С сегодняшнего дня в столице расплатиться за парковку автомобиля можно будет только через паркоматы, мобильные приложения или приобретя специальный талон в киосках "Союзпечати". По задумке, около 400 парковщиков должны исчезнуть с улиц Киева.
На своей странице в Facebook департамент транспортной инфраструктуры КГГА решил напомнить киевлянам и гостям столицы, как выглядят и как пользоваться парковочным талоном и месячной карточкой на парковку.
"Месячную карточку для начала парковки достаточно положить лицевой стороной под лобовое стекло автомобиля. Если вы будете пользоваться талоном на час, на нем отметьте продолжительность парковки и опять же разместите его лицевой стороной под лобовое стекло вашего авто", - разъясняется в сообщении.
Заплатить за паркоместо можно и с помощью СМС. Для этого тоже нужно приобрести в киосках "Союзпечати" специальную скретч-карту и отправить СМС на номер 516.
Станут ли люди добровольно оплачивать парковку?
Нововведение предусматривает, что с сегодняшнего дня на улицах Киева не будет ни одного парковщика. Кто же будет контролировать, заплатил человек за паркоместо или нет, пока не известно, да и самих паркоматов на весь город всего чуть более 80.
«Конечно, что никаких новых устройств сегодня на парковках не появится, потому что должны быть проведены инвестиционные конкурсы, или закупка через Прозорро. Поэтому фактически ничего не поменяется, разве что исчезнут парковщики и мы останемся один на один со своей совестью, платить нам за парковку или нет», - считает менеджер группы «Реанимационный Пакет Реформ - Киев», член Антикоррупционной совета при Киевском городском голове Оксана Величко.
А как показывают результаты эксперимента «Честная парковка», половина водителей не платит за стоянку, а подземные паркинги заполнены лишь на 30%. Все потому, что никакой ответственности за парковку "где попало" не наступает.
Без закона о парковках - никуда
Величко уверена, что такая ситуация продлится до тех пор, пока Верховная Рада не примет в целом законопроект о парковке. Он предусматривает введение ответственности водителей за неуплату парковки или ненадлежащую парковку, а также фото- и видеофиксацию правонарушений стоянки и парковки транспортных средств. Для этого будут созданы группы так называемых инспекторов, которые будут проверять, оплатил или нет водитель парковку.
«Они будут делать это в автоматическом режиме, будут подходить к автомобилям со сканером, сканировать номера, которые связаны с соответствующей базой данных владельцев транспортных средств МВД. Если водитель не заплатил, тогда выдаст подтверждение и инспектор фиксирует фото и видео этого авто и автоматически генерируется протокол об административном правонарушении», - объяснила эксперт.
Сейчас парковщик тоже может выписать админпротокол, но для этого ему нужно попросить водителя предъявить паспорт. Сложно представить, кто на это пойдет добровольно.
Частный инвестор лучше коммунального предприятия
Кроме этого, эксперты Реанимационного пакета реформ предлагают передать дневные парковки города частным инвесторам, которые будут избираться на открытом конкурсе на выгодных для города условиях. И, как показывает уже существующая практика сдачи в аренду парковок инвесторам, лучше всего, чтобы город брал с арендатора фиксированную сумму за паркоместо.
«Например сегодня на отдельных парковках, где есть частные операторы, город зарабатывает свой процент, но тогда частный оператор склонен обманывать и говорить, что сегодня у него практически не было автомобилей. Поэтому чтобы не прибегать к такому контролю, лучше брать с операторов фиксированную плату и очень тщательно следить за соблюдением ими договорных условий», - считает Величко.
А вот в то, что коммунальное предприятие сможет стать эффективным оператором парковок, эксперт не верит. Хотя для города было бы выгоднее, что бы плату за паркоместо взымало именно КП, поскольку в таком случае все собранные средства шли бы в городской бюджет.
«Но мы много лет до этого имели коммунальное предприятие и доверия к нему нет. Будто и не сложная система, но наша тенденция к тому, чтобы обманывать на каждом шагу, настораживает», - объяснила она.
С принятием вышеупомянутого законопроекта, который также предусматривает увеличение размера штрафа за неуплату сервиса парковки, частные компании будут чрезвычайно заинтересованы в таком бизнесе, считает Величко.
«Потому что это чисто прибыльный бизнес, который не требует особых затрат», - объяснила она.
Центр Киева задыхается от машин
Сегодня от уплаты за парковки город зарабатывает около 70 млн грн в год. По результатам проекта «Честная парковка» эти поступления можно было бы увеличить в 3-5 раз даже при наличии парковщиков и надлежащего их контроля. А если уплату за паркоместо полностью автоматизировать, доходность вырастет еще больше.
Еще одна проблема Киева – отсутствие надлежащего количества парковок в центре города. Всего в столице на сегодня есть около 6 тыс. парковочных мест. При том, что ежедневно в городе на постоянной основе или транзитом находится около 1,6 млн транспортных средств.
Решить проблему перегруженности автомобилями центра можно подняв тариф на парковку в этой части города, уверены эксперты Реанимационного пакета реформ.
А вот в недавно созданном при КГГА Центре организации дорожного движения предлагают пойти другим путем - уменьшить количества транзитного транспорта в центре Киева и создать перехватывающие паркинги на въезде в город.
Еще в начале 2013 года Киевская городская государственная администрация представила концепцию открытия на 6 основных въездах в столицу 12 таких паркингов. Летом этого же года у станции метро "Ипподром" был открыт первый из них. Первый и последний. Но даже этот единственный паркинг, на построение которого было потрачено более 1 млн грн, с начала 2016 года не работает.