counter
Лента новостей
Выбрать все
16 Октября
15 Октября
Все новости...

Десять дней с «Фантомом», или Неслучайные на войне люди

Десять дней с «Фантомом», или Неслучайные на войне люди

Корреспондент «Аналитической службы новостей» (АСН) провел полторы недели с отрядом «Фантом» — подразделением Государственной фискальной службы Украины, несущим службу в зоне АТО. В чем суть работы отряда, с какими трудностями приходится сталкиваться и за что не любят фискалов некоторые представители других силовых структур, в эксклюзивном материале автора.

Курортная жизнь

Фантомовцы живут на курорте. При въезде надпись так и гласит: Славянский курорт. Мы едем из Краматорска, откуда меня забрали фискалы. За рулем Рыбак, рядом Назик — он вкратце рассказывает про места службы отряда: работа на КПВВ (контрольные пункты въезда-выезда) и в составе мобильных групп. Задача — борьба с незаконной торговлей с неподконтрольными украинской власти территориями.

О контрольных пунктах. Через них запрещен проезд пассажирского рейсового и грузового транспорта, за исключением фур гуманитарного характера. Только легковые авто и микроавтобусы. Задача сотрудников «Фантома» — выявить грузы или, что чаще, количество товара, запрещенное к вывозу. Если разрешено вывозить два блока сигарет на человека, а он везет ящиками, значит, уже не себе, а на продажу. Такие вещи и пресекает «Фантом» на КПВВ.

Фантом, неслучайные на войне люди фото 2

Останавливаемся у здания пансионата. «Вон наша берлога», — Назик кивает на железную лестницу запасного выхода в торце здания, ведущую к двери на третьем, последнем, этаже. Она довольно крутая, с неудобными ступеньками, и таща на себе тяжелый рюкзак, только и смотришь под ноги, чтобы не опрокинуться назад. Это потом я узнаю, что корпус предназначен для инвалидов-колясочников, и кто бы воспользовался этой лестницей, не дай Бог чего, я ума не приложу.

Фантом, неслучайные на войне люди фото 3

Фискалы занимают большую часть этажа. Общие коридоры отгорожены OSB-плитами, и с противоположной стороны то и дело доносятся голоса. Меня поселяют в самой дальней комнате, под номером 35. Со мной еще четверо: Вепрь, Лемок, Лавр и Дукат. Есть кухня, но она маленькая, с одной плитой. На ней, как правило, готовят винницкие: их в этой, третьей по счету, ротации много — можно сказать, клан. Остальные — кто как. В нашей комнате есть электроплитка, поэтому обед и ужин готовим прямо на месте, а на завтрак централизованно ходим в местную столовую на первый этаж. Правда, есть маленький нюанс: нужно успеть с 6:30 до 7:00. Из досуга — целебное соленое озеро, малый теннис, спортгородок. Но на все это остается не так много свободного времени при довольно плотном графике службы.

Первая «вылазка»

Рыбак с Назиком собираются на КПВВ «Зайцево». Я напрашиваюсь с ними. Назик рассказывает: «С нашим появлением в зоне АТО такса на блокпостах, контролируемых военными, за незаконный провоз товаров выросла вдвое. Мы нажили себе немало врагов: нас тихо ненавидят все, кто ведет бизнес с оккупированными территориями, в том числе и люди в погонах. Зарплата? У наших выходит порядка 8—9 тысяч гривен. Для сравнения: у пограничника минимум 13—17, а работу делаем одну». Мы проезжаем перекресток, невдалеке милиция «трусит» остановленную машину. «У местных ментов ничего не поменялось… козлы», — бросает Назик. «Ты же сам мент!» — оспариваю я, на что в ответ звучит: «Я — порядочный мент».

Фантом, неслучайные на войне люди фото 4

Мы едем на Land Cruiser 90. Интересуюсь, откуда в «Фантоме» такая машина, как и множество других иномарок. «Это списанные машины нашей службы, собранные со всей страны. С виду нормальные, а по факту убитые в хлам и поэтому часто нуждающиеся в ремонте. Например, эта – 1993 года выпуска», — поясняет Назик. «А что у вас с УБД (участник боевых действий)?» — спрашиваю. «Этого статуса за восемь месяцев существования отряда не получил никто. Несмотря на то, что мы весь срок командировки — например, я с февраля месяца — безвылазно находимся в зоне АТО, и большинство несет службу в серой зоне и на нулевке. Все наши коллеги — СБУшники, пограничники, МВДшники — давно получили», — просвещая меня в этом вопросе, Назик не скрывает эмоций.

На «Зайцево» машин тьма с обеих сторон, но говорят, что сегодня меньше обычного: 2,5—3 км въезжающих и 1,5—2 выезжающих. В основном люди едут за продуктами и непродовольственными товарами первой необходимости. На неподконтрольных территориях цены выше в разы: при цене литровой бутылки пива здесь 20 гривен там она стоит порядка 90. Провозить на оккупированные территории разрешается 50 кг груза на человека, потому в очередях часто встречаются машины с детьми, включая малолетних: они используются родителями и тоже «провозят» свою долю.

Фантом, неслучайные на войне люди фото 5

В наряд на КПВВ фискалы заступают на сутки. Днем проверяют транспорт, а ночью обороняют территорию от диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) и на случай прорыва противником линии фронта — некоторые пункты находятся в серой зоне.

В качестве офиса сотрудникам служит контейнер, напоминающий морской. Внутри как-то даже уютно. У всех служб, несущих дежурство на посту (СБУ, пограничники), они точно такие же. Помещение поделено пополам — на рабочую часть и зону отдыха, где стоят кровати с матрацами. В зависимости от загруженности пункта спальных мест два или четыре.

