В среднем автомобильные аварии случаются в нашей стране каждые три минуты. За 2016 год в авариях погибло около 3200 и травмировано свыше 32 тысяч людей. За год аварий стало больше на 2%.
По версии полиции, количество аварий выросло лишь формально - поскольку полиция стала фиксировать все нарушения. И если раньше нарушителю можно было откупиться за взятку, то сейчас этого якобы не происходит. Эксперты указывают еще и на то, что водители стали чаще вызывать полицию на незначительные аварии, намереваясь оформить протокол о ДТП, необходимый для получения страховой компенсации.
Как бы то ни было, но один факт не находит никакого логического пояснения - почему в нашей стране такое невероятное количество аварий с множеством жертв. 3-5-6 погибших в одной аварии. Жуткая норма для наших дорог. По погибшим уже давно не объявляют траур - кровавая автовойна на наших дорогах стала обыденностью, так что помолиться перед выездом стоит каждому.
Подборка самых кровавых аварий последнего времени тому подтверждение:
- 5 мая 2008 года в Харькове уже случалось жуткое побоище, аналогичное тому, что произошло 18 октября 2017. На улице Полтавский Шлях джип на скорости 110 км/час протаранил трамвайную остановку. На месте погибло шестеро людей, среди которых были дети. Водитель авто был пьян. По стечению обстоятельств его фамилия оказалась Полтавец. За шестерых погибших он получил лишь 10 лет тюрьмы.
- 2 февраля 2016 года тоже в Харькове столкнулись автомобиль скорой помощи и пассажирский автобус № 204 - 4 трупа. Все случилось потому, что водитель "скорой" внезапно выехал на встречную полосу. Он и медсестра погибли на месте, в реанимации умерли 4-летний мальчик, которого везли в больницу, и врач.
- 13 августа 2016 года на трассе Киев – Одесса автомобиль Opel Vivaro столкнулся со стоящим на обочине грузовиком DAF - восемь погибших. В результате катастрофы водитель и шестеро пассажиров Opel Vivaro погибли на месте. Один человек умер в больнице. Среди погибших были дети.
- 6 августа 2017 года на Бориспольской окружной дороги вблизи АЗС лоб в лоб столкнулись "ВАЗ" и Opel. На месте погибли шестеро людей - все из ВАЗ. В последствии в больнице умер еще один участник аварии.
Таких леденящих душу аварий сотни. Жертв - тысячи. Действий власти для того, чтобы остановить череду массовых смертей, можно сказать - "ноль".
Штрафы за нарушение правил - незначительные, возможности превентивно выявлять на дорогах пьяных у полиции до сих пор нет, множество нарушителей ПДД продолжают ездить даже после того, как у них отбирают права.
Пьяные за рулем. Невозможно подсчитать
Сколько по нашим дорогам ездит пьяных и одурманенных наркотиками водителей - не знает никто. Из-за того, что водителя нельзя остановить без причины и не так просто заставить пройти алкотест. Цифры статистики, в которой указывается количество нетрезвых за рулем, - это лишь те, которых остановили за явно неадекватное вождение или выявили нетрезвое состояние, расследуя ДТП, в которое они попали. Все остальные пьяницы, если едут прямо и не нарушают, - могут не беспокоиться о том, что кто-то их будет проверять.
Старье на колесах - как избавиться?
Советский союз развалился, а "шедевры" его автопрома все еще колесят по нашим дорогам. У авто наподобие "Москвича" или "Жигулей" нет подушек безопасности. А что говорить про износ деталей, который в самой неподходящей ситуации даст о себе знать? Однако и современные украинские авто, такие как многострадальный "Ланос", тоже не оборудованы средствами защиты пассажиров и водителя. То же касается и отдельных экземпляров китайского экспорта.
В случае аварии, для людей в таких авто вероятность получения увечий и даже смерти в разы выше, нежели в машине со всеми средствами защиты. И хотя собственники малозащищенных машин утверждают, что их недостатки не являются причиной аварий, важно другое - есть ли у них шанс выжить, если они окажутся на месте аварии даже случайно.
Понимают ли люди в полной мере всю степень риска, садясь в такие автомобили? Вряд ли, а значит - будут ездить и дальше. Что можно сделать? Ввести обязательный техосмотр по европейским правилам. Абсолютное большинство таких автомобилей его не пройдут.
Лихачи - догнать и посадить
Штраф за превышение скорости в нашей стране все еще слишком маленький. Эта сумма вполне посильна лихачам, учитывая, что самые крупные подобные аварии провоцировали именно так называемые "мажоры". Повышение штрафов, увеличение тюремного наказания за тяжкие последствия, обязательство в полной мере компенсировать потерпевшим моральный и физический вред - все это только предстоит ввести, дабы снизить смертность на дорогах.
В Украине уже несколько раз поднимали штрафы за нарушение правил дорожного движения. Однако, пока эффективно не включится в процесс контроля движения дорожная полиция, ждать улучшения не стоит.
Полиция до сих пор вынуждена ходить вокруг нарушителя "на цыпочках" - стражи порядка не знают, как им действовать в случае неадекватного поведения нарушителей, как их останавливать и задерживать, если они не желают подчиняться и угрожают безопасности других граждан. Пример - последний громкий случай со "сломанной" рукой гражданки, которая, развернувшись по двойной сплошной, решила игнорировать полицию и отказалась предъявить права.
Второй пример - трагическая погоня в Киеве, когда полицейские пытались остановить ошалевший BMW и подстрелили его пассажира. В результате тот умер, а полицейский, совершивший роковой выстрел, уже несколько лет пребывает под судом.
Правила игры должны быть четко определены - полиция должна иметь возможность выполнять свои обязанности и быть уверенной, что, сделав это, не окажется в итоге "козлом отпущения". А граждане должны понимать, что в случае неповиновения по ним могут даже открыть огонь и что бежать просто нет смысла. И от полиции и от суда.
Пешеходы - в самой большой опасности
Ужасающее по своей нелепости и количеству жертв ДТП в Харькове показывает еще одну глобальную проблему - пешеходы вообще никак не защищены от автомобилей. Фактически, находясь рядом с дорогой, люди постоянно пребывают в смертельной опасности. В 2016 году полоумный водитель в Киеве попутал педали и вместо затормозить перед подрезавшим его авто, нажал на газ. Машина на огромной скорости протаранила остановку общественного транспорта. Погибла женщина, много людей получили травмы.
Только за последние годы в Украине случилось около двух десятков аварий, в которых водители таранили именно остановки общественного транспорта.
А достаточно было бы поставить перед остановками и пешеходными переходами защитные отбойники. Что сберегло бы жизнь сотням невинных людей.