньги. Несмотря на то, что мы еще находимся внизу, момент подъема уже начинает ощущаться. В первую очередь, есть динамика ожиданий – они становятся позитивными», – сказал Борис Кушнирук, подчеркнув, что те шаги, которые предпринимает правительство, не могут изменить ситуацию в короткие сроки.
По его словам, чтобы увидеть результат даже не просто реформ, а каких-либо шагов, нужен определенный срок. Эксперт также отметил, что все возможные негативы, связанные с ростом тарифов, уже были заложены в прогнозы, поэтому они не влияют на ситуацию. «Начинают формироваться определенные доходы населения, которые могут быть потрачены на товары, услуги и развлечения. Начинает работать бизнес, но есть большая проблема с Нацбанком, – разъясняет Кушнирук АСН. – Его кредитная политика, с одной стороны, направлена на стабильность курса гривни, но при этом она деструктивная по отношению к кредитной поддержке экономики. Если сокращается объем кредитования, то не может быть роста экономики. Политика НБУ привела к падению объемов кредитования. Именно они своей политикой сдерживают рост экономики».
Виктор СусловОшибки правительства, которых сегодня достаточно много, считает экс-министр экономики Виктор Суслов, приводят к уничтожению транзитного потенциала страны. Экономическая ситуация в Украине остается кризисной, и стратегии выхода из кризиса у страны пока нет. «В поисках позитива власть отмечает, что у нас действительно наблюдается замедление падения валового продукта. Если разбить год, то тогда можно увидеть что-то наподобие роста. Чтобы показать якобы рост, были взяты отдельные месяцы, – разъясняет АСН экономический эксперт. – Но это все равно должно оцениваться как замедление падения, потому что в таких случаях играют роль сезонные факторы, и прежде всего уборка урожая. Отдельные показатели и вправду выросли, но в целом положение продолжает оставаться глубоко кризисным». К тому же, отметил Суслов, санкции в области авиации привели к резкому падению объемов производства в авиационной отрасли. Санкции в области транспортных, железнодорожных перевозок привели к ответным санкциям со стороны России, что бьет по транзитному потенциалу страны.
Снова предвыборный популизм
Владимир РябошлыкЗаявления об экономическом росте можно отнести только к разряду популистских речей, отметил в комментарии АСН экс-заместитель министра экономики Владимир Рябошлык. «Все это надо рассматривать в контексте аналогичных заявлений, которые уже давно повторяет и премьер, и Президент: о том, что в этом году ожидается рост экономики, – говорит экономический эксперт. – Сейчас перед выборами народу подкидывают идеи оптимизма на будущее. Но мы должны понимать, что реформ нет, а есть имитация реформ в экономике. Борьбы с коррупцией тоже практически нет. А это тоже экономика, и по инерции все замалчивается. В контексте разговоров о плане Маршалла или инвестиций тут никакого позитива нет, потому что у нас есть узел проблем из-за того, что нет борьбы с коррупцией, нет реформ. На Западе отлично понимают нашу ситуацию: нет реформ и поэтому нам просто подкидывают копейки, чтобы Украина хоть как-то могла влачить существование». По словам Рябошлыка, давать больше денег, чтобы они были разворованы в Украине, Европа не хочет. Соответственно, в этой ситуации объективно нет никаких условий для роста экономики – происходит отток, а не приток иностранных инвестиций.
«Нет никаких оснований для того, чтобы экономика развивалась, поэтому все подобные заявления – не более чем предвыборный популизм. Если говорить о наполненности бюджета, то с пенсионеров берут такие извращенные налоги – это все непрямое влияние на экономику. Негативно влияет на экономику и тот фактор, что НБУ допускает банкротство банков и спокойно на это смотрит. Меры по борьбе с коррупцией наша власть игнорирует», – считает эксперт.
Александр ГончаровНе понимает, откуда взяться росту экономики, и директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров, отмечая, что Мировой банк ухудшил свои прогнозы для украинской экономики. «Можно посмотреть на отчет Мирового банка и сразу станет понятно, что росту взяться неоткуда. Он буквально в сентябре отметил, что у нас падение ВВП будет не 7,5%, как раньше прогнозировали, а 12%. И инфляция не 40, а 50%. Валовый долг Украины — это и долг государства, и гарантии государства, и те обязательства, которые у нас по ценным бумагам госбанков, — к концу этого года будет составлять уже около 156 миллиардов долларов. О каком росте можно говорить?» — отметил эксперт. Плюс, подчеркивает Гончаров, международное рейтинговое агентство SP уже присвоило нам рейтинг выборочного дефолта. А это еще больше ухудшило наши рейтинговые показатели.
Илья Несходовский«У нас есть определенные условия, например стабилизация банковского сектора, гуманитарной политики, некоторые международные договоренности. Но вместе с этим экономика должна получить спрос — спрос или внутренний, или внешний, – разъясняет «Аналитической службе новостей» экономический эксперт Илья Несходовский. – В этой сфере на сегодня позитивных изменений не наблюдается. Если говорить о росте, то, скорее всего, его можно будет наблюдать с 1 января 2016 года. У нас 2014-й и 2015 годы очень тяжелые. Когда мы будем смотреть на статистику за эти два года 1 января 2016 года, то сможем увидеть определенное улучшение и сможем сказать, что мы начали выходить из пике, в котором сейчас находимся».
Впрочем, есть также мнение, что в ближайшие 5 лет Украину ждет галопирующий рост экономики. Об этом во всеуслышание заявляет экономист Михаил Кухар. По его словам, «мы имеем общую границу и зону свободной торговли с ЕС. Как только здесь возникнут макроэкономические понятия работающей банковской системы, как только эти понятия вернутся в нашу экономическую жизнь, то мы увидим, что как грибы начнут расти новые предприятия. У нас есть возможность выпускать все виды продукции, пользуясь низким уровнем оплаты труда, больше, чем китайской. Украина пока не может воспользоваться новыми открывшимися возможностями, но рука рынка все поставит на свои места».
В то же время эксперты, которые в своих прогнозах настроены более пессимистично (а значит, и более реалистично), отмечают, что Украина демонстрирует модель депрессивного роста, которая выражается простой формулой: минимум стареющих технологий, отсутствует необходимость в науке плюс нацеленность на сырьевую ренту, что в общей сложности порождает монополии, безработицу и бедность. Разглядеть в таких условиях настоящий, а не декларативный рост экономики крайне трудно. Видимо, поэтому сегодня кому-то так хочется выдавать желаемое за действительное. Но, к сожалению, сколько не говори «халва» (мед/сахар/шоколад), во рту слаще не станет.