Реформа исполнительной службы в лице частных исполнителей, на эффективность работы и беспристрастность которых возлагают большие надежды, теперь грозит превращением ее в своеобразный "клуб по интересам". Исполнители, которым по закону запрещено работать где-либо еще, объединяются под крышами юридических фирм, которые тоже находятся под влиянием определенных групп.
Программа журналистских расследований «Наши гроши с Дмитрием Бигусом» выяснила, что в столице появился первый так называемый кооператив частных исполнителей. А молодая юридическая компания, которая под своей крышей объединила участников новой профессии, по удивительному стечению обстоятельств находится рядом со зданием Министерства юстиции и Государственной исполнительной службы.
И это неудивительно, ведь, судя по амбициозным планам, юридическая компания Toda хочет стать именно частной исполнительной службой и объединять десятки исполнителей. Об этом они прямо указывают на своем сайте: «Юридическая компания «Toda групп» взяла на себя роль агрегатора десятка частных исполнителей «под одной крышей».
Журналисты напоминают - по закону частные исполнители должны осуществлять свою деятельность независимо от всех структур и не могут заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, в том числе быть сотрудниками юридической фирмы. Но в этом случае якобы все законно, ведь Тoda собирает частных исполнителей «под одной крышей» формально, лишь раздавая им офисы в аренду.
Пока «под крышей» юрфирмы работает три частных исполнители. Среди них - бывший руководитель отдела принудительного исполнения решений Государственной исполнительной службы Сергей Крайчинский, а также Дмитрий Топачевский и Игорь Щербаков.
Как выяснили журналисты, все трое участников "исполнительного кооператива" связаны с группой влияния, подконтрольной экс-юристу Сергея Курченко, человеку, которому в течение последних двух лет приписывают влияние на кадровые назначения и решения вопросов в Министерстве юстиции, Андрею Довбенко.
Дмитрий Топачевский был партнером Довбенко по юридической компании ORUM, Игорь Щербаков работал в этой компании директором, а Сергей Крайчинский лично признался журналистам, что знаком с Довбенко.
Однако и это еще не все. В квалификационной комиссии, которая экзаменует частных исполнителей, работал еще один коллега экс-юриста Курченко, с которым они вместе работали в фирме N&D Lawfirm, Андрей Реун. Сейчас он - заместитель директора регистрационного департамента при Министерстве юстиции.
А офис, под крышей которого работает фирма Toda, был приобретен на торгах предприятия СЕТАМ, директором которого является еще один товарищ Довбенко - Виктор Вишнёв.
Контроль над представителями новой профессии - это не только шанс направить исполнительные производства в один офис, но и злоупотреблять в интересах конкретного заказчика. А также это возможность перенести старые злоупотребления на госслужбе в новый частный сектор, говорится в сюжете.
«Мы снова можем столкнуться с продажей тех услуг, от которых хотим отойти. Если у нас все исполнители независимы и конкурируют между собой, то если я обратился к одному и увидел, что он за 10 дней ничего не сделал, я у него забрал документы и ушел к другому. Если же есть административный контроль за исполнителями в определенном регионе, то тогда эта услуга снова продолжает эффективно продаваться, только теперь уже гораздо дороже», - считает партнер Ario Law Firm Юлиан Хорунжий.
Между тем в Министерстве юстиции проблем с образованием подобного "кооператива" частных исполнителей не видят. Мол, у каждого по отдельности представителя новой профессии будет своя ответственность, так что риски подконтрольности минимальны.
«Объединять офисы они могут, а в зависимости от того, в какие структуры они объединяются, то надо смотреть, насколько это правомерно с юридической точки зрения. Но я не вижу здесь особых рисков из-за того, что ответственность исполнителя является персональной», - отметил заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр.
Тем временем в офис Тоda наведываются не только снимающие там офис частные исполнители, но и их коллеги и даже действующие сотрудники государственной исполнительной службы. В частности журналисты заметили у офиса компании начальника районного отдела Государственной исполнительной службы Киева Анатолия Зайца, а также - уже частного исполнителя, а до этого работника государственной исполнительной службы Светлану Билан. Последняя, кстати, заявила, что намерена принять активное участие в формировании руководства Ассоциации частных исполнителей.
Стоит отметить, что частным исполнителям на рынке перепадет достаточно лакомый кусок невыполненных судебных решений. Из почти 600 млрд грн долгов невзысканных по решениям судов 360 млрд грн придется именно на частных исполнителей. Так что не удивительно, что Министерство юстиции может не захотеть терять контроль над таким большим куском "исполнительного" пирога.