Налог на выведенный капитал является основой для эффективной либеральной налоговой реформы
Очевидно, что для отдельных политических партий украинского парламента сейчас актуальным является популистский пиар на фоне обсуждения и окончательного принятия государственного бюджета на следующий год. Подзабытой темой, но которая имеет непосредственное влияние на характер наполнения бюджета страны, является тематика модернизации налоговой системы. Актуальность вопроса бесспорна, учитывая, что сейчас частный малый и средний бизнес работает на пределе своих бизнес-возможностей. Если бы парламентарии и другие партии в ближайшее время придумали эффективный механизм конвертации собственного политического популизма в реальные бюджетные поступления и инвестиции в экономику - таким бы партиям была обеспечена долговременная парламентская прописка. Но сейчас имеем ситуацию большого количества налогов, которые с трудом может платить частный бизнес.
Лично являюсь сподвижником идеи трансформации налоговой системы, которая состоит в ведении налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль, который и так, по сути, не платится. Если говорить предметно, налогообложению подлежат только средства, которые выводятся из бизнеса. В цифрах, например, это означает, что когда вы выводите средства путем выплаты дивидендов, то в этом случае применяется ставка 15% к сумме выплаты (100 грн дивиденды, 15 грн налог). В ином случае применяется уже ставка 20%.
Каких результатов эта трансформация налоговой системы должна достичь? Очевидны для меня три. Первый результат, это тотальное упрощение самой системы налогообложения и администрирования. Вторым результатом является уменьшение фискального давления. Последним же является отказ от двойной бухгалтерий и реинвестирования в производство, ведь убеждена, что налог должен зависеть не от суммы прибыли, а только от суммы выведенного капитала.
И самое главное, сколько в финансовом эквиваленте будет «стоить» Украине введение налога на выведенный капитал? Безусловно, речь идет о сотнях миллиардов гривен. Поскольку на сегодняшний день 67% убытков государства составляют неуплаченные налоги крупными компаниями (в том числе 475 млрд финансово-промышленными группами). Именно они занимаются выводом своих средств под 5% за границу. Из 269 тыс. предприятий платят налоги только 1086. Таким образом, государство и не имеет других рычагов влияния, кроме позорного, полукриминального сбора.
Соответственно, сейчас не только эксперты от бизнеса, но и само бизнес-сообщество должно стать «драйверами изменений», особенно в налоговой сфере и создании конкурентного продукта и услуг.