Крупнейшая европейская авиакомпания Ryanair отменила запланированный вход в Украину. Причиной стало нарушение мартовского соглашения с Международным аэропортом «Борисполь» и его нынешним гендиректором Павлом Рябикиным.
«Мы сожалеем о том, что аэропорт Киева продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым или надежным местом для инвестиций мощного авиафлота Ryanair», – рассказал главный коммерческий директор (CCO) Ryanair Дэвид О'Брайен.
По его словам, «Борисполь» защитил интересы компании «Международные авиалинии Украины», потому у Ryanair не осталось выбора, и они отменили 4 новых киевских и 7 новых львовских маршрутов.
Внезапная рука помощи от Wizz Air
Руку помощи украинским пассажирам протянул другой крупнейший лоукостер Европы - Wizz Air. Компания установила тарифы на отмененные рейсы Ryanair из Украины в размере от 15 до 35 евро. «Спасательные» цены предложены для пассажиров, которым аннулировала рейс авиакомпания Ryanair.
Такие пассажиры смогут забронировать билеты по сниженной цене, но должны предъявить свое оригинальное бронирование на Ryanair, а количество «спасательных» мест будет зависеть от наличия свободных мест, поэтому пассажирам рекомендуется быстро забронировать билет. Акция касается исключительно рейсов до 30 ноября 2017 года.
Из-за отказа Ryanair входить в Украину наша страна потеряет более 500 тысяч пассажиров и 400 рабочих мест только в первый год возможных полетов. Это могло бы значительно поддержать экономику и бюджет страны.
Все началось с того, что 10 июля гендиректор «Борисполя» Рябикин заявил, что Ryanair выдвигает аэропорту требования в отношении полетов в Киев, "которые не соответствуют украинскому законодательству".
Среди других таких условий, по его словам, - бесплатная аэронавигация, стойки регистрации, стоянки такси, площади под рекламу, офисы продажи билетов, требования о 60 днях кредитования со стороны аэропорта и выплата 35% прибыли от деятельности магазинов дьюти-фри, закрепление пассажирского сбора в сумме $7,5 на пять лет.
Рябикин заявил, что аэропорт понесет колоссальные убытки. Однако министр инфраструктуры Владимир Омелян сразу же сказал, что помехи приходу Ryanair в Украину связаны с нежеланием открытой конкуренции со стороны крупнейшей украинской госкомпании МАУ, задолжавшей бюджету Украины около 400 млн грн.
Вместе с тем, Омелян в интервью телеканалу «112» заявил, что это проблема не только аэропорта «Борисполь», а всей страны, так как руководители государственных предприятий позволяют себе занимать позиции в интересах отдельных частных лиц, которые вредят государственным интересам.
«Он это сделал специально для того, чтобы в очередной раз точно сорвать переговоры. Ибо все вещи, которые он озвучивал, правдивые они или ложные, - это конфиденциальные вещи. Они не озвучиваются публично. На самом деле аэропорт «Львов», мы уже имеем примеры, есть доказательства, подписал абсолютно выгодный для аэропорта договор, контракт с компанией Ryanair. То же предлагалось «Борисполю». », - сказал министр.
По словам Омеляна, цель такой позиции директора аэропорта «Борисполь» - заблокировать вход компании Ryanair в Украину, а не конструктивно искать выход, вести переговоры и "он понял это с первого дня, надеялся, что Рябикин прислушивается не только к господину Майбергу или Коломойскому, а решит прислушаться к руководству страны". Владимир Омелян заявил, что 12 июля предложит Кабмину просто уволить Рябикина с должности.
Еще более жестко позицию Рябикина раскритиковал нардеп от БПП Мустафа Найем. По его словам, директор государственного аэропорта «Борисполь» «украл у сотен тысяч украинцев право на дешевые авиаперелеты в угоду интересам частной авиакомпании МАУ».
«По сути, коммерческий директор авиакомпании прямо говорит: «Уважаемые украинцы, поскольку в вашем дурдоме привыкли крышевать интересы и платить дань одному конкретному олигарху, мы, пожалуй, инвестируем наши средства в какое-нибудь другое более цивилизованное государство». Можно по сто раз в день принимать Рекса Тиллерсона, писать письма Илону Маску и пафосно приписывать себе безвиз, но до тех пор пока государственными предприятиями управляют такие господа Рябикины нас по-прежнему будут считать задним двором цивилизации, где все еще процветает каннибализм», - написал парламентарий.
Не остался в стороне от скандала и мэр Львова Андрей Садовый, который не преминул упрекнуть власти в промахе. Он заявил, что компанию Ryanair из Киева «банально поперли».
«Если Президент с премьером не вырулят из этих скандалов, то могут отменять все последующие форумы а-ля «Invest in Ukraine!». Есть риск оказаться в роли людей, ни одному слову которых никто не верит», - заявил Садовый у себя в Facebook.
Разобраться с громким скандалом предложили правительству и в Офисе по привлечению и поддержке инвестиций при украинском правительстве. Глава Офиса Даниэль Билак заявил, что мнение Ryanair о том, что аэропортом защищались высокие тарифы, на самом деле могло быть и защитой национальных интересов.
Откуда Ryanair уже уходила со скандалом
Из Дании. Конфликт разгорелся на фоне обвинений лоукостера в «рабских» условиях труда персонала. О том, что работники Ryanair буквально побираются, заявили датскому телеканалу DR Nyheder восемь стюардов авиакомпании, выходцев из стран Восточной и Южной Европы. По их словам - в зимний сезон получают менее 500 евро в месяц.
Один из стюардов рассказал, что зимой вынужден собирать пустые бутылки, чтобы обеспечить семью. По условиям контрактов, им не полагается оплачиваемый больничный, испытательный срок длится год, они обязаны сами платить за униформу и курсы повышения квалификации, об увольнении их могут уведомить за неделю, а средняя зарплата составляет примерно 16 евро в час. По словам одного из сотрудников базы Биллунда, в контрактах 60% летного состава Ryanair не оговаривается размер минимальной зарплаты в зимние месяцы.
После скандального интервью генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири устроил пресс-конференцию с пятью сотрудниками Ryanair представительства в Копенгагене, которые уверили, что их условия работы устраивают и являются «выгодными». Однако общественность Дании подобные заявления не впечатлили.
Мэр Копенгагена Фрэнк Йэнсен даже запретил в мае сотрудникам городской администрации летать самолетами ирландской компании под предлогом неподобающего отношения с ее стороны к сотрудникам.
Авиакомпания Ryanair распространила официальное заявление, в котором говорится, что база в Копенгагене будет закрыта и переведена в литовский город Каунас в ответ на запланированную датским профсоюзом на 18 июля забастовку.
Также бюджетный авиаперевозчик угрожал прекратить свою деятельность в аэропортах Биллунна и Орхуса (второй по величине город Дании).
Ранее датский суд, рассмотрев обращение местных профсоюзов, обязал ирландскую авиакомпанию при работе на территории королевства следовать местным законам о труде. Ryanair настаивала на своем праве, будучи ирландской компанией, руководствоваться ирландскими законами в общении со своими сотрудниками даже на датской территории.
О том, как будет работаться украинцам, если они вообще будут работать на этих авиалиниях, похоже, нам только предстоит узнать. Но то, что компания не боится скандалов - это точно.
Соцсети - в угрюмом унынии
В соцсетях происходящее с Ryanair в Украине вызвало уныние, печаль и злую иронию. Блогер Sergey Naumovich пошутил, что если Ryanair зайдёт в Украину, то «Путин нападёт!»
«Сидит такой себе «большой начальник» и бенин кореш Паша в государственном аэропорту «Борисполь» и азартно «отфутболивает» европейских лоукостеров. Они к нему «на ковёр» с очередным предложением, а он говорит «нет»! Это же классика: наш чиновник пытается доказать «тупым» иностранцам, что тут реалии настолько отличаются от европейских, что украинские налогоплательщики пусть лучше летают с МАУ. И правда, зачем экономить? Надо зарабатывать больше - это да! А экономят же только «нищеброды»: итальянцы, швейцарцы, австрийцы», - добавил блогер.
Еще один блогер с ником «Кокс Квасьневского» представил происходящий скандал в стихах:
У економіці в нас ніби
січас хоть малєнькій, но рост
тому нам на..й не потрібен
lowcost.
В свою очередь пользователь «Выживший в уме» напомнил, что Рябикин ранее занимал пост заместителя мэра Киева Виталия Кличко по строительным и земельным вопросам. «Сколько он там нахапал откатов, легенды ходят. А тут какие-то самолетики», - грустно резюмировал блогер.