Украина готовит иск против России из-за убытков, которые были нанесены строительством Керченского моста в оккупированном Крыму. В Минюсте считают значительной проблемой перекрытие Керченского канала и введение оккупантами ограничений по судоходству.
Как заявил замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк, готовится иск и подсчитываются убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами. Ранее Мининфраструктуры Украины обратилось с жалобой в Международную морскую организацию, так как действия со стороны России наносят значительный ущерб безопасности судоходства и национальной безопасности Украины.
В конце июня 2017 года представители Министерства транспорта страны-агрессора заявили, что на 23 дня запретят судоходство через Керченский пролив для установки на опоры пролетных арок Керченского моста. В свою очередь в Министерстве иностранных дел Украины подчеркнули, что из-за строительства моста Украина понесет убытки в связи с решением России ограничить судоходство, так что будет требовать компенсацию. Предполагается, что убытки украинских портов за 23 суток составят полмиллиарда гривен.
«Украинская сторона считает односторонние действия РФ об ограничении судоходства в Керченском проливе международно-противоправным деянием, которое нарушает суверенные права и юрисдикцию Украины над ее внутренними водами, территориальным морем, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Черном и Азовском морях … В этой связи Украина имеет право требовать от РФ возмещения причиненного такими действиями российской стороны вред», - заявили в МИДе.
Старт строительства
Контракт на строительство Керченского моста был подписан в марте 2015 года, строительно-монтажные работы начались в феврале 2016 года. Стоимость проекта оценивается в 228 млрд рублей, из которых 4,78 млрд рублей составят затраты госзаказчика (строительный контроль, авторский надзор, выкуп и оформление в постоянное пользование земельных участков, а также непредвиденные расходы).
Протяженность моста - 19 км, он должен соединить Крым и Таманский полуостров. Мост будет иметь четыре полосы автомобильного движения и два - железнодорожного. Единственным исполнителем контракта правительство страны-агрессора назначило «Стройгазмонтаж». Эта компания принадлежит другу детства президента РФ Владимира Путина, российскому бизнесмену, одному из самых богатых людей РФ Аркадию Ротенбергу.
В РФ не все довольны тем, что на строительство моста уходят такие колоссальные суммы. Так, в феврале 2017 года глава Управления федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Евгений Присташ заявил, что почти по всей России остановлены работы на дорожных объектах из-за возведения дорогостоящего моста в аннексированный Крым.
«Это единичный объект в масштабах не только России, но и всего мира. Поэтому, естественно, основные деньги туда уходят. (…) Поэтому все наши проекты строительства новых объектов, а у нас их пять, пока лежат на полке и ждут своего часа. На них не хватает денег», – сообщил Присташ.
В свою очередь Владимир Путин высказал желание скорее проехать за рулем автомобиля по мосту через Керченский пролив.
Протесты Украины
В мае 2017 года прокуратура Автономной Республики Крым открыла уголовное производство из-за нарушения правил экологической безопасности при строительстве Керченского моста. Уже сейчас строительство моста повлекло тяжкие последствия для природной окружающей среды, отметили в прокуратуре.
Однако в дальнейшем масштабные работы могут превратить Азовское море в черноморский залив, а резкое изменение химического состава воды приведет к гибели многих живых организмов, в том числе дельфинов, которые занесены в Красную книгу.
В прокуратуре заявили, что, по информации Института водных проблем и мелиорации НАН Украины, ориентировочные убытки, причиненные окружающей среде Черного и Азовского морей при строительстве Керченского моста, при необходимости крепления морских берегов, составят не менее 10 млрд грн.
Эксперты о долговечности моста
Еще в 2016 году эксперты, опрошенные международным изданием Business Insider, заявили, что Керченский мост строится в неправильном месте и неправильным методом. Эти факторы легко могут привести к его обрушению.
«В строительстве моста видны некоторые неудачи. Неблагоприятные погодные условия, в том числе штормы в июне, привели к задержке проекта, заставляя корабли оставаться в порту и отвлекая рабочих от своих задач. В дополнение к силам, не зависящим от них, инженеры также утверждают, что конструкция моста является проблемной. Источники отмечают, что мост строится в неправильном месте и неправильным способом, будучи восприимчивым к грязевым вулканам и землетрясениям», – сказано в статье.
Аналогичное мнение высказал и научный сотрудник Российской академии наук, Института водных проблем РАН Юрий Медовар. Он подчеркнул, что при СССР не смогли построить мост из-за сложной геологической ситуации в Керченском проливе.
«Там грязевой вулканизм, там шесть водоносных горизонтов, плюс ко всему там карст. Куда, как все сейчас объясняют, мы будем бить сваи. Ребята, ничего там бить нельзя: это море, плюс метров 80 донных отложений», – подчеркнул Медовар.
Он добавил, что в месте строительства впадают 2 реки: Дон и Кубань, в результате происходит рассоление морской воды, идёт замерзание акватории, что приводит к штормовой ситуации. «Построить можно всё, я согласен, но сколько это будет стоить, и сколько это простоит», – отметил Медовар. Эксперт подчеркнул, что, даже если Керченский мост будет построен, он там не простоит, и «даже не дай Господь, что они его сделают».