Мы продолжаем публиковать эксклюзивный репортаж корреспондента «Аналитической службы новостей» (АСН), который полторы недели жил бок о бок с ребятами из «Фантома» в зоне антитеррористической операции, ел с ними одинаковую еду, ходил на задания. И сегодня предлагаем нашим читателям познакомиться со второй его частью, чтобы глазами фискалов и нашего фотокорреспондента увидеть жизнь на линии разграничения без малейшей ретуши.
Мобильные группы
Эти подразделения создавались по инициативе Президента Украины для борьбы с незаконной торговлей с оккупированными территориями. Они круглосуточно курсируют в «серой» и «красной» зонах, отдавая предпочтение второстепенным незаасфальтированным дорогам, с целью нахождения и задержания нелегальных перевозчиков. Помимо сотрудников «Фантома», в такие мобильные группы входят представители СБУ, волонтеры (для видеофиксации), пограничники на бронированных пикапах VW Amarok и отвечающие за огневую поддержку десантники 80-й ОАБр на Humvee (по-простому «Хаммер», – авт.) с установленным на башне пулеметом ДШК. Всего в зоне АТО сейчас работают семь таких групп.
Нелегалов часто ловят на грунтовых дорогах после блокпостов, контролируемых украинской армией. Каким образом нелегалы их пересекают (в объезд нереально, потому что вокруг заминировано), остается только догадываться, но фискалы говорят, что «деньги решают многое». Повсеместно встречаются нарушения, когда несколько тонн товара по документам оформлено не на предпринимателя, а на частное лицо, которое может официально провезти до полцентнера груза. Чем дольше работают группы, тем изобретательнее становятся правонарушители. Например, изменяют схемы работы. В качестве пункта назначения всегда указывается село в «серой» зоне. Раньше машина с товаром (как правило, это микроавтобус или десятитонный грузовик) заезжала в поселок, но не разгружалась, а ждала в отстойнике (им может быть частный двор местных жителей), пока можно будет попасть на ту сторону или разгрузиться на линии разграничения. И когда этот транспорт находился в ожидании, его и «накрывали» мобильные группы. Сейчас же авто просто выгружается в «серой» зоне, а груз для дальнейшей перевозки распределяется по нескольким легковым машинам.
На ночь я еду с одной из мобильных групп. Место встречи – в «Ветерке», по названию кафе на трассе возле поселка Сухая Балка. Пока «Хаммер» уехал заправляться, у нас есть время поужинать: из рюкзаков извлекаются две банки тушенки, пара рыбных консервов и хлеб. В кафе пусто, лишь наша группа и хозяева, которые смотрят новости по телевизору. На десерт – большая упаковка печенья и чай. За кипяток мы расплачиваемся. «У тебя только футболка, теплее ничего нет?» – интересуется Одиссей из «Фантома». Отрицательно киваю головой, а он продолжает: «У нас для хорошего человека что-нибудь да найдется» и, порывшись в рюкзаке, извлекает камуфляжный китель.
День десантника, который начинается ночью
Выходим на улицу, уже сумерки. Поступила инфа о двух грузовиках, которые повезут товар окольными путями. Несмотря на отсутствие «Хаммера», который должен был уже прибыть, принимается решение части группы ехать на VW Amarok. Выдвигаются три пограничника и один ВСПшник. Остальные ждут на «Ветерке». Мы коротаем время в разговорах. Старший, сотрудник СБУ Хамелеон, периодически звонит с целью узнать судьбу «Хаммера». Он волнуется за наших ребят на пикапе: их всего четверо. Совсем скоро, за полночь, наступит День десантника, и мы шутим, что они уже начали праздновать. Наконец, десантура приезжает (виновником задержки оказывается заправщик), и мы занимаем места: за рулем Фартовый, рядом Хамелеон, за ним я, левее Одиссей, за пулеметом на башне Вовчик. Десантники – молодые двадцатилетние ребята-контрактники, за плечами которых немало сражений, включая оборону Луганского аэропорта.
После получаса езды находим наш пикап в засаде: грузовиков пока не было. Наша часть группы предлагает блокировать другую дорогу неподалеку. Добравшись на место, съезжаем с грунтовки и глушим двигатель. После открытия толстенных дверей «Хаммера» внутрь врывается громкий треск насекомых. «Вовчик, ты лимонад взял?» – спрашивает Фартовый. «Только энергетик, возьми там», – звучит ответ, и рука сверху указывает направление. Черная пластиковая литровая бутылка идет по кругу. Молчим. Я смотрю на часы: 0:09. Начинаем поздравлять десантников. Получается несколько сумбурно, потому что как правильно, никто не знает. Виновники поясняют: надо желать чистого неба, полного купола и легкого приземления. Проходит полчаса. Хамелеону звонят, и он дает команду группе воссоединиться и продолжить патрулирование совместно.
Обычное патрулирование, обычная колонна
Через 15 минут в районе Новоселок замечаем светящиеся габаритные огни двух передвигающихся без света фар транспортных средств. Пару минут езды – и мы перерезаем им дорогу. Это оказывается колонна из пяти грузовых микроавтобусов и одного пикапа сопровождения в хвосте. У водителей изымаются документы и телефоны, и им приказывают открыть фургоны. Подсвечивая фонариками, сотрудники бегло осматривают содержимое машин: баклажки с водой, коробки с едой, автозапчасти. Хамелеон сдержанно радуется, но его беспокоят грузовики: если они с этими «бусами» заодно, успели их предупредить о засаде? После короткого совещания Amarok уезжает на поиск десятитонников (они могут пережидать где-то рядом). После часа ожидания и переговоров по телефону с экипажем VW выносится вердикт о конвоировании колонны на КПВВ.
Хамелеон стучит в окна микроавтобусов и предупреждает сонных водителей, мол, сейчас поедем – и чтобы во время следования никто не вздумал отстать. Впереди едет «Хаммер», замыкающим – пикап с Одиссеем. Фартовый советует Вовчику развернуть пулемет в сторону задержанных. Спустя некоторое время Хамелеон замечает, что следующая за нами машина увеличила дистанцию, и просит десантника немного притормозить. Взбираемся на небольшую возвышенность. «Вовчик, – кричит Фартовый, – подними пулемет, а то он смотрит прямо на «Газель», водителю страшно к нам приблизиться».
Когда рассвело, Хамелеон с прокурором обходят задержанные авто и фотографируют водителей на фоне груза. Затем садятся в «Ветерке» и под кофе занимаются рутинной писаниной. Оказывается, без этого тоже никак. Группа удовлетворена: основное сделано, доводить дело до конца будут их сменщики.
По прибытии в Славянск я застаю общее построение, на котором командир отряда с позывным Фантом вручает сотрудникам именные жетоны и награждает памятными знаками. У ГФС законодательно утвержденной награды нет, поэтому командир подразделения Фантом таким образом отмечает сотрудников за хорошую службу.
Продолжение следует…