Фантом, неслучайные на войне люди фото 6

До последней машины

Я наблюдаю за работой фантомовцев. Сотрудник подходит к водителю, просит открыть багажник и показать содержимое. Если вещи кого-то из пассажиров, просят выйти его, лично открыть коробки и развязать пакеты. На промышленные товары обязательно наличие кассового чека. Затем осмотр салона авто. И постоянный зрительный и словесный контакты с проезжающими: адекватно ли человек себя ведет, не занервничал ли? И так машина за машиной — до самого вечера. КПВВ официально работает с 8 до 18-ти, но если есть машины на выезд, работают до последней. И не только тут, а на всех пунктах пропуска. Проверенная машина отъезжает, и водитель, мужик лет 60-ти, улыбается и машет нам в открытое окно: «Спасибо, ребята!» «Я думаю, он точно так же машет и сепарам на их постах», — говорит один из бойцов и бредет к следующему автомобилю.

Фантом, неслучайные на войне люди фото 7

Дальше мы направляемся на ж/д станцию в Красный Лиман. Эта ключевая транспортная развязка направления Красный Лиман — Родаково. Фантомовец Фет показывает на стене карту станции, насчитывающей 108 путей. На схеме и словах впечатляет, на деле 90% грузов, проходящих через станцию, однотипны и предназначены Алчевскому металлургическому комбинату: кокс, чугун, железорудный концентрат. Основная проблема заключается в невозможности полного досмотра груза: на станции нет ни сканера, ни вагонных весов. Даже прощупать вагоны прутом невозможно из-за контактной сети над ними. На мой вопрос, может ли состав или вагон, въезжая с той стороны, «случайно потеряться» на нашей, Фет кивает отрицательно. Главная изюминка Красного Лимана, на мой взгляд, заключается в том, что диспетчер, осуществляющий слежение и управление за движением, размещается в Донецке, как и все руководство Донецкой железной дороги.

«Ты мне скажи: зачем нам эти «ублюдки»? Что с ними делать?» — Фет идет вдоль ж/д путей впереди, показать вышку, с которой происходит визуальный досмотр вагонов. Мы с Назиком следуем за ним и говорим о вооружении «Фантома». По закону сотрудникам положены пистолеты ПМ и автоматы АКС-74У, именно о последних и шла речь. Работать на КПВВ днем с таким набором можно, но с наступлением темноты активизируются ДРГ, и хорошо бы иметь автоматы с большей прицельной дальностью, чем «плевачки». Помимо этого, торговлю с противником крышуют как некоторые военные, так и добровольческие подразделения. Мне рассказали случай, когда после задержания транспорта с нелегальным грузом примчались ВСУшники на бронетехнике для разборок. Со слов очевидца: «В их представлении мы должны были выглядеть кабинетными очкариками, занимающимися писаниной. Но когда увидели здоровых мужиков в полной экипировке, поутихли». Не дай Бог чего, фискалы могут крепко дать по зубам.

Теперь я Тезка

Забираемся на вышку. По сути, это будка — вроде тех, какие ставят при въезде в гаражные кооперативы и стоянки. Фет рассказывает, что на один вагон тратится полторы минуты, и фискал работает вместе со станционным работником, сверяющим номера вагонов. Состава нет (они формируются с интервалом в 2—3 часа), и мы просто пялимся с высоты на рельсы.

Вечером всех собирают на построение в боевой готовности. Сотрудники располагаются в холле вокруг теннисного стола. Начштаба докладывает о попытке прорыва вражеской бронетехникой нашей линии обороны. Начинается разработка дальнейших планов. Когда речь заходит о передислокации, меня представляют новым сотрудником, спрашивают мой позывной и назначают место в авто на случай выезда. Так я становлюсь Тезкой с местом в сером «Шевроле» и носильщиком сумки с боекомплектом (БК) Нестора, койку которого мне любезно предоставили. Через 20 минут мы расходимся по комнатам, но не расслабляемся. Чуть позже становится известно, что это была учебная тревога, и ритм жизни возвращается на круги своя.

Продолжение следует

Дмитрий Липавский, АСН, фото автора



Новости партнеров
Загрузка...



Другие важные новости и публикации
Кому из знаков Зодиака чаще всего изменяют и почему это происходит
Кому из знаков Зодиака чаще всего изменяют и почему это происходит
Измена – шокирующая неприятность, о которой однажды может узнать каждый из нас Причем, предотвратить измену лю....
Самые красивые мужчины планеты. Кто они по знаку зодиака
Самые красивые мужчины планеты. Кто они по знаку зодиака
Астрология позволяет узнать все не только о характере, уникальных чертах и судьбе человека Мало кто знает, что....
Вера Брежнева полностью обнажилась для Instagram
Вера Брежнева полностью обнажилась для Instagram
Вера Брежнева заинтриговала Сеть обнаженным телом На своей странице в Instagram артистка опубликовала фото, по....
Топ-6 женских внешних качеств, которые больше всего нравятся мужчинам
Топ-6 женских внешних качеств, которые больше всего нравятся мужчинам
Когда мужчинам задаёшь вопрос, что именно их привлекает больше всего во внешности прекрасного пола, можно услы....
Вспышки гнева, ревности и обид: Любовный гороскоп на завтра 16 октября
Вспышки гнева, ревности и обид: Любовный гороскоп на завтра 16 октября
Говорят, что труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда 16 октября вам может предст....
больше материалов
/-0,23150396347046-/ /-pc-/
x
Здравствуйте!

Мы заметили, что вы используете блокировщик рекламы.

Очень просим отключить его для ASN.IN.UA!

Реклама — основной источник дохода для нас. Без нее мы не сможем оплатить работу журналистов и их командировки.

Не лишайте себя хороших материалов!

Top