Можно смело утверждать, что минувшая неделя прошла под знаком «необходимости наведения порядка на таможне». Премьер озвучил, что реформирование украинской таможни – один из приоритетов деятельности нового правительства. Проведено совещание, обозначены направления работы, определены первоочередные шаги и поставлен срок – максимум через три месяца должны быть конкретные результаты.
На фоне всего этого не особо замеченной осталась новость о том, что в парламент планируется повторно внести ряд законопроектов, разработанных по инициативе Государственной фискальной службы в рамках институциональной реформы ведомства.
Речь идет, в частности, о законопроектах №2176а и №2177а, которые были поданы в парламент еще в июне 2015 года, но потом были отозваны для пересогласования.
Суть №2177а – ликвидировать таможни как самостоятельные юридические лица, сделав их структурными подразделениями областных управлений ГФС. Понятие «таможенный пост» тоже предлагается исключить из Таможенного кодекса.
Причем подается все это громко и пафосно: «на выполнение обязательств перед МФВ» относительно усовершенствования работы органов ГФС. Но самое интересное, что никаких требований по ликвидации таможенных органов как самостоятельной структуры миссия МВФ не выдвигала. Более того, преобразование таможен в структурные подразделения налоговых инспекций будет крайне негативно влиять на эффективность осуществления таможенного дела, что, следовательно, не соответствует экономическим интересам, ни Украины, ни… МВФ.
И сегодня в результате «оптимизации» на таможне, после передачи таможенных функций под управление налоговикам, можно наблюдать разве что деградацию таких перспективных направлений, как таможенный аудит, «электронная таможня». Что же будет после лишения таможен статуса юридического лица?
А в контексте масштабности поставленных задач по реформированию таможни новым премьером Владимиром Гройсманом и, как следствие, получения дополнительных поступлений в бюджет эти законопроекты вызывают, мягко говоря, недоумение.
Второй из законопроектов «пакета ГФС» можно охарактеризовать как кадровый «шедевр». 2176а - это законопроект, который дает возможность увеличить число заместителей на основании решения правительства.
У меня по этому поводу только один вопрос: что мешает нынешнему главе ГФС заполнить для начала существующие вакансии. Ведь у нас, напомню, уже 7 месяцев пустует должность заместителя главы ГФС, ответственного за таможенное направление. И каким образом этот кадровый «шедевр» авторства ГФС поможет реформе таможни?
Хотя законопроекты внесли в парламент еще в июне 2015 года, после формирования нового Кабмина их отозвали. Но в ближайшее время они вполне могут появиться снова, поскольку в ГФС их таки считают реформами.
На самом деле оба документа не просто не являются таковыми - принятие любого из них приведет к уничтожению таможни как госоргана и поглощению таможен областными управлениями ГФС или налоговыми инспекциями на местах.
Сегодня проблема не столько в таможенном законодательстве, сколько в отсутствии системного видения у руководства ГФС пути развития таможни.
А возможность для улучшения работы таможни действительно есть. И она может преобразоваться в настоящее увеличение таможенных поступлений, вызванное не девальвацией, как это происходит сегодня, а реальными реформами.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.