Многие школьники встречают первое сентября с нежеланием идти в школу. Которое, впрочем, быстро улетучивается в первые же дни обучения. Но что делать, если ходить на занятия физически невозможно? В Норвегии нашли ответ, создав робота, который будет находится в классе вместо, например, заболевшего ребенка, рассказывает The Telegraph.
У британской школьницы Джейд Гадд ушло 11 часов, чтобы закончить свой первый экзамен по английскому языку. Дома с надзирателем и родителями она провела большую часть запланированных 45-минутных перерывов, преодолевая приступы судороги, спровоцированные стрессом, и в какой-то момент потеряла память из-за амнезии. Она не просто забыла, что писать, она забыла, кто она.
Джейд 17 лет, и она болеет синдромом Эхлерса-Данлоса, редким наследственным заболеванием, которое заставляет разные системы в организме останавливаться без предупреждения. Она может потерять свою речь, зрение, слух или способность двигаться в эпизодах, которые могут длиться от секунды до трех месяцев. Если она когда-либо перестанет концентрироваться на том, чтобы удерживать свое тело в правильном положении, ее кости сместятся. Иногда она может потерять контроль над мизинцем, иногда – над спиной.
Джейд также болеет синдромом Аспергера, диагноз ей поставили в 14 лет. До того, как врачи сообщили ей ужасные новости, Джейд надеялась стать спортсменкой и была инструктором по боевым искусствам в Академии Ваби-Саби, которая принадлежит ее семье.
Несмотря на изнурительное состояние, Джейд, с помощью семьи, друзей и преподавателей, сдала уже три экзамена. В прошлом году она получила 3 по математике, и хотя в этом году здоровье не позволило ей заниматься высшей математикой, она получила 4-ку по английской литературе и 5-ку по английскому языку. Невозможно переоценить подобное достижение: большую часть прошлого года Джейд была не в силах даже встать с постели. Это, в свою очередь, привело к тому, что у нее появились симптомы беспокойства и депрессии.
В Великобритании финансирование обучения на дому прекращается после сдачи выпускных школьных экзаменов, поэтому для того, чтобы получить высшее образование, Джейд пришлось бы физически ходить в ВУЗ каждый день. Ей часто нужны три бригады скорой помощи, чтобы просто выйти из дома, поэтому перспектива пойти в университет казалась ей невозможной. Но теперь у нее есть помощник.
Би – это телеметрический робот. Маленький, легкий и с виду игрушечный. Он умещается даже в рюкзак. Достаточно поставит его на стол в классе и он будет действовать как глаза, уши и голос, пока ребенок находится дома. Таким образом можно следить за уроками в прямом эфире через приложение на своем IPad, и, в отличие от таких приложений, как Skype или FaceTime, робот может крутить головой на 360 градусов.
Если ребенок захочет выступить в аудитории, он может подать сигнал, предупреждающий учителя, а затем связаться с классом через встроенный динамик. У него даже есть «режим шепота», который позволяет студенту перешептываться с одноклассниками.
Би, официальное название которого - AV1, был разработан в Норвегии компанией No Isolation, и в данный момент уже более 200 Би используется в скандинавских школах. Его цена составляет £2200 (плюс ежемесячная плата за сохранение данных и страховку). Семья и друзья Джейд организовали фонд Jade Aid для покупки нужных ей вещей.
В социальном аспекте AVI также незаменим: «Я хочу знакомиться и общаться со своими одноклассниками, но я не хочу, чтобы люди видели побочные эффекты моего состояния, когда я не могу принять душ и выглядеть подобающим образом», - говорит она.
До того, как в их жизни появился Би, родители Джейд приложили огромные усилия, чтобы показать своей дочери окружающий мир. Они фотографировали улицы и парки, использовали FaceTime, находясь на интересных событиях, а однажды даже привязали GoPro к своей собаке. Робот даже смог пойти в гости к друзьям Джейд, в дома, где сама она ни разу не была. «Несколько раз Би вернулся со следами от помады. Теперь, даже если я не могу куда-то пойти, я знаю, что Би сделает это за меня».