Создание антикоррупционного суда VS досрочных парламентских выборов
1 марта 2018 года 282 народных избранников в первом чтении поддержали президентский законопроект о создании в Украине антикоррупционного суда. Такой результат можно объяснить тем, что западным партнерам украинская власть хочет показать, что парламентская коалиция - есть и эффективно работает на благо украинского народа. То есть, намек на то, что досрочных парламентских выборов проводить не нужно, а все недовольство действующей политической системой идут из уст агентов Кремля, которые дестабилизируют положение в государстве. К тому же это показывает, что отечественные деятели прислушиваются к советам иностранных советников, соответственно за хорошее поведение и работу заслуживают транш от МВФ и другие финансовые поощрения.
Безусловно, в каждой ситуации есть сторона против. Сопротивляться по принятию во втором чтении закона об антикоррупционном суде будут те партии, которые не входят в коалицию, их цель способствовать роспуску парламента и назначения досрочных парламентских выборов на октябрь 2018 года. В тоже время возникает вопрос: удовлетворит Венецианскую комиссию законопроект о антикоррупционном суде? Формально для Венецианской комиссии закон будет красиво расписан, однако, это не уменьшит уровня коррупции в Украине. Очень мала вероятность, что сразу после начала работы антикоррупционного суда начнут наказывать представителей высшего эшелона власти за злоупотребление служебным положением.
Стоит предположить, что к началу летних каникул Верховная Рада примет закон об антикоррупционном суде. Скорее всего, далее начнется подготовка к досрочным парламентским выборам (что станет поводом мы дальше увидим) и тему антикоррупционного суда будут рассматривать как большую победу на пути построения европейской, правовой Украины. Сам антикоррупционный суд заработает не раньше 2020 года. Это вызвано тем, что длительное время занимает сама процедура конкурсного отбора кандидатов в Высший антикоррупционный суд. Законопроектом предлагается создать при ВККС Совет международных экспертов из семи членов на основании предложений международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции. Сам же Президент заинтересован в том, чтобы в состав антикоррупционного суда вошли старые «свои» судьи, которые смогут и дальше выносить политические решения, наказывая оппонентов действующей власти. Наши государственники всегда могут сказать, что международные эксперты превышают вес своей компетенции и вмешиваются во внутренние дела Украины. Этим законом, с одной стороны, власть, якобы будет выполнять советы Запада, а с другой стороны, антикоррупционный суд доведут до уровня несостоятельности, как в случае с НАБУ и САПУ, что продолжит работу традиционных судов с «правильными» приговорами.
Ситуация в правоохранительной и судебной системе все больше будет монополизироваться вокруг Верховного главнокомандующего. На самом деле, сколько не создавай антикоррупционных органов, но коррупцию в Украине полностью не ликвидировать. У нас предостаточно профильных структур, которые могут бороться с коррупцией, чем больше мы создаем новых антикоррупционных организаций, тем увеличивается шанс на «потерю» дела между инстанциями. Бытует такое мнение, что коррупция для общества расценивается, как воздух без которого нельзя жить. Элементарно просто, никогда не преодолеть коррупцию на бытовом уровне. В те же учебные и медицинские учреждения, в ЖКХ и другие структуры граждане сами всегда будут носить взятки и считают, что это нормально. До тех пор, пока не будет существовать принцип неотвратимости наказания, коррупция будет процветать на каждом шагу. Решение проблемы с коррупцией должно происходить, прежде всего, на уровне сознания, у нас этого нет. Когда в цивилизованных странах думают, как решить проблему, то в Украине думают, как заработать на этой проблеме. В нашем социуме еще ребенок не родился, но она уже знает, где ему придется воровать, иначе он не выживет. Только народ решает, как ему жить дальше и никакие супер иностранные консультанты Украину не спасут, если граждане не закатают рука и не начнут пахать